shadow

Как США вербовали региональные российские СМИ


shadow

Региональная независимая пресса в РФ оказалась под прицелом американцев, покровительствующих независимым изданиям.

Генеральная прокуратура РФ назвала нежелательными на территории страны две неправительственные американские компании: «Международный республиканский институт» (International Republican Institute) и «Фонд инвестирования в развитие СМИ» («Media development investment fund, Inc»). В ведомстве пояснили, что их работа представляет угрозу основам конституционного строя страны и безопасности государства. Соответствующие распоряжения направлены в Минюст России для включения организаций в соответствующий «стоп-лист».

«Media development investment fund, Inc»» или сокращенно «MDIF» был создан в январе 2013 года путем реструктуризации «Фонда кредитования в СМИ» («Media development loan fund», произошла смена только названия организации). Головной офис в США возглавляет госпожа Харлан Мандель. Деятельность фонда распространяется далеко за пределами Штатов: в России, странах СНГ, Африки, Восточной Европы и Азии. Основная его цель – независимые СМИ.

«Мягкая сила» американских кредиторов

Яркий пример работы организации – ситуация c информационным агентством «Тульские новости». После решения Генпрокуратуры руководитель СМИ Андрей Мазов на своем сайте подробно рассказал о методах «MDIF». По его словам, за его работой следили около полугода. Самого директора издания приглашали на встречи в Москву для знакомства и обработки. В итоге, СМИ одобрили займ в размере 100 тысяч долларов.

Эта история, уверен руководитель издания, – наглядно демонстрирует пример так называемой «мягкой силы» («Soft Power»).

«Когда тебя вывозят на семинары и начинается с того, что «мы понимаем, как тяжело вам работать в этой стране, мы понимаем, что власть душит прессу… и только вы, «светочи независимой журналистики региональной», мы вами гордимся, мы вам помогаем…», — пояснил Андрей Мазов в интервью собственному агентству.

По его словам, когда кредит был получен, изданию «объяснили», что средства даны не просто так. А после «неправильного», по мнению руководителей фонда, освещения шествия националистов в городе-оружейников, и вовсе вызвали в российскую столицу.

Далее, по словам Андрея Мазова, давление на региональное СМИ только нарастало. Директору настоятельно рекомендовали распространять информацию об акциях оппозиции. За несговорчивость фонд потребовал вернуть всю сумму займа. Однако, по данным агентства, из 100 тыс. займа пятая часть до Тулы не дошла.

«Когда все стало понятно, я подписал письмо, отправил аудиторам фонда претензию о том, что не соблюдаются условия договора: деньги перечислили не в полном объеме и не вовремя. И второе — сотрудники организации активно влияют на редакционную политику. Через некоторое время договор предложили продлить, а основную часть займа начать гасить в 2017 году. Мы проигнорировали такое предложение. Теперь тишина. Прошло девять месяцев, и ситуация следующая: мы не платим по кредиту, и на нас не подают в суд», — отметил Андрей Мазов.

Многомиллионная «помощь»

Согласно открытым данным Федерального бюро по налогам и сборам США, «MDIF» находится «под крылом» «Open Society Institute» или фонда «Открытое общество» (Америка). Причем сотрудники организаций работают по принципу: и вашим, и нашим. Поэтому с особым рвением «помогают» независимым СМИ в России и Европе сразу с «двух стульев».

Кроме того, согласно документам, «MDIF» — абсолютный собственник «MDLF ServiceCorp.», представительство которой находится также и в Москве. Возглавляет его гражданка России Вероника Дмитриева.

Вероника Дмитриева, содиректор Фонда поддержки независимых СМИ

 

Соответственно, структурное отделение в РФ финансируется напрямую «MDIF». Правда, по последним данным, Дмитриева перевелась в варшавский офис «Media development investment fund, Inc».

Любопытно, что средства «MDIF» шли в Россию транзитом через Чехию, а именно пражский офис фонда. Об этом сообщается на официальном сайте Минюста Чехии. С 2006 по 2015 год подразделение направило на «поддержку» так называемых независимых российских СМИ порядка 13 632 500 долларов. Колоссальные средства. Они выдавались как под видом кредитов, так и в виде различных грантов.

ИА «Тульские новости» далеко не единственное СМИ, которое польстилось на красивые слова и финансовую поддержку. В финансово-политическую ловушку, согласно обнародованным данным, были втянуты: «Томская Медиа Группа», ИА «ЧР-Менеджер», «Норд-пресс», сеть региональных газет «Мой район», издательские дома «Алтапресс» и «Крестьянин». В список вошли также «Парма медиа», «Качканарский четверг», «ТВ Ставрополь», «Якутск Вечерний», «Агробук», «Информполис», типография «Паритет», «Альянс независимых региональных издателей».

Схема работает

«MDIF» активизировал свою работу на Украине в 2013 году. Роль СМИ в политических кризисах переоценить сложно, о чем в фонде должны были хорошо понимать. А острая фаза противостояния, по логике, требует значительно больших капиталовложений в СМИ. Начатые на Украине осенью 2013 года внутриполитические процессы обернулись зимой 2014 года в полноценный государственный переворот и смену власти.

Роль «MDIF» и поддержанных им украинских СМИ в перевороте еще только предстоит оценить. Но дыма без огня, как гласит поговорка, не бывает. А если система работает, то почему бы не применить ее на соседнее с Украиной государство?

Реакция США

Решение Генпрокуратуры РФ не нашло отклик в Госдепе США. В американском ведомстве вызвало беспокойство внесение двух неправительственных организаций в список нежелательных на территории России. С таким заявлением выступил представитель госдепартамента США Джон Кирби.

«Мы глубоко обеспокоены решением российского правительства внести Международный республиканский институт (IRI) и Фонд инвестирования в развитие СМИ (MDIF) в список так называемых «нежелательных» организаций», — заявил Кирби.

«Мы вновь призываем правительство Российской Федерации соблюдать свои международные обязательства по продвижению и защите прав человека и основных свобод, а также и снять подобные ограничения на важную работу организаций гражданского общества в России», — добавил представитель Госдепа.

«Призываем правительство РФ соблюдать свои международные обязательства по продвижению и защите прав человека и основных свобод, а также и снять подобные ограничения на важную работу организаций гражданского общества в России», — заявил представитель Госдепа.

 

Действительно, сложно не возмущаться, когда рычаги управления российской прессой буквально выскальзывают из рук заокеанских кукловодов.

Бесплатный сыр

«MDIF» де-факто оказался не панацеей от проблем малообеспеченных региональных СМИ России, а их могильщиком. В условиях кризиса многие независимые региональные СМИ не имеют возможности держаться на плаву. Особенно под давлением властей. «MDIF» же, согласно обнародованным данным, предлагал региональным редакциям кредитную «вилку» от 2 до 7% годовых на срок от 5 до 25 лет. Разумеется, под предлогом поддержки действительно независимых СМИ и свободы слова в России на местном уровне. Те, кто соглашался, потом жалели.

Попавшись на заманчивое предложение, СМИ получали желанное финансирование. Успешность сотрудничества была разной, некоторые СМИ элементарно залезли в долговую яму, когда сумма выданных средств превышала стоимость самого медиа ресурса. И тут-то все «благие намерения» фонда становились очевидны: пляшешь под дудочку или теряешь бизнес. Традиционный русский выбор: между плохим и ужасным. Как итог, подконтрольные СМИ на своей площадке вынуждены были вести антироссийскую работу.

Пример ИА «Тульские новости»- это лишь верхушка айсберга. Редакция клюнула на американскую поддержку, но наживку проглотить полностью не успела. Другим повезло меньше.

Меж тем, 18 сентября в России пройдут выборы в Государственную думу. Как поведут себя в преддверии парламентских выборов поддержанные «MDIF» региональные СМИ, узнаем уже совсем скоро.

Источник

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.