В Мире

Почему борьба с коррупцией на Украине превратилась в имитацию

За два с половиной года, прошедшие с того момента, как на Украине победила «революция достоинства», стало абсолютно очевидно, что борьба с коррупцией в стране (которая объявлялась одной из главных целей активистов «майдана») ведётся исключительно под нажимом западных стран и международных финансовых структур. Всякий раз после того, как украинские власти получают очередной денежный транш, ситуация в стране не меняется к лучшему. Наоборот, неуклонно растёт и общая сумма откатов, и средний размер взятки. Киевский корреспондент RT выяснил, почему местные коррупционеры не оказываются за решёткой.

Депутаты Верховной рады Украины нарушили условия сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) и продлили на днях мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения ещё на год. Законопроект поддержали представители всех политических сил в парламенте. Подписывая соглашение о сотрудничестве с фондом, правительство обещало разработать и внести в парламент законопроект о продаже земель сельхозназначения, но этот пункт так и не был выполнен. Продажа наделов, по мнению иностранных экспертов, позволит не только привлечь в страну инвестиции, но и ликвидировать коррупционный теневой рынок земли. На этом конкретном примере видно, что украинские власти не всегда спешат с антикоррупционными шагами.

Коррупционные схемы

За последние два с половиной года, прошедшие после победы «майдана», бегства экс-президента Виктора Януковича из страны и избрания на его место Петра Порошенко, стране не удалось побороть коррупцию. В 2015 году средний размер взятки на Украине вырос почти на 10 тыс. грн. ($380) и достиг 40 тыс. грн. ($1540), свидетельствуют самые свежие исследования Международной антикоррупционной организации Transparency International. «Несмотря на громкие заявления украинских руководителей об активном противодействии коррупции, объёмы взяточничества в стране увеличиваются», — говорится в сообщении Transparency International. По данным организации, общая сумма взяток в 2015 году составила 19 млн грн. ($730 тыс.), тогда как в 2014 году — 16 млн грн. ($615 тыс.). Результатов за этот год пока нет, но, судя по всему, тенденция останется той же.

За последние три года ситуация не изменилась, считают эксперты международной правозащитной организации Freedom House. В своём отчёте «Страны переходного периода 2016» они присвоили Украине 6 «коррупционных» баллов из 7 возможных (7 – максимальный уровень взяточничества). Тотальная коррупция стала одной из причин недовольства украинцев, которые в ноябре 2013 года вышли на центральную площадь Киева с акциями протеста, впоследствии переросшими в «майдан».

Исследования Freedom House отчасти подтверждают и данные опроса компании TNS-Украина (его итоги опубликованы 2 августа). Результаты оказались плачевными: на протяжении последнего года 41% опрошенных украинцев столкнулись с проявлениями коррупции. Среди наиболее коррумпированных сфер респонденты назвали медицину (61%), образование (34%), силовые структуры (24%), контролирующие органы (19%) и местные органы власти (18%).

«Я знал, что коррупция — это проблема, но не предполагал, что настолько серьёзная, — заявил в эфире 5 канала новый глава «Укрзализныци» (ведомство курирует железные дороги. — RT), поляк Войцех Бальчун. — Практически с самого начала я вижу только схемы, которые способствуют коррупции. Очень непрозрачные процедуры. Очень часто мы выбираем самое дорогое предложение в наших тендерах, и низкого качества. Проблема там, где готовится спецификация. И эта спецификация таким образом разрабатывается, что она способствует одному победителю». Бальчун добавил, что ежегодно компания теряет миллиарды гривен. По его словам, если коррупционные схемы убрать, то железнодорожное ведомство может стать одной из самых богатых компаний в Украине.

Опрошенные компанией TNS респонденты считают, что причиной распространения коррупции является безнаказанность (59%), коррумпированность высшего руководства (44%), отсутствие действующего контроля (42%), традиции (36%) и низкий уровень заработной платы (24%).

Камеры пустуют

Статистики, отражающей число привлечённых к ответственности за коррупцию на Украине, нет. Но результаты громких расследований свидетельствуют, что за решётку попадают единицы.

В июле прошлого года Генеральная прокуратура и СБУ задержали заместителя прокуратуры Киевской области Александра Корнийца и замначальника главного следственного управления Генеральной прокуратуры Владимира Шапакина. При обыске у них нашли свыше 3 млн. грн. ($115 тыс.), а также 65 бриллиантов. Судебное решение по этому делу до сих пор не вынесено.

В прошлом году СБУ задержало главу Государственной службы занятости Ярослава Кошубу за получение взятки в размере 622 тыс. грн. Руководителя государственной службы чрезвычайных ситуаций Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого задержали в прошлом году во время заседания кабинета министров. Дела против них сейчас не ведутся.

Депутат от Блока Петра Порошенко, бывший журналист Сергей Лещенко, опубликовал несколько статей о возможных коррупционных действиях со стороны депутата от «Народного фронта» Николая Мартыненко. Они касались контрактов с чешскими компаниями, которые поставляют оборудование на украинские атомные станции. Мартыненко сложил с себя депутатские полномочия, но так и не был привлечён к ответственности.

