В Мире

Децентрализация Украины неизбежна?

В Верховной Раде Украины заявили о подготовке референдума о децентрализации Украины. Об этом в эфире телеканала «112 Украина» рассказал депутат Евгений Мураев. Его партия «За жизнь» в течение месяца планирует подать в ЦИК Украины документы, необходимые для проведения плебисцита.

«Мы будем инициировать проведение всеукраинского референдума. На обсуждение мы должны вынести вопросы о статусе нашего государства, о децентрализации и балансе полномочий разных структур власти», — заявил Мураев.

Он добавил, что, возможно, следует урезать полномочия главы государства, так как «за 25 лет так и не родился ни один нормальный президент». По словам парламентария, проголосовать граждане должны также по вопросам внешней политики. «Для того, чтобы нас не рвали как лоскутное одеяло, мы должны быть внеблоковым нейтральным государством, таким же, как Швейцария», — подчеркнул Мураев.

Напомним, 29 августа депутат Верховной Рады Виктория Сюмар предложила провести референдум о будущем Донбасса. Она добавила, что в ближайшие пять лет Киев точно не сможет вернуть регион под свой контроль. «Нужно вложить огромные ресурсы в строительство и обустройство территорий. Да и население ненавидит Украину», — подчеркнула представительница фракции «Народного фронта». На следующий день представитель Украины в Минской Контактной группе Ольга Айвазовская в эфире телеканала ICTV заявила, что проведение всеукраинского референдума о статусе Донбасса может привести к распаду страны.

«Проблема в том, что это прецедент отказа от территории по собственному желанию. И мы должны понимать, что в перспективе 5−10 лет Украина — это будет Киев и часть центральной Украины и все», — подчеркнула Айвазовская.

Напомним также, что требование референдума о децентрализации или федерализации Украины стало одним из требований населения Юго-Востока страны весной 2014-го года. Однако пришедшие к власти «майданщики» проигнорировали это требование, что стало причиной гражданской войны. Стоит также отметить, что фактическая децентрализация Украины — является одним из требований минских соглашений, подписанных воюющими сторонами зимой прошлого года. Тем не менее, Киев не спешит выполнять пункты этого соглашения.

В последние дни на фоне приближения выборов как в США, так и в Европе, усиливается давление Запада на президента Украины Петра Порошенко с требованием выполнить свою часть обязательств. Связана ли очередная инициатива депутатов с этим давлением и не является ли это очередным «зондированием почвы»?

— На самом деле тема референдумов по тем или иным вопросам всплывает на Украине не только в последнее время, она неоднократно эксплуатировалась самыми разными политическими силами, — напоминает харьковский политолог, директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.

— Еще в бытность Кучмы президентом, более 15 лет назад был проведен референдум по нескольким вопросам, среди которых было лишение депутатов неприкосновенности и сокращение их числа. Все вопросы, вынесенные на тот референдум были поддержаны более чем 80% граждан, принявших в нем участие. Однако, результаты так и не были имплементированы.

Потом, уже после «оранжевой революции», Социал-демократическая партия Украины (объединенная) — политпроект Виктора Медведчука — инициировала сбор подписей за референдум по вопросу вступления в НАТО. В результате было собрано более 4 млн подписей и президент, им на тот момент был Ющенко, был обязан провести референдум. Но этого так и не случилось.

Еще через пару лет уже Партия регионов собрала три миллиона подписей за проведение референдума, на который должны быть вынесены три вопроса: о государственном статусе русского языка, о внеблоковом статусе и о прямых выборах губернаторов. Однако и эта инициатива была проигнорирована сначала Ющенко, а потом уже и самими регионалами во главе с Януковичем, когда они пришли к власти.

Столь обширный исторический экскурс был необходим, чтобы проиллюстрировать тезис о том, что на Украине тема референдума — это в первую очередь политтехнология. Скорее даже — исключительно политтехнология. И это только самые масштабные примеры, а заявлениям по этому поводу просто нет числа. Напомню, что не только представители яценюковского «Народного фронта» совсем недавно поднимали тему референдума по Донбассу, но и тот же Ляшко около года назад требовал такого референдума. О его возможности говорил и Луценко, нынешний Генпрокурор, а тогда глава пропрезидентской фракции в Верховной Раде. Список этот можно продолжать и продолжать.

— Имеет ли эта идея перспективы? В каком виде может быть проведён референдум по Мураеву? Как будут формулировать вопросы?

— Я более чем скептически отношусь к реальным перспективам этой инициативы и думаю, что «референдум по Мураеву» не может быть проведен ни в каком виде. Евгений Мураев — грамотный и перспективный политик, который планирует занять определенную нишу в украинской политике. Его инициатива, на мой взгляд, направлена именно на это и на расширение электоральной базы. Поэтому вопросы этого гипотетического референдума будут наверняка сформулированы с учетом опросов мнения его потенциальных сторонников, так чтобы максимально соответствовать их ожиданиям, в то же время достаточно осторожно, чтобы не дать дополнительный повод власти применить силовые методы против организаторов.

 — Насколько такой референдум противоречит «Минску»? Там же вопрос о децентрализации четко прописан…

— Такой референдум «минским договоренностям» не противоречит абсолютно, но я не уверен, что эту инициативу вообще стоит как-то прямо увязывать с «Минском».

