Статьи

3600 лошадиных сил: новый российский двигатель не оставляет шанса западным конкурентам

АО «Климов» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации 15 сентября представил новый двигатель ТВ7-117СТ собственной разработки. Этот инновационный продукт в области мирового газотурбинного двигателестроения расширяет семейство двигателей ТВ7-117. Он станет «сердцем» перспективного военно-транспортного самолета Ил-112В, а его вертолетная модификация будет установлена на новейшие российские ударные и транспортные машины. О том, что из себя представляет новый двигатель, какую перспективу он дает российской авиации, а также о том, как организовано производство на одном из ведущих предприятий авиастроительной отрасли, читайте в материале редакции ТРК «Звезда».

Прежде всего стоит отметить то, ради чего создавался новый двигатель. Им будет оснащаться легкий транспортный самолет нового поколения Ил-112В, предназначенный для замены парка самолетов типа Ан-26. Этот винтовой моноплан необходим для транспортировки и воздушного десантирования легких образцов военной техники, военных и гражданских грузов, а также личного состава. Он может эксплуатироваться на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос. К выпуску планируется в двух модификациях: для гражданской авиации (Ил-112Т) и военно-транспортной авиации (Ил-112В).

Разработка нового двигателя — это не только вопрос импортозамещения и ликвидации зависимости от украинских поставщиков. В данном случае речь идет о национальной безопасности и национальных интересах Российской Федерации. Именно поэтому в разработку данного двигателя, модернизации завода «Климов» и других предприятий в составе кооперации вкладываются большие деньги.

«Долгосрочный контракт на поставку двигателя ТВ7-117СТ заключен в этом году. Он должен быть исполнен до 2019 года. Всего в рамках контракта должно быть сделано 16 двигателей. Первый двигатель уже изготовлен, еще два находятся на окончательной стадии сборки», — сообщил гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов.

Особенности нового двигателя

Новый двигатель ТВ7-117СТ расширяет семейство двигателей ТВ7-117. Он построен на базе ТВ7-117СМ, который был предназначен для самолета Ил-114. Внешне они очень похожи, и обычный человек вряд ли отличит один от другого. Однако у двигателя ТВ7-117СТ все новшества внутри. Секретные особенности конструктора и специалисты не раскрывают, однако называют главное отличие от базовой версии: новую цифровую систему управления двигателем и воздушным винтом — теперь компьютер управляет всей силовой установкой.

Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта в целом повысить эффективность силовой установки. Разработанная АО «Климов» электронная система управления построена на базе БАРК-65СТМ, который создан на универсальной платформе БАРК-6В.

Кроме того, значительно улучшены топливные характеристики. При сухой массе 500 кг двигатель имеет расход топлива меньше 200 граммов на лошадиную силу в час. Ну, и конечно, двигатель ТВ7-117СТ на 1000 л.с. мощнее своего собрата. Его мощность составляет 3000 л.с. на максимальном взлетном и 3600л.с. на чрезвычайном режиме. Таким параметрам зарубежные конкуренты могут только позавидовать.

Первые два двигателя ТВ7-117СТ, по словам руководства ОДК, должны быть поставлены по договору в феврале 2017 года.

«Разработка должна закончиться стендовыми испытаниями и летными испытаниями в составе самолета», — подтвердил исполнительный директор АО «Климов» Александр Ватагин.

Возникает резонный вопрос, какие перспективы откроет этот двигатель для отечественного и зарубежного рынка после успешных испытаний. На этот вопрос дал ответ гендиректор ОДК Александр Артюхов.

Он напомнил, что двигатель ТВ7-117 включает в себя три модификации: это вертолетный двигатель ТВ7-117В для вертолета Ми-38, ТВ7-117СМ и ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В.

«По нашим суммарными прогнозам годовой выпуск будет составлять порядка 100 двигателей по всем этим трем позициям в периоде до 2025», — сказал Артюхов, добавив, что цикл сборки двигателя составляет порядка 8-9 месяцев.

Венец инженерной мысли

Основной продукт завода «Климов» — это вертолетный двигатель ВК-2500. Им сегодня комплектуются все основные вертолеты РФ: Ка-52, Ми-24, Ми-28, Ми-35 и такие модификации Ми-17, как Ми-171 и Ми-17В5.

«Все производятся в кооперации предприятий ОДК. АО «Климов» производит только часть – турбину, элементы внешней обвески и занимается конечной сборкой двигателя. В кооперации участвует город Уфа, которая поставляет горячую часть и московский кластер в лице завода «Салют» и АО «ММП им. В.В. Чернышева», которые делают холодную часть компрессора», — рассказал технический директор АО «Климов» Александр Захаров. Всего завод «Климов» за год собрал около 100 российских двигателей ВК-2500, сообщили на предприятии.

«ВК-2500 является крайней версией развития двигателя ТВ3-117, который ведет свою историю с начала 70-х годов. С тех пор по мощности он прибавил практически вдвое», — рассказал Александр Захаров.

Сначала мощность двигателя была 1500 л.с, теперь же его взлетный режим 2700 л.с, а чрезвычайный режим 2800 л.с. Теперь ему на смену придет современная вертолетная модификация двигателя семейства ТВ7-117. Его взлетная мощность составит 2800 л.с., а в чрезвычайном режиме — 3750 л.с. Другими словами он на 1000 л.с. мощнее ВК-2500.

«Контракт на поставку двигателей ТВ7-117В для вертолетов Ми-38 рассчитан на срок до 2019 года, однако первые двигатели должны быть поставлены уже в этом году», — прокомментировал Артюхов.

