shadow

28 мая народный праздник Пахом Теплый, Пахом-Бокогрей — что за праздник, как отмечать? Приметы этого дня.

28 мая


shadow

28 мая (15 мая по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Пахомия Великого и преподобного Пахомия Нерехтского. В народном календаре этот день получил название Пахом Бокогрей или Пахом Теплый.

На Руси примечали, что с этого дня солнце начинает греть сильнее, отчего «крестьянин бока греет, от заморозков отходит». В народе поговаривали, что на Пахома черемуховые холода, т. е. похолодание, которое часто наступало с расцветом черемухи, сменяются на рябиновое тепло (повсюду зацветала рябина). Наши предки говорили: «Пришел Пахом — запахло теплом».

История

Святой Пахомий – основоположник пустынножительства и первостроитель монашеского общежития в Египте. Он жил в III столетии в Фиваиде Египетской в семье язычников. Благодаря хорошему воспитанию и образованию Пахомий был рассудительным, целомудренным и обладал добрым характером.

На военной службе он познакомился с христианами и узнал о заповедях Господних, в частности о любви к ближнему. Это натолкнуло двадцатилетнего воина на принятие православия и крещение. После окончания службы он удалился в пустыню и стал учеником местного пустынника Паламона.

Через 10 лет иноческих подвигов Пахомий услышал голос, по велению которого построил обитель неподалеку от селения Тавенниси. Вскоре после смерти наставника Паламона Пахомию явился ангел и вручил устав иноческой жизни. В обитель приходили монахи и оставались жить под руководством святого. Они поражались его непреклонности по отношению к себе и милосердию к другим.

Все больше иноков хотели жить под руководством трудолюбивого наставника. Поэтому пришлось построить еще 7 монастырей. Вскоре в тех местах началась эпидемия, от которой пострадал и святой. Его ученик Федор до последней минуты не отходил от умирающего. Он похоронил его у подножия горы. Пахомий умер приблизительно в 348 году.

Традиции

В этот день люди сажают пшеницу. Остальные культуры не рекомендуется сеять, потому что они пропадут. Также не принято работать на земле в полдень, поскольку никакого проку от этих дел не будет.

 

Народные приметы на Пахома бокогрея

Начиная с Пахома крестьяне начинали сеять поздний овес и пшеницу. Поговаривали: «Пахом овес пускает в рост», «Пришел Пахом Бокогрей — досевай пшеницу скорей». При этом строго следили, чтобы в этот день больше никакие культуры в землю не высаживались, все равно от них толку не будет.

Особенно это касалось различных овощей, считалось, что при высадке семян и рассады в землю на Пахома капуста кочанов не завяжет и будет испорчена гусеницами, огурцы получатся кривыми и горькими, кабачки уйдут в пустоцветы, горох, фасоль и бобы вырастут червивыми. Сев пшеницы и овса нужно было закончить до полудня, иначе семена в рост не пойдут и урожай пропадет.

Если на Пахома тепло, то и все лето будет теплым. Если на Пахома солнце на восходе багряно-красное, то лето будет жарким, богатым на грозы и пожары. Если к Пахому зацветает можжевельник — пора начинать сеять ячмень.

 

Приметы и поверья

Какая погода на Пахома Теплого, таким и лето будет.

Насыщенный красный небосвод на восходе предвещает жаркое лето с частыми пожарами.

Дождь и восточный ветер говорят о том, что непогода скоро прекратится.

Если день теплый, то рыбалка будет хорошей.

В небе после дождя видна радуга – ненастье больше не вернется.

Ласточка не возвращается в прежнее жилище – это предвещает пожар. Если она покинула уже насиженное место – к большой беде.

Разорить ласточкино гнездо – большой грех. В качестве наказания за содеянное можно ослепнуть или потерять кого-то из родных.

 

28 мая Преподобный Пахомий Великий — церковный праздник.

В этот день Православная церковь почитает преподобного Пахомия Великого, являвшегося одним из столпов пустынножительства и основателем монашества в Египте. В этот же день чтилась память благоверного царевича Димитрия, убитого в Угличе.

Уроженец Верхнего Египта он крестился уже взрослым, попав по призыву в армию императора Константина Великого примерно в то время, когда Антоний Великий взошел на гору, чтобы провести там в уединении и молитве двадцать лет. Тогда многие аскеты покидали по его примеру долину Нила, уходя вглубь пустыни. Но лишь немногие из них основали там большие монашеские поселения. Одним из них стал Пахомий.

Монашеской жизни он учился в Фиваиде у аввы Паламона. А прожив в пустыне отшельником десять лет, сам приобрел духовный опыт, и уже к нему как к учителю потянулись новоначальные. Старец Паламон благословил своего духовного сына устроить киновию иноческую обитель у развалин селения Тавенниси.

