Природа

Облака на миллион: сколько стоит хорошая погода в Москве

Дочка» госкорпорации «Ростех» вновь получила выгодный контракт от столичных властей на разгон облаков на майские и июньские праздники.

На эти майские праздники, также как и в предыдущие годы, городские власти обещают хорошую погоду. Без гарантированного солнца, но и без осадков. В распоряжении Лайфа оказались контракты, из которых видно, что из столичной казны потратят около 300 миллионов рублей на специальные мероприятия по разгону облаков и их «отжиму» от влаги ещё на подступах к Москве. Многомиллионные контракты на метеозащиту не первый год и без конкуренции берёт АНО «Агентство атмосферных технологий» (АНО «АТТЕХ»). В контрактах есть сомнительные моменты: так, АТТЕХ получило из бюджета на аренду 1 Мая и 9 Мая уникальной летающей лаборатории ЯК-42Д «Росгидромет» по 6,5 млн рублей в день, однако компания-субподрядчик будет арендовать этот самолёт ровно в два раза дешевле.

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Дорогая погода

С каждым годом расходы столичных властей на метеозащиту Москвы на праздники только растут. Если в 2016-м на разгон облаков на 1 Мая, 9 Мая и День России (12 июня) Правительство Москвы выделило 258 млн рублей (по 85,9 млн рублей на каждый), то в этом году хорошая погода на эти же даты вышла бюджету уже в 293 млн. Тендеры на разгон облаков в Москве с 2016-го проводит ГКУ «Экспертавтодор».

Традиционно с тучами над Москвой сражается авиация Минобороны, но госконтракты получают вовсе не военные. Много лет контракты на разгон облаков берёт оператор — АНО «АТТЕХ». Гендиректором компании значится Виктор Корнеев. Агентство было учреждено «Росгидрометом» и «дочкой» «Ростеха» — чебоксарским производственным объединением им. Чапаева. Это один из производителей специальных «погодных» реагентов.

Последний договор на хорошую погоду с АТТЕХ был заключён как с единственным поставщиком. В пояснении к контракту это объясняется тем, что никто, кроме агентства, заявки на участие не подавал, а затягивать с заключением контракта, мол, уже нельзя.

— Промедление с выполнением работ по метеозащите Москвы во время праздничных мероприятий недопустимо, так как может привести к причинению вреда и созданию опасности, угрожающей личности либо законным интересам общества и государства, — говорится в пояснении. Как промедление с метеозащитой столицы может навредить интересам общества, в документах не уточняется.

По договору, АТТЕХ должен обеспечить метеозащиту Москвы на трёх праздниках — 1 Мая, 9 Мая и 12 июня. В разгоне облаков будут задействованы 9 самолётов Ан-12 и Ан-26 Минобороны, а также один самолёт-лаборатория Як-42Д «Росгидромет», который находится в эксплуатации СибНИА им. С.А. Чаплыгина.

В приложении есть расклад по контракту на все три праздника. По стоимости и самим статьям расходов они практически ничем не отличаются.

Самая большая статья расходов — авиаработы на девяти самолётах. Стоимость их участия в разгоне облаков на всех трёх праздниках столичные чиновники оценили в 93 млн рублей. В 42 млн обойдётся заправка всех самолётов. Ещё 19,5 млн рублей, согласно смете контракта, понадобится для оперативного обеспечения метеорологической информацией и проведения работ на специальном самолёте Як-42Д «Росгидромет». Не забыли чиновники заложить в контракт и прибыль АТТЕХ. На улучшении погоды в городе она сможет заработать порядка 30 млн рублей.

Сами реагенты стоят мало. На один расчётный день — около 2,5 млн рублей. В зависимости от типа облаков, за один день могут израсходовать до 20 тонн твёрдых реагентов и несколько тысяч литров жидких. Так, для слоистой облачности используют сухой лёд, жидкий азот и йодистое серебро. Для борьбы с кучево-дождевыми облаками используют мелкодисперсный цемент.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Игры с нулями

Расчёт цен контракта расписан так, что из него непонятно, какие работы АНО «АТТЕХ» выполнит самостоятельно, а какие отдала на субподряд. Ещё в 2013-м в расчётах стоимости контракта была графа «услуги сторонних организаций», в нынешнем договоре её нет.

Так, например, из контракта 2013 года становится понятно, что компания ООО «Центр внедрения методов и средств активного взаимодействия «Аква», в которой Корнеев значится совладельцем, получала от АТТЕХ субподряд на техническое обслуживание самолётной аппаратуры.

В распоряжении Лайфа оказались два контракта на аренду Як-42Д «Росгидромет» на 1 Мая и 9 Мая 2017 года. Из документов следует, что «Центральная аэрологическая обсерватория» (ЦАО) арендует Як-42Д «Росгидромет» на эти даты у Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА).

Стоимость аренды на два праздника обойдётся ЦАО в 6,6 млн рублей, включая затраты на страховку самолёта и экипажа, а также выплату им зарплат. Это в два раза меньше суммы, которую столичные власти уже выделили на эти цели.

В самом АТТЕХ отказались комментировать разницу между стоимостью фрахта лайнера и суммой затрат, которую заложили в основном контракте. В ГКУ «Экспертавтодор» также не ответили на вопрос Лайфа. Эксперты говорят, что в этой схеме возможен и коррупционный фактор.

— Вообще не понятно, почему власти заключили контракт с АТТЕХ, учитывая, что у организации нет собственной техники, — говорит председатель НАК Кирилл Кабанов. — По сути, это компания-посредник, а когда сделки заключаются через посредников, всегда есть коррупционные риски. Чтобы их избежать, многие крупные компании как раз и выходят на прямые контракты.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.