Армия

Топ-5 уникальных рекордов отечественных подлодок

Советские подводные лодки — не просто шедевр инженерной мысли или инструмент для обеспечения национальной безопасности. Многие из построенных и принятых в состав флота атомных субмарин поставили целую серию мировых рекордов, многие из которых не побиты до сих пор.

Королевская «Акула»

Термин «подводная лодка» в случае с субмаринами 941-го проекта применить можно лишь отчасти. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения существенно крупнее, мощнее, и гораздо лучше оснащен, чем все атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту. Масштаб подводного крейсера, пока тот находится у причальной стенки, оценить сложно. Над поверхностью воды гордо возвышается лишь небольшая его часть. Остальное скрыто под водой.

Многосекционный прочный корпус, за счет которого повышается живучесть субмарины. В этом же корпусе скрыт главный секрет подводного крейсера — 20 пусковых установок для баллистических ракет Р-39. Историки флота отмечают, что одного полного залпа Р-39 в период «холодной войны» хватило бы, чтобы стереть в пыль практически все западное побережье США целиком. Учитывая плотность населения, а так же мощность каждой ракеты Р-39 после отделения головной части и разведения боевых блоков, так называемый «неприемлемый» ущерб территории и объектам инфраструктуры наносился с применением всего одной субмарины.

Уникальные рекорды начали сопровождать «Акулу» еще до того, как первая субмарина была спущена на воду. Для постройки уникальной подводной лодки на заводе «Севмаш» построили огромный сборочный цех №55 — самый большой из существующих цехов закрытого типа в то время. Другой рекорд так же связан с процессом строительства подводного крейсера — до сих пор АПЛ 941-го проекта удерживают абсолютное лидерство по количеству задействованных в производственной цепочке подрядчиков.

Историки отмечают, что каждое из тысяч предприятий поставляло заказчику не просто готовые решения для использования на борту, а уникальное оборудование, равных которому в мире не было еще десятки лет. Экипаж подводного стратегического крейсера из 160 человек мог совершать длительные боевые походы не только к «дальним рубежам», но и в «сложные» климатические зоны, боевое патрулирование в которых было сопряжено с огромным риском.

К числу «особых» районов относится и Арктика, где «Акула» пробираясь подо льдами могла длительное время оставаться невидимой для любых средств обнаружения. Ничего подобного подводным крейсерам стратегического назначения ни до, ни после советский и зарубежный военный флот на вооружение не принимал.

Подводная гончая

За максимальной скоростью передвижения всегда боролись не только авиастроители и производители автомобилей. Способность передвигаться быстрее противника под водой играла на руку военным и государству практически в любом военном конфликте, ведь всего за пару дней субмарина с ракетным вооружением могла совершить «марш-бросок» и оказаться практически «на пороге вражеского дома». К истреблению корабельных соединений противника разработчики из ЦКБ-16 подошли основательно.

Помимо ракетного вооружения стараниями ученых и инженеров подводную лодку проекта 661 «Анчар» оснастили уникальной силовой установкой, благодаря которой АПЛ развивала фантастическую скорость — более 82 километров в час. Забегая вперед стоит отметить, чтоы подобным показателем не могут похвастаться многие современные субмарины, подводная скорость которых, в среднем, в два раза ниже. АПУ подводной лодки К-222 мощностью в 40 тысяч лошадиных сил на каждый вал позволяла перебрасывать уникальный противокорабельный комплекс молниеносно, и засечь передвижения подводной лодки на таких скоростях противник не мог даже с использованием самых современных средств разведки.

Над созданием уникального титанового корпуса К-222, благодаря которому и стали возможны уникальные скоростные рекорды, трудилось большинство крупных металлургических предприятий Советского Союза. Еще одним уникальным свойством, недоступным практически всем субмаринам того времени, была и автоматизация управления огромной субмариной. Практически все ключевые операции производились операторами дистанционно, а система защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины многократно дублировалось и была «отказоустойчивой» — даже при критических нагрузках и запредельных режимах работы вся автоматика работала надежно.

При помощи 10 пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем скрыться и на «полном ходу» скрыться от преследования. Строительство уникальной подводной лодки обходилось стране недешево — на головную субмарину Советский Союз потратил около двух миллиардов рублей. Требования, предъявляемые к перспективному подводному охотнику советская промышленность удовлетворяла с успехом.

Говоря о конструктивных особенностях корабля слово «впервые» употребляется так часто, что любая АПЛ того времени, да и многие подлодки, построенные после — вполне справедливо могли бы позавидовать. Производство металла, его сварка и обеспечение прочности, автоматика, силовая установка, комплексы обнаружения и управления вооружением — многое из того, что было смонтировано внутри «Золотой рыбки» разрабатывалось специально

«Альфа» охотник

Продолжением уникальных технологий строительства «охотников за авианосцами» стали подводные лодки проекта 705 «Лира». От своего предшественника «Лиры» унаследовали ключевую особенность — прочный, и вместе с тем легкий титановый корпус. Благодаря такому решению АПЛ проекта 705 могли действовать с маневренностью, недоступной для любой другой субмарины. Серьезный опыт, накопленный советскими КБ и профильными НИИ в области строительства атомных подводных лодок позволил возвести «Лиру» в ранг настоящего «убийцы авианосцев и подлодок».

В движение подводная лодка проекта 705 приводилась с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. Благодаря уникальной технологии экипаж «Лиры» мог разгонять боевой подводный снаряд до скорости в 76 километров в час. И хотя «Лира» уступает в максимальной скорости хода своему предшественнику, советским подводникам не составляло труда оторваться от любого преследования, или наоборот, настигнуть любое надводное и подводное судно. Над управлением и средствами автоматизации подводного истребителя разработчик поработал отдельно.

Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» и просчитанные алгоритмы работы позволили избавиться от ненужных средств контроля и оборудования, и в конечном счете все приборы для управления подводной лодкой были сосредоточены в одном месте — на центральном командном посту. «Комплексной автоматизацией такое решение назвать сложно. Это скорее, переработка существовавших на тот момент схем и математики управления всей субмариной целиком», — отмечает историк флота Геворг Мелконян.

Подводным лодкам принадлежит абсолютно уникальный рекорд — титановый гигант, благодаря совокупности качеств и профессионализму экипажа, на полном ходу был способен выполнять полный разворот на 180 градусов всего за 42 секунды. И хотя АПЛ была лишена ракетного вооружения, для борьбы с АУГ противника и подводными лодками хватало и торпед.

Специалисты указывают, что при небольшой доработке проект 705 можно снова пустить в серию и создать на базе уникальной технологии современные многоцелевые АПЛ, эффективность которых за счет современных средств автоматизации и программного обеспечения можно повысить в разы. Советский «Альфа» охотник оказался практически неуязвим для средств противолодочной борьбы ВМС США — глубина погружения и скорость позволяли советским подлодкам безнаказанно действовать в непосредственной близости от корабельных соединений.

Глубоководный «Плавник»

Глубина погружения подводной лодки — еще одна дисциплина, в которой соревновались советские и американские кораблестроители. Сложностей при строительстве АПЛ, способной на серьезные, энергичные погружения еще больше, чем при создании «гоночного охотника за авианосцами». При погружении на глубину на первый план выходит прочность корпуса подводной лодки, а не ее способность максимально быстро настигнуть жертву.

Советская АПЛ 3-его поколения К-278 «Комсомолец» до сих пор является абсолютным рекордсменом по глубине погружения. 1027 метров — таков официальный результат АПЛ проекта 685 «Плавник». Единственная, построенная по этому проекту подводная лодка была не только сверхпрочной и обладала уникальными характеристиками, но и была «под завязку» напичкана современным вооружением. Шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, спроектированными с учетом высокой интенсивности работы можно экипаж мог работать по подводным и надводным целям противника на любой глубине, в том числе, на недоступных для зарубежных АПЛ глубинах.

Экипаж АПЛ «Комсомолец» первым, среди подводников отработал «стрельбу торпедами» на глубине в 800 метров. До советских подводников таким достижением похвастаться не мог никто. Эксперты отмечают, что погружения до такой глубины достаточно, чтобы затаиться и в нужный момент «обрушиться снизу» на любую подводную лодку противника. Однако самое большое достижение советской промышленности, науки и личного состава ВМФ — погружение «Комсомольца» на глубину 1027 метров.

До сих пор ни одна из существующих АПЛ не побила этот уникальный рекорд. Не в последнюю очередь такой рекорд удалось осуществить при помощи уникальной БИУС «Омнибус-685». Использование боевой информационно-управляющей системы нового типа позволяло максимально автоматизировать и упростить управление субмариной на любых глубинах. Историки и специалисты отмечают, что благодаря внедренным в конструкцию «Комсомольца» новшествам, одна субмарина с опытным экипажем была способна затопить корабли противника с любым водоизмещением.

Противокорабельный нож

Необходимость обладания эффективным средством для борьбы с АУГ противника на определенном этапе «холодной войны» потребовала от разработчиков не только создать современную атомную подводную лодку, но и оснастить ее достаточным количеством специализированного вооружения. Успешная защита проекта АПЛ «Антей» 949-го проекта и серийное производство этих субмарин позволили не только получить универсальный «нож» для любой надводной консервной банки зарубежного производства, но и довести вероятность уничтожения АУГ противника практически до абсолютной.

Уникальный рекорд, связанный с субмаринами этого проекта как раз и связан с вооружением. 24 противокорабельных ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», размещенных внутри двенадцати спаренных пусковых шахт позволяют за пару минут решить вопрос существования целой группы кораблей — от огромного авианосца до «конвойных» эсминцев и кораблей сопровождения. Согласно расчету экспертов, для гарантированного поражения авианосца из состава АУГ требуется три-четыре противокорабельных ракеты с обычной боевой частью, или одна так называемая «специальная».

Учитывая количество ракет на борту, одна АПЛ проекта 949 проекта в состоянии обеспечить поражение АУГ и нескольких сопровождения, а группа АПЛ в состоянии «зачистить» целый ТВД от присутствия противника. К технологическому рекорду АПЛ проекта 949А «Антей» специалисты относят и потенциал для модернизации. По сообщениям экспертов, для «убийц авианосцев» разработана уникальная программа доработки, которая позволит переоснастить подводные лодки современным ракетным вооружением и бортовым оборудованием.

Эксперты отмечают, что согласно разработанным программам, вместо массивных пусковых шахт ракет комплекса П-700 на подводные лодки этого проекта можно смонтировать пусковые установки ракет комплекса «Калибр». Таким образом планируется не только существенно нарастить боекомплект, но и значительно расширить список целей для поражения. Эксперты считают, что группа из нескольких модернизированных АПЛ 949-го проекта будет в состоянии не просто уничтожать объекты корабли противника и уничтожать целые промышленные районы, но и выводить из строя объекты военной инфраструктуры в разных точках одновременно.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: Минобороны России / Севмаш / Wikimedia

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.