В Мире

Новый Шёлковый путь буксует на Транссибе

18 января на вокзал Лондона прибыл первый грузовой железнодорожный состав из Китая. Поезд выехал из китайского города Иу (восточная провинция Чжэцзян) 1 января и в течение 18 дней преодолел расстояние, равное 12 тысяч километров. На своем пути он пересек границы Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии и Франции, откуда по тоннелю под Ла-Маншем прибыл в Лондон. Поезд привез 58 контейнеров с китайской продукцией, в том числе одежду, ткани, бытовые товары.

Британия стала 18-й по счету европейской страной, с которой КНР наладил прямое железнодорожное сообщение, а Лондон — 15-й по счету европейской столицей, куда еженедельно будут прибывать китайские товарные поезда. Это говорит о том, что в Китае придают большое значение развитию своих сухопутных грузоперевозок в Европу.

При этом через Россию проходит примерно пятая часть всего маршрута. По оценке Яо Гана, вице-председателя китайской комиссии по ценным бумагам, в ближайшие десять лет торговый оборот Китая со странами вдоль транспортного коридора достигнет порядка 2,5 триллиона долларов.

В рамках стратегии «Нового Шёлкового пути» китайская сторона планирует выделить около 40 миллиардов долларов для финансирования автомобильных и железных дорог за рубежом для обеспечения бесперебойного транспортного коридора из Китая в Западную Европу. И значительная часть этих инвестиций, по идее, должна была бы достаться России. Но пока дальше меморандума, подписанного в 2015 году, в котором Китай обещает вложить в строительство скоростной дороги Москва-Казань, около 6 миллиардов долларов, дело не идёт.

— Грузовой поезд в Лондон шёл 18 суток, — говорит замдиректора Института Дальнего Востока РАН, китаист Андрей Островский. — Это и быстро, и долго. Быстро потому, что морем этот же товар доставлялся бы значительно дольше — 30 суток. На морском пути из Китая в Европу — Суэцкий канал и Бискайский залив. Это сильно задерживает движение. А по Северному морскому пути — пока вообще сложно проводить торговые суда, поскольку нет соответствующей инфраструктуры.

А по суше мы могли бы значительно увеличить грузоперевозки в страны ЕС из Китая. Но для этого надо значительно модернизировать наши железные дороги, чтобы можно было увеличить скорость прохождения грузов через российскую территорию. Нам надо в идеале организовать железнодорожные перевозки, как в Китае. Там порядка 100 тысяч километров железных дорог. При этом 12 тысяч километров высокоскоростных дорог предназначены только для пассажирских перевозок. А для грузов прокладываются пути отдельно, что значительно увеличивает скорость их перевозок. Например, средняя скорость грузов внутри Китая доходит до 100 километров в час. В то время как у нас по Транссибу грузы идут со средней скоростью от 11 до 20 километров в час.

Естественно, чтобы нам стать крупной транзитной страной для экспорта товаров из Поднебесной, надо, чтобы товары проходили со скоростью близкой к той, какой добился Китай. Для этого необходимо создавать высокоскоростные пассажирские дороги, которые будут идти параллельно грузовым. Какие-то шаги в этом направлении планируются. Например, первый шаг — строительство специальной дороги Москва-Казань. Потом продлить её до Екатеринбурга, Оренбурга и так далее. Тогда обычные дороги окажутся разгруженными, и резко увеличится скорость прохождения грузов через Россию.

— Насколько реально построить эти дороги в условиях экономического кризиса?

— Китайцы в принципе не против сами вкладывать деньги в это строительство. Для этого существует созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Насколько я знаю, готовились соглашения, предполагающие, что китайцы вложат крупные суммы в модернизацию наших железных дорог. Однако в последний момент во время встреч на высшем уровне подписание откладывалось. В чём-то Россия и Китай не могут договориться. У России и Китая давно есть некоторые разногласия в вопросе сопряжения двух проектов: российского евразийского проекта и китайского «Пояса Шёлкового пути». В принципе российская сторона не против объединить эти два проекта, но по конкретным условиям стороны пока не могут прийти к соглашению.

— Насколько Китай заинтересован в увеличении транзита своих товаров в Европу в условиях мирового экономического кризиса?

— Безусловно, заинтересован. У Китая объём торговли со странами ЕС в прошлом году составил 600 миллиардов долларов. А всего на экспорт продано товаров на сумму 4 триллиона долларов. Китайцы заинтересованы в том, чтобы торговать с европейскими странами, особенно в условиях, когда Дональд Трамп делает неоднозначные заявления в адрес сотрудничества с Поднебесной.

— Не получится ли, что пока мы судим-рядим, Украина перехватит инициативу, и главные транзитные потоки из Китая пойдут через неё? Недаром в последнее время Порошенко делает заискивающие заявления в адрес Поднебесной.

— Заявления Порошенко — это такие жесты отчаяния. В Киеве очень нервничают в связи с приходом Трампа. Не знают, чего ждать и надеются заручиться поддержкой хоть какой-нибудь сильной державы. Между тем, между Китаем и Украиной много взаимных претензий и обид. Ещё при Януковиче были заключены соглашения, согласно которым Украина должна была выделить 2 миллиона гектаров земли в Днепропетровской и Запорожской областях для выращивания зерновых. После известных событий Киев отказался выполнять обязательства правительства Януковича и возвращать уже полученные деньги. В связи с чем Китай подал на Украину в суд. И какие в такой ситуации могут быть проекты — сложно представить. Для начала Украина должна выполнить ранее подписанные соглашения.

 — Украина уже пыталась запустить поезд в Китай из Одессы в обход России. Больше попыток не предпринималось?

— Как раз из-за непростых отношений между Пекином и Киевом этот состав простоял две недели на границе между Казахстаном и Китаем. После этого экспериментировать с «Шёлковым путём» украинцам расхотелось. Но даже если предположить, что Китай и Украина договорятся, товары пойдут по «зелёному коридору», две переправы через Чёрное и Каспийское моря делают проект весьма проблематичным.

— По поводу российско-китайских отношений с обеих сторон в последние годы прозвучало много оптимистичных заявлений, однако большая часть из них так и осталась на словах, — говорит доцент Высшей школы экономики, китаист Михаил Карпов. — Да, конечно, это хорошо, что поезд в Лондон прошёл через территорию России. Однако я слабо верю, что перевозки станут массовыми и что это сильно поддержит нашу экономику. Китайцы не торопятся вкладывать деньги в наши железные дороги потому, что мы им, честно говоря, не так интересны, как это принято подавать в наших СМИ. Китайцы видят, что экономика наша не растёт, перспективы туманны.

На фоне обвала товарооборота между странами в 2014 году они поняли, что ситуация у нас очень нестабильная и в любом случае не воспринимают нас как надёжного экономического партнёра. Мы вылетели из десятки главных торговых партнёров Китая. Да и в самой Поднебесной ситуация с экономикой не так хороша сейчас. Поэтому я крайне сдержанно оцениваю перспективы наших отношений, в том числе в сфере транзита китайских товаров через Россию в Европу.

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.