Авва Пахомий составил для общины единый устав.  Братия носила одинаковую одежду, ела одну и ту же пищу, исполняла назначенных им послушания на общую пользу, в том числе  переписывая книги, не должна была иметь собственных денег и ничего не принимала у родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и он же ввел в монашескую практику молитву по четкам.

Сам Василий Великий, по уставу которого до сих пор живут многие православные монастыри, позаимствовал у Пахомия многие идеи устройства иноческого общежития. Хотя его киновия еще не была монастырем в нашем понимании — монахи там жили каждый в своей отдельной хижине-кнлье и много времени проводили в уединении, готовясь к более трудным аскетическим подвигам.

Иноков к Пахомию приходило все больше, пришлось строить новые обители. Целые монашеские общины просили авву стать их наставником.

Преподобный Пахомий прожил недолго, всего 53 года. Перед смертью тяжело болел. Когда-то он ушел в пустыню, чтобы стать анахоретом. Перед смертью в обителях, которые он духовно окормлял было до 7000 человек…

Среди первых отцов-пустынников мало кому удалось прожить и умереть в полном уединении. Все те, кого мы знаем, остались в памяти поколений именно потому, что их пример увлек за собой множество других. В их киновиях не было формальной иерархии, существовал только духовный и моральный авторитет старцев, и те, кто принимали священнический сан, избирались для этого братией за святость своей жизни. Там сохранялась атмосфера духовной свободы, ведь подлинным учителем, который приводил их всех в пустыню и вдохновлял двадцать четыре часа в сутки душей и телом жить по Евангельским заповедям, напрягая все силы, отсекая зло, лукавые помыслы, отказывая себе в удовольствиях земного мира, чтобы целиком отдаться поискам Бога, был Тот, кто указал этот путь всем – Иисус Христос.

Источник

 

Народные приметы на Пахома Теплого 28 мая

Пришел Пахом — запахло теплом.

На Пахома тепло — все лето теплое.

С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода.

С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.

На Пахома сеют ячмень.

Можжевельник зацветет — пора ячмень сеять.

Ячмень сеют, пока цветет калина.

Уж я пашенку пашу,
Сам на солнышко гляжу.
Стало солнышко к обеду поворачивать,
Мужики сошнички соколачивать.
Еще все жены мужьям хлеба несут,
А моя шельма жена не устряпалась.
Уж я выпрягу лошадку, поеду домой,
Я заеду во ракитовы куста,
Уж я вырежу лозу
Про свою шельму жену.
Подъезжаю-подвожу:
Ходит жена по двору
Во кумачном сарафане,
Во парчевых рукавах,
Во кокошничке-рогаче,
В коноватною фате.
«Где ты, женушка, была?» —
«У попа, сударь, была,
За твое, сударь, здоровье
Рюмку водки выпила».
«Спасибо тебе, жена,
Не забыла ты меня!» —
«Еще как тебя забыть,—
Не могу тебя избыть!»
(Казанская губ.)

***

Мужик пашенку пахал, сам на солнышко взирал, —
Эх, попашу я, попашу, на солнышко погляжу,
Попашу я, попашу, ды на солнышко погляжу.
А как людски-ти добрыя жены мужьям завтракать несут,
А как людски-ти добрыя жены мужьям завтракать несут,
Ох, а моя шельма жена скрозь до обеда проспала,
Эх, скрозь до обеда проспала, да позабыла про меня,
Позабыла, что ей было, позапамятовала,
Позабыла, что ей было, позапамятовала.
Провожу свою Орюшеньку, сам поеду во лесок.
Я вырежу лозу про свою шельму жену,
Я вырежу лозу про свою шельму жену,
Приезжаю ко двору — жена ходит по двору.
Приезжаю ко двору —жена ходит по двору.
Ох, во котах, во чулках, во шелковых рукавах.
«Жена, моя женушка, серебряно донышко,
Где ты долго пробыла, где ты гуливала?
Где ты долго пробыла, где ты гуливала?»
«Я у кума, у кумы д я у кумовой жены,
Сладку водочку пила и тебе бы налила,
И тебе бы налила — спотыкнулась, пролила».
Загляделися глаза, из рук выпала лоза,
Опущу я лозу — поцелую жену.
(Нижегородская губ.)

Источник

 

Дата в 2017 году: 28 мая, воскресенье
Другие названия: Пахом (Пахомий) Бокогрей; День Пахомия-Бокогрея; Пахом; бокогрей; травник
Церковное название: Преподобного Пахомия Великого
Значение: День памяти Пахомия Великого, Египетского, Фиваидского
Традиции: Посев пшеницы

 

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: