Армия

Адский «Богомол» и «Уран»-убийца: что могут российские военные роботы

Роботы на военной службе — это уже не фантастика. Подобная техника все увереннее занимает свое место не на выставочных экспозициях, а в реальном боевом строю. В Минобороны России не первый год действует Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники.

В рамках формирования ведомственной системы перспективных военных исследований и разработок эта структура занимается как прикладными научными исследованиями, так и проводит практические испытания робототехнических комплексов военного назначения.

О том, что представляют из себя современные военные роботы, кто их создает, и какое место в строю они в итоге занимают, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

«Уран» идет первым

Боевой роботизированный комплекс «Уран-9» — это многофункциональный боевой модуль, представляющий из себя компактный бронированный корпус на гусеничном ходу, а также систему управления, комплект контроллеров, автоматическую пушку модели 2А72 с боекомплектом 200 снарядов. Кроме того, «Уран-9» оснащен 7,62-мм пулеметом Калашникова, противотанковыми ракетами «Атака», противовоздушным комплексом «Игла».

Весь свой арсенал этот робот на гусеницах носит на себе, и в итоге весит он более 10 тонн Выполнение стрельбы, по словам военного представителя Леонида Масленникова, обеспечивает оператор. Именно человек непосредственно «давит» на спусковой курок — дает команду на открытие огня и поражение целей. На полигоне Смолино в Нижегородской области эти роботы проходят свой «курс молодого бойца». Именно здесь отрабатываются огневые задачи, пристреливается оружие, сверяются прицелы.

При этом если за работу комплекса отвечает один человек, то всего с пункта управления возможно «рулить» сразу четырьмя роботами. Для этого оборудованы четыре рабочих места. Для производства стрельбы в систему управления огнем вводятся необходимые баллистические данные. В их числе — температура воздуха, скорость и направление ветра. Также выставляется продолжительность очереди (в случае, если огонь ведется из пулемета). Затем оружие снимается с блокировки, и робот получает команду на открытия огня. Весь процесс проходит дистанционно, а управление обеспечивается простым нажатием клавиш.

«Платформа» для морпехов

В российских Вооруженных Силах есть боевые роботы для разных видов и родов войск. К примеру, морская пехота Балтийского флота уже несколько лет осваивает роботизированный комплекс «Платформа-М» (производства ОАО «НИТИ «Прогресс»). Это тоже гусеничный транспортер, правда, меньшего веса и габаритов. Масса «Платформы М» не превышает тонны, однако и этот комплекс оснащен мощным вооружением, которое приводится в действие дистанционно.

Командир взвода морской пехоты старший лейтенант Денис Васильев так описывает порядок боевого применения робота: с выходом подразделения на берег тот в первую очередь обеспечивает разведку местности. Задача комплекса — продвинуться под огнем противника как можно дальше вглубь его обороны, обеспечить прикрытие наиболее важных объектов, занять ключевые точки, а самое главное — сократить людские потери.

Расстояние, на которое «Платформа-М» может отдаляться от оператора, превышает полтора километра. Именно на такой дальности обеспечивается устойчивый сигнал пульта управления, сопряженного с переносным компьютером. При этом оператор, управляющий данной машинкой, находится на замаскированной позиции. Возможности видеть все, что «видит» робот, ему дают две установленные на корпусе «Платформы-М» видеокамеры. Вооружение робота этого типа представлено четырьмя гранатометами РПГ 26, пулеметом калибра 7,62 мм с боекомплектом в 400 патронов.

Защищен и очень опасен

Однако, у любого, кто более-менее знаком с правилами боя, неминуемо возникает вопрос: как быть в ситуации, если робот сам получит повреждения? Что будет, если он утратит свои «органы чувств»: антенны, локаторы, прицельные устройства. По словам представителей предприятий-изготовителей, предотвратить опасность поражения робота в бою способна установленная на нем система локации оптических средств противника.

Тех же биноклей, прицелов. Установленное на корпусе робота оборудование позволяет четко определять средства обнаружения в круговом диапазоне, после чего машина самостоятельно уничтожает их. Проще говоря, если робот «почувствует», что кто-то взял его на мушку, — тут же следует команда на поражение потенциально опасного объекта.

Для защиты боевой машины применяется и система выставления дымовых завес.

Подобный занавес укроет робота не только от посторонних глаз, но и от средств инфракрасного облучения. Кроме того, применяется и «лазерная» защита, подавляющая прицельные устройства противника. Робот также способен адекватно реагировать на различные средства нападения. Модульность комплексов позволят монтировать на их базе различные виды вооружения — начиная от пулемета и автоматической пушки и заканчивая огнеметом «Шмель» и противотанковым комплексом «Атака». В случае же применения «подразделения» из четырех роботов, каждый из них может быть оснащен различным оружием. В этом случае по противнику будет нанесен комплексный удар.

Если же говорить об управлении в бою, то важно отметить, что каждый из роботов может выступать в роли своего рода ретранслятора, то есть передавать через себя сигнал от оператора другим машинам. Это важно в ситуации, если техника окажется в зоне отсутствия радиосвязи. При этом, как заявляют производители, им удалось разработать систему передачи данных, максимально защищенную от средств радиоэлектронной борьбы. В частности, в такой схеме применяются специальные виды модуляций и сигналов, которые позволяют работать в эфире максимально скрытно.

До чего дошел прогресс

Сегодня на службу в армию «призывают» роботов самого разного назначения. На развернутом в районе подмосковного города Красноармейск специальном полигоне Федерального казенного предприятия НИИ «Геодезия» роботов военного назначения тестируют, проверяют, дают оценку на «профпригодность». В июне текущего года на этом «рободроме» прошли сравнительные испытания разведывательных наземных робототехнических комплексов, разработанных предприятиями российского ОПК. Для проведения тестов была возведена трасса с препятствиями и различным дорожным покрытием (асфальт, брусчатка, песок, трава, грунт), разными углами подъема и спуска, железнодорожными переездами, лабиринтами, подтопленными участками.

Робот-сапер «Богомол» уже успел показать себя в деле. По словам военных, эта техника не первый год помогает обезвреживать взрывные устройства. Среди «Богомолов» есть даже погибший при исполнении боевой задачи: во время обезвреживания взрывоопасного предмета робот принял удар на себя. А вот мобильный робототехнический комплекс «Варан» может не только диагностировать и обезвреживать взрывные устройства, но и проводить эвакуацию автомобиля, вскрывать двери.

К слову, «Вараны» уже служат в ФСБ и полиции. Всего, по информации представителя Ковровского электромеханического завода Сергея Посудина, выпущено свыше двухсот таких машин.

Есть среди отечественных роботизированных комплексов и поистине уникальные. В их числе — комплекс радиоэлектронной борьбы на роботизированной платформе, смонтированный на базе квадроцикла. По словам заместителя директора ООО «Специальный технологический центр» (Санкт-Петербург) Анатолия Свердлова, управление данным комплексом осуществляется как дистанционно — оператором, находящимся на удалении до одного километра, так и через ретранслятор, размещенный на беспилотном летательном аппарате. При помощи БПЛА «Орлан-10» управление обеспечивается на расстоянии до 120 километров!

Не менее впечатляющие возможности другого робота, носящего имя «Шнек». Научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института прикладных проблем Александр Бегерский уточняет: в арсенал этого комплекса входят четыре мортиры под специальный термобарический боеприпас, предназначенный для поражения живой силы противника в укрытиях, зданиях, землянках. «Шнек» не боится ни средств радиоэлектронной борьбы, ни водных преград, ни механического воздействия.

И числом, и уменьем

Сегодня роботов в армии становится все больше, а их разнообразие с каждым годом только увеличивается. Как отмечает начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники Минобороны России полковник Сергей Попов, российские Вооруженные Силы не только не отстают от армий других стран, но и в чем-то превосходят их. По словам главы ГНИИЦ РТ МО РФ, с 2011 года количество робототехнических комплексов в нашем военном ведомстве увеличено в целом в 9 раз!

В целом, в Минобороны России реализуется целая политика в области «роботизации». Как отмечает полковник Сергей Попов, в рамках этой деятельности разработана концепция применения робототехнических комплексов военного назначения, действует комплексная целевая программа «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года». Под руководством министра обороны генерала армии Сергее Шойгу работает ведомственная комиссия по развитию таких комплексов, разрабатываются государственные военные стандарты, устанавливающие единые требования к военной робототехнике и нормативно-техническим документам.

Важно и то, что налажено обучение специалистов на новые и перспективные образцы военной робототехники. Такая учеба проводится как в системе профессионального образования Минобороны, так и на предприятиях промышленности, осуществляющих разработку и производство робототехнических комплексов.

Автор: Дмитрий Сергеев

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.