Но самый большой скандал затронул бизнес-партнёра главы государства и депутата от Блока Петра Порошенко (БПП) Игоря Кононенко. В феврале этого года министр экономического развития Айварас Абромавичус на брифинге для прессы заявил, что Кононенко якобы продвигал своих людей на должность гендиректора компании «Укрхимтрансаммиак», в которой имел свои интересы. Он также добавил, что подконтрольный Кононенко депутат от БПП пытался устроить своих людей в «Укрзовнишинформ», Агентство аккредитации Украины и некоторые другие учреждения.

«Кульминацией этого кадрового беспредела и желания полного подчинения потоков стало желание иметь своего зама в Министерстве экономики, отвечающего за «Нафтогаз» и другие государственные предприятия», — заявил Абромавичус и рассказал, что даже познакомился со своим заместителем. Кандидат пришёл в министерство со всеми необходимыми документами для назначения на новую должность. После этого, признался Абромавичус, ему поступил звонок из Администрации президента с настоятельной рекомендацией взять этого человека, а также ещё одного на должность замминистра по обороне. «На что я ответил: «я частью этого дерибана не буду». И попросил, чтобы меня освободили от должности», — заявил он. Айварас Абромавичус ушёл в отставку, но Игорь Кононенко до сих пор является депутатом Верховной Рады.

Нет желания

Украинские власти не заинтересованы в борьбе с коррупцией. Такие выводы можно сделать, проследив за историей с внедрением электронного декларирования доходов чиновников. Фактически это первая существенная реформа, которая позволит сократить тотальное взяточничество среди государственных служащих.

Глава Блока Петра Порошенко Игорь Грынив сначала зарегистрировал, а потом отменил свой скандальный законопроект, в котором предлагал сделать электронные декларации госслужащих закрытыми для общественности. Будучи принятой, эта норма фактически поставила бы под сомнение борьбу с коррупцией. По требованиям Европейского союза журналисты, представители общественных организаций и все желающие могут доказать, что чиновник задекларировал не всё своё имущество. Это, по мысли ЕС, должно стать основанием для возбуждения против депутата или чиновника уголовного дела.

Руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин во время акции против коррупции у здания Верховной рады в Киеве.

«Имел сложный разговор с президентом по внесённой мной поправке… Я и в дальнейшем остаюсь при своём мнении, что этот закон требует доработки и изменений, но учёл дискуссию с президентом и отзову этот законопроект», — написал Игорь Грынив на своей странице в соцсети Facebook. В представительстве Евросоюза заявили, что не согласовывали такую инициативу народного депутата.

Система электронного декларирования имущества чиновников полноценно заработала с 1 сентября этого года, после того, как получила сертификат соответствия. Выдавать его государственное предприятие Госспецсвязь изначально отказалось, сославшись на проблемы с серверами (они отданы на аутсорсинг) и недостаточную защиту самой системы. Это означало, что чиновников нельзя привлечь к ответственности за ошибки в декларациях. Ситуация изменилась после вмешательства ЕС и МВФ. МВФ согласился выделить третий транш финансовой помощи в размере $1 млрд. только после полноценного запуска системы.

Этот случай может свидетельствовать о том, что важные реформы в стране проводятся под внешним давлением. «За три года у доноров большой прогресс — научились выстраивать условия и распределять деньги так, чтобы держать украинские власти в тонусе. Так что шансы на следующие $1,3 млрд. от МВФ (четвертый транш. — RT) до конца года есть, и не нулевые», — написала на своей странице в Facebook главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Билан.

Теперь МВФ ожидает от Украины не только либерализации рынка земли, но и начала большой приватизации (государственные предприятия — кладезь для коррупционных схем), а также реформирования пенсионной системы. Например, фонд настаивает на отмене спецпенсий и дополнительных надбавок, которые часто получают за взятки.

«Я хочу сказать о том, о чём раньше молчал. За нами, за антикоррупционерами, ведется незаконное слежение, прослушивание наших телефонных разговоров, незаконный сбор информации, конфиденциальных данных. Люди Кононенко, Грановского (соратник Кононенко. —RT), Мартыненко готовят почву для дальнейших атак, потому что на кону миллионы, миллиарды, которые крадутся из государственного бюджета. Всё, что происходит с нами, — это результат той политики, которую исповедует президент», — рассказал на брифинге в середине сентября Сергей Лещенко.

Это может быть одной из причин, по которой на протяжении последних двух с половиной лет на Украине не посадили ни одного крупного коррупционера. Против большинства из них закрываются дела, или же подозреваемые успешно скрываются за границей. «Если посмотреть на активность сектора по борьбе с коррупцией, то там много расследований, но мне практически неизвестно, чтобы все эти дела дошли до суда, не говоря о приговорах. Необходимо реализовать полную цепочку: расследовать, найти и задержать обвиняемого, пройти судебную процедуру и получить решение суда», — заявил на пресс-конференции в украинской столице еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан.

Сбежавшие слишком много знают. Последний яркий пример — расследование дела против депутата Александра Онищенко, который сейчас проживает в Лондоне. После новости об объявлении в розыск он рассказал украинскому изданию Strana.ua о попытке команды президента создать на Украине мощный медиа-холдинг. Александр Онищенко планировал оформить телеканал 112 на своё имя по просьбе Петра Порошенко, но сделка сорвалась. В Администрации президента эту информацию опровергают.

Кристина Урсу, Киев

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.