— Каким мог бы быть итог этого гипотетического референдума?

— Тут сначала надо смоделировать, как и в каких условиях он будет проходить. В современной Украине, это значит обязательное участие «активистов» с битами и огнестрельным оружием, которые будут рассказывать оппонентам, как правильно любить Родину. Кроме того, не стоит забывать об информационном поле, созданном СМИ, редакционная политика которых отличается лишь степенью поддержки власти и агрессивности по отношению к инакомыслящим. Любые фальсификации, которые будут сделаны из «патриотических побуждений», найдут понимание и у правоохранителей, и в судах, а если нет — к непонимающим судьям придут высказать свою позицию «активисты». В целом, в нынешних условиях сложно ожидать, что референдум будет проведен с целью выявления волеизъявления народа Украины. Он, если и состоится, то для легитимизации того или иного решения власти.

— А как вы считаете, нужен ли Украине референдум? Какой? Поможет ли он решить проблемы?

— Несмотря на все вышесказанное, я остаюсь большим сторонником вынесения значимых вопросов внутренней и внешней политики на референдум и решения их с учетом мнения большинства граждан. Вовремя проведенные референдумы по ряду актуальных для страны вопросов и обязательное воплощение их результатов в жизнь, помогли бы избежать тех катаклизмов, которые потрясли Украину.

Но сейчас, если не произойдет каких-то значимых перемен в украинской политике и обществе, референдум никаких принципиальных проблем решить не поможет. Даже если допустить, что его удастся провести и предположить, что большинство людей поддержат более умеренную и здравую позицию, чем та, которой придерживается киевская власть, такие результаты имплементированы все равно не будут. И такой референдум никаким образом не повлияет на позицию руководства Украины.

— Тема референдума всплывала ещё до трагических событий на Майдане, — отмечаетполитический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— Тогда Коммунистическая партия Украины предлагала вынести на референдум вопрос о внешнеполитическом курсе страны. И уже тогда власти «пророссийского» президента Януковича отказали коммунистам в таком референдуме.

Сегодня «Оппозиционный блок» и отпочковавшаяся от него партия из двух человек «За жизнь» находятся под гораздо большим контролем и прессингом со стороны спецслужб постмайданной Украины. Новая громкая инициатива Мураева, разумеется, была согласована с властями и направлена на то, чтобы прозондировать общественное мнение на эту тему. Если мнение будет негативным, вся агрессия, связанная с обвинениями в «сепаратизме» и работе на Кремль, будет направлена на инициаторов голосования, а не администрацию президента Порошенко или СБУ.

 — Имеет ли эта идея шанс на принятие и, если да, то в каком виде?

— В перспективе идея той или иной федерализации Украины вполне может стать реальностью, но в ближайшей перспективе этого не случится. Что же касается идеи о внеблоковом статусе, то с нынешней властью, заявившей о своём однозначном выборе в пользу европейских и атлантических военных, политических и экономических структур, этого ждать не приходится.

— Если бы завтра проводился такой референдум, каковы были бы его результаты?

— Вследствие отсутствия в СМИ постмайданной Украине плюрализма мнений по ключевым вопросам развития страны, а также из-за того, что ряд регионов по понятным причинам не будет принимать участие в опросе, я полагаю, что результат голосования будет неутешительным для сторонников федерализации и нейтрального статуса государства.

 — Мураев говорит о децентрализации, но не слова о статусе Донбасса? Эта тема по-прежнему табу для Киева?

— Донбасс — это фигура умолчания. Очевидно, что речь в первую очередь идёт именно о нём. И Киев является заложником собственной риторики о «единой и неделимой», хотя, конечно, с радостью бы отказался то Донбасса, не говоря уже о российском Крыме. Но, заикнись Порошенко об этом, это тут же будет использовано против него его политическими оппонентами. Кроме того, если исчезнет пространство для конфликта между Украиной и Россией, то у США не будет никаких оснований поддерживать киевскую власть.

 — Совсем недавно представитель Украины в Минской Контактной группе Ольга Айвазовская заявляла, что референдум о статусе Донбасса может привести к распаду страны. Так ли это? Референдум действительно опасен для Украины?

— Референдум, если предположить, что он всё-таки состоится, легитимизирует дискурс об ином возможном будущем для Украины, чем интеграция в европейские структуры и НАТО. Здесь можно провести параллели с недавним британским референдумом о выходе страны из ЕС. Даже если бы его итоги были другими, сам факт того, что подобные вопросы выносятся на рассмотрение в одной из ведущих европейских держав, говорит о том, что теперь это — уже не удел политических маргиналов, но допустимый вариант.

Страны распадаются по территориально-этническому, политическому или религиозному признакам. В нынешней Украине я не вижу чётких и непреодолимых разделений по этим линиям. Если брать достаточно популярную в России концепцию новороссов или малороссов, то это именно концепция, а не реальное самоопределение жителей юго-востока Украины. Политического разделения тоже нет: люди юго-востока не встали за Партией регионов, так почему они должны идти за куда более слабыми и лишёнными власти «Оппозиционным блоком» и проектом Мураева-Рабиновича? Греко-католическая Галичина отделяться от Надднепрянщины тоже не собирается. В этой связи разговоры о расколе Украины серьёзно преувеличены.

Источник

Фото ТАСС

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.