По самолетной тематике у завода два направления. Первое – это двигатели РД-33 для самолета МиГ-29 и его модификаций МиГ-29К и МиГ29КУБ. Второе направление как раз новое – это двигатель ТВ7-117СТ. Сейчас производство на заводе освоили полностью из отечественных комплектующих.

Модернизация и перспективы

Генеральный директор ОДК отметил, что возможности корпорации по производству двигателей будут расширяться. Это, по его словам, станет возможно благодаря масштабному проекту по трансформации индустриальной модели и изменения состава кооперации практически по всем новым продуктам, в том числе и по двигателю ТВ7-117СТ.

Сегодня в кооперации по созданию этого двигателя участвуют АО «Климов», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ММП им. В.В. Чернышева» и другие предприятия.

«Кроме того, образуется центр технологической компетенции в составе ОДК, который с военной номенклатурой участвует во всех проектах, в том числе и в этом, а их еще порядка пяти», — добавил Артюхов.

Но даже разработка нового двигателя ТВ7-117СТ была бы невозможна без вовремя полученных средств на модернизацию оборудования и оптимизации производства.

Сегодня АО «Климов» — это уникальная площадка, которая уже практически не имеет ничего общего со старой площадкой, которая была организована в 1956 году на окраине Ленинграда как испытательная станция. Сегодня от нее остался старый испытательный корпус и испытательный стенд, который сейчас восстановили.

В 80-е годы стенды закрыли, потому что город уже стал строиться совсем близко и шум мешал жителям, в 90-х годах предприятие выживало, а в начале 2000-х появились первые заказы. В 2010 году началась новая страница в истории предприятия.

В период с 2010 по 2015 гг. в соответствии с поручением Минпромторга России и Минобороны РФ АО «Климов» была организована производственная кооперация с крупными двигателестроительными предприятиями, входящими в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». Перед ними ставилась задача — постановка на производство двигателя ВК-2500 разработки «Климов» на территории РФ в целях обеспечения импортонезависимости отечественного вертолетостроения.

В рамках этого проекта было освоено около 6 млрд рублей кредитных средств банка ВЭБ. На них было построено 9 корпусов. Теперь все производство завода Климов, которое ранее занимало разные территории города, было сосредоточено на этой площадке. Модернизации подверглись практически все корпуса.

Как устроено производство

Самое современное оборудование на заводе «Климов» стоит в гальваническом корпусе, где идет обработка деталей специальными покрытиями. Там 11 линий объединены в несколько потоков, а робот сам знает, какой процесс ему задан, и каждую деталь распределяет по разным ваннам. В этом корпусе проводят и специальные виды ремонта: снятие нагара с двигателей. Старые ржавые двигатели превращаются в блестящие, выходя из гальванических ванн. Сегодня с учетом потребности комплекс имеет возможность для многократного повышения мощности.

Расширять на заводе планируют механо-обрабатывающее производство. Там пройдет плановое обновление оборудования и развитие мощностей. Испытательная база, которая сейчас находится в очень неприглядном виде, должна быть доведена до общего стиля зданий с ремонтом шахт в течение следующего года.

В целом, если прогуляться по заводу, можно отметить, что производство собрано очень компактно. Вокруг корпуса сборки двигателей расположены все сателлиты. И если раньше нужно было ехать через весь город, чтобы решить вопрос или перевезти деталь, то теперь корпус гальваники в 50 метрах, корпус термообработки в 50 метрах, а административно-конструкторский корпус в 10 метрах. Все вопросы можно решить в течение пяти минут, признаются сотрудники.

Не зря двигатель называют венцом инженерной мысли. Этот сложнейший агрегат даже в корпусе сборки проходит несколько стадий. На одном стенде он проходит стадию сборки турбокомпрессора, на другом монтируются датчики и шлейфы. Вдоль стенки цеха стоят макеты двигателей.

Так положено, поскольку представители военной приемки обязаны принимать двигатель по макету. Это правило, установленное лет 60 назад, в век цифровых технологий еще не отменили, однако для простоты приемки добавили 3Dмакет двигателя.

В цеху располагаются макеты РД-33, двигателей для МиГ-29К и МиГ-29КУБ, также здесь расположены ТВ7-117 самолетного семейства. Здесь можно увидеть и вертолетную версию двигателя ТВ7-117. Это двигатель вертолета Ми-38, который прошел сертификат типа в прошлом году.

По словам технического директора АО «Климов» Александра Захарова, мощность цеха сборки до 50 двигателей в месяц, что составляет примерно два двигателя за одни сутки. Однако в случае необходимости он может работать и в круглосуточном режиме.

Актуален, необходим, востребован

Российские двигатели признаны одними из лучших в мире. Сегодня за рубеж в Индию, Алжир, Китайони поставляются по контрактам военно-технического сотрудничества вместе с вертолетами. Двигатели, которые поставляются отдельно как запчасть, – это редкий случай, признаются специалисты. Однако и такой спрос тоже есть, и любая страна может заказать их.

В первую очередь такие поставки нужны российским ремонтным заводам, таким как 218 РЗ в Гатчине, Уральскому заводу гражданской авиации. Нужны такие двигатели и многичисленным заводам, расположенным по всему миру – и в Китае, и в Венесуэле.

Все эти заводы гарантируют российской двигателестроительной отрасли поступательное развитие и уверенность в будущем. Сегодня перед ОДК стоит задача, которую поставил президент РФ Владимир Путин, — выпуск 500 двигателей в год.

Автор: Михаил Рычагов

Источник

По теме:

1 комментарий

Аноним 18.09.2016 at 14:22

А уголовное дело на того кто красил лопасти уже завели?

Ответ

Добавить комментарий для Аноним

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.