Армия

Поход под прицелом НАТО: как «Адмирал Кузнецов» переполошил всю Европу

Телеканал «Звезда» продолжает рассказ об уникальном корабле российского Военно-Морского Флота — тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Это вторая серия программы, а поводом для пристального внимания журналистов к авианосцу стал его нынешний поход в Средиземное море, где крейсер в составе российской группировки кораблей принял участие в операции по уничтожению террористических формирований в Сирии.

На этот раз журналисты «Звезды» погрузятся, что называется, в «эпицентр» жизни корабля, побывают там, куда простому смертному путь, как правило, воспрещен, покажут все самое интересное из жизни авианосца и его экипажа. Новую программу из цикла «Военная приемка» как всегда представляет журналист Алексей Егоров.

Переполох для НАТО

Оператор «Военной приемки» Вячеслав Титов и корреспондент Борис Зимин провели в этом походе ни много ни мало — сорок дней. Весь этот срок они добросовестно носили военно-морское обмундирование, а, записывая свои сюжеты, прошагали десятки километров внутренних переходов, которыми оборудован этот корабль. На свои камеры журналисты запечатлели не только подробности флотской жизни, но и сняли уникальные кадры: например, преследование на вертолете Ка-27 кораблей НАТО, которые пытались вклиниться в походный ордер российской корабельной группы.

Конечно, условия, в которых обитали репортеры, идеальными с точки зрения комфорта не назовешь. Но обстановка на боевом корабле вообще мало напоминает интерьеры круизного лайнера. Каюты — скромного размера, без иллюминаторов. Хотя, необходимые «удобства» (тот же водопровод, например), безусловно, присутствуют.

Кстати, в поход на борту «Кузнецова» вышло внушительное количество различных специалистов. Это и морская пехота, и военная полиция, и авиационный персонал. Всего личного состава на крейсере набралось почти две с половиной тысячи человек.

Стоит отметить, что поход проходил в непростых условиях. И дело не только в сопутствовавшей морякам штормовой погоде. По признанию старшего похода — заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Виктора Соколова, за действиями российской корабельной группы в среднем наблюдали не менее семи кораблей военно-морских сил стран НАТО. Наши разведчики идентифицировали «чужих».

Оказывается, за россиянами пристально следили французские, норвежские, британские разведывательные корабли, в том числе – новейшей конструкции Вот какое внимание! Смотрели за «Кузнецовым» и «сверху», а еще наблюдение было организовано с берега. Интересно, что некоторые корабли, которые «вели» российский авианосец во время его похода, были спешно отозваны для выполнения этой задачи из района проходивших в это же самое время учений НАТО. Такой вот переполох устроила наша корабельная группа для всего военного блока.

Крылья «Кузнецова»

На сегодня уже известно, что в состав российской эскадры вошли тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», спасательный буксир «Алтай», другие суда. И всех их докучливо «опекали» те самые «контролеры» из НАТО. В Северном море английский фрегат «Ричмонд» даже попытался вклиниться в строй российских кораблей, подойдя к авианосцу на опасное расстояние. Однако непрошенный гость был вежливо, но настойчиво «отогнан» «Петром Великим». К слову, в этот момент на нашем корабле объявлялась боевая тревога, в полную готовность были приведены средства ПВО.

Авианосцу вообще нельзя без помощников. К примеру, на упомянутом «Алтае» есть команда водолазов-спасателей, а в состав оборудования судна входит подводный робот. Зачем? Основная задача этого глубоководного аппарата — поиск и обнаружение затонувших объектов, которые он может находить на глубине до 600 метров. По свидетельству первого командира «Кузнецова» вице-адмирала Виктора Ярыгина, ситуации, когда работа на глубине была необходима, в истории корабля случались. Однажды, например, на винт намотались рыбацкие снасти. Пришлось водолазам спускаться в море, разматывать эту «паутину»…

В свою очередь ключевая задача самого крейсера — обеспечение работы авиации. На борту корабля в ходе нынешнего похода были собраны истребители Су-33, многоцелевые МиГ-29К, двухместные МиГ-29КУБ, вертолеты Ка-27. По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, самое сложное для пилота — посадка. Она требует филигранной техники пилотирования. В помощь летчику на корабле имеется аэрофинишер, а специалисты, работающие с ним, называются «операторами тормозных машин». В зависимости от вида самолета и объема топлива в его баках они выставляют силу натяжения тросов. Всего таких тросов на борту — четыре. При зацеплении происходит резкое торможение машины с опусканием носа. Летчик в этот момент испытывает значительные перегрузки. Вообще, считается, что посадить истребитель на такой движущийся «аэродром» — крайне сложная задача. Скорость самолета в этот момент составляет около 270 километров в час, а сам корабль при этом не стоит на месте, а идет по курсу.

Строго по курсу

За все на корабле отвечает его командир. На «Кузнецове» эту должность занимает капитан 1 ранга Сергей Артамонов. Правда, вопреки наивным представлениям, он лично не «рулит» авианосцем. Управление производится посредством штурвала, которым управляет рулевой, вахтенный рулевой, а также применяется сложное оборудование. В свою очередь сердце корабля — машинное отделение. Сюда поступают команды: увеличить скорость, уменьшить, остановиться. Работа в машинном отделении — не для слабых духом и телом. Температура зашкаливает, что показала и отказавшая во время съемок камера «Звезды». Не случайно побывавший в этом отсеке корреспондент Борис Зимин назвал работающих здесь матросов героями.

Но именно благодаря им, корабль мог идти с крейсерской скоростью в 18 узлов, «отсекая» своим ходом «прилипал» в виде кораблей НАТО. Постоянные провокации не раз заставляли экипаж авианосца переходить в режим повышенной боевой готовности. Наиболее тревожная ситуация сложилась в Па-де-Кале — самой узкой части Ла-Манша. Пройти его можно только в кильватерном строю, то есть, двигаясь строго друг за другом. Естественно, что «Кузнецов» в этот момент оказался без бокового прикрытия и находился под защитой только собственных средств ПВО. Но бдительность наших расчетов оказалась не лишней: над авианосцем агрессивно барражировали самолеты F-16. Ночь прохождения пролива вообще оказалась для российских моряков бессонной…

А вот для корабельного боевого информационного центра (БИЦ) не спать — обычное состояние. Ведь это своего рода мозг авианосца. Именно сюда стекается вся информация о ситуации в воздухе, на воде и под водой. Во время похода здесь располагали и самыми точными сведениями о работе натовской авиации, о типах и видах воздушных судов, выполнявших зачастую откровенно провокационные полеты.

Нельзя не сказать и о том, как западные СМИ раздули вокруг «Кузнецова» истерию по поводу отказа Испании в предоставлении российскому кораблю права на заход в свой порт и пополнение запасов топлива. Пресса не скупилась на язвительные комментарии, предположив, что авианосец придется и вовсе — вести на буксире. Капитан 1 ранга Сергей Артамонов парирует: «запаса средств было достаточно для того, чтобы выполнить поставленную задачу». Заправка авианосца топливом и водой была произведена после прохождения Гибралтара: эту работу блестяще выполнили танкер «Дубна» и буксир «Алтай».

О том, как устроена жизнь российского авианосца, как поддерживают моряки и летные состав необходимый уровень своей боевой готовности, чем кормят на «Кузнецове» «Военная приемка» расскажет в следующей части программы, посвященной этому уникальному кораблю.

Автор: Дмитрий Сергеев

Источник

По теме:

1 комментарий

Алекс 11.12.2016 at 22:11

В машином отдилении работают не матросы а механики и мотористы.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.