shadow

Фантастический гиперболоид инженера Гарина становится реальностью


shadow

О том, что разработки лазерного оружия являются перспективными, в 2013 году заявлял президент России Владимир Путин. Создание боевых лазеров началось ещё в 1980-е годы, однако в 1990-е все проекты были остановлены.

Идея поражать самые разные воздушные цели с помощью лазера с высокой энергией пришла к специалистам давно. Достоверно известно, что ещё в начале 60-х в СССР изучался лазер в качестве вооружения, но с реализацией проекта были очевидные проблемы, такие как сложность проектирования энергетической установки, адаптация вооружения не только под воздушный, но и орбитальный носитель, и масса других сложностей, проработать которые пять десятилетий назад не смогли. Однако это вовсе не означает, что работы по теме боевого лазера были остановлены и отложены в долгий ящик.

Это может показаться смешным и невероятным в равной степени, но фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный Алексеем Толстым в 20-30-х годах прошлого столетия, на самом деле не такой уж фантастический. И хотя до «испепеляющего» лазерного луча, сжигающего всё живое ещё далеко, работы в этом направлении идут самыми активными темпами. Прежде, чем рассуждать на тему эффективности лазерного оружия с учётом современных технологий, материалов и решений стоит упомянуть о том, что знания советских физиков и военных инженеров с начала 70-х годов начали давать ощутимые результаты.

С того самого момента, как специалисты осознали масштаб лазерного оружия на орбите, началась скрытая от посторонних глаз гонка за право первыми вывести боевой лазер на орбиту. Правда, для того чтобы отработать полный цикл по использованию вооружения было решено использовать военно-морской флот. В 1984 году в состав ВМФ СССР был принят, пожалуй, самый необычный корабль за много лет — ОС-90 «Форос» проекта 10030. Только с виду он походил на обычный корабль — в корпусе судна располагался советский экспериментальный лазерный комплекс «Аквилон», основным назначением которого было поражение оптико-электронных средств противника.

Корабль ОС-90 «Форос». проект 10030

В октябре того же года лазер испытали в деле, но сразу же после испытаний обнаружился целый ряд критических недостатков, среди которых и длительное время подготовки к использованию, и малая эффективность. Несмотря на это, испытания сочли успешными, ведь применять подобное вооружение планировали не на море или суше, а в космосе. Параллельно с «Форосом» был заложен и построен ещё один корабль для экспериментальных целей.

Испытания вооружения на судне «Диксон» так же преследовали сразу несколько целей — определить параметры работы лазера, просчитать его ресурс, выяснить насколько такая установка может быть автономна. Итогом испытаний на кораблях стали неутешительные данные о том, что автономность установки ограничивается всего двумя залпами — из этого следовало, что о «работе» в космосе не могло быть и речи.

Судно «Диксон» с опытной лазерной установкой

В конце 80-х и начале 90-х в связи с политическим и экономическим кризисом в СССР работы по боевым лазерам, фактически, были остановлены — спец.оборудование было демонтировано,а вся техническая документация по проектам была утеряна. Эксперты утверждают, что чуть позднее имела место продажа «Диксона» американским военным, но сами за океаном эту информацию так и не подтвердили.

Для исследований свойств лазера в воздухе был необходим надёжный и вместе с тем вместительный самолёт, способный перевозить не только сам лазер, но и энергетическую установку к нему. За основу летающей лаборатории с лазером А-60 был взят транспортный Ил-76МД, который, тем не менее, претерпел целый ряд серьезных изменений, обусловленных размещением «специального оборудования». Основной проблемой для лазера «воздушного базирования» стала всё та же нехватка энергии. Самолёт был доработан: для питания лазера и сопутствующей аппаратуры в обтекателях по бокам фюзеляжа установили дополнительные турбогенераторы. Для этого пришлось перенести ВСУ, доработать двери и убрать передние аварийные выходы. В носу вместо штатного радара был установлен большой обтекатель, к которому снизу крепился обтекатель поменьше. Вероятно, там разместили подвижную антенну системы наведения с круговым обзором.

Доработку самолёта Ил-76Мд выполнил ТАНТК им. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Димитрова.

Оригинальным было техническое решение размещения лазерной системы. В отличие от американской ЛЛЛ, чтобы не портить аэродинамику самолёта ещё одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся. Верхнюю часть фюзеляжа между крылом и килем вырезали и заменили огромными створками из нескольких сегментов. Они убирались внутрь, а наверх выдвигалась башня с зеркалом.Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка сняли, а люк зашили металлом. Первый полёт летающего лазера «1А» состоялся 19 августа 1981 года, однако результаты, полученные в ходе испытаний остаются совершенно секретными и по сей день.

Рассказывая о том, с какими трудностями сталкивались советские инженеры, задействованные в «лазерных» проектах, специалисты начинают заметно переживать, словно вспоминая и возвращаясь на несколько десятков лет назад. В 1987 году был фактически загублен уникальный аппарат «Скиф-Д» — лазер, разработанный НПО «Салют» и выводимый с помощью ракеты «Энергия» на орбиту, был пущен под нож с подачи тогдашнего руководителя СССР Михаила Горбачева, мечтавшего «дать по рукам мировой военщине» и подружиться с Америкой.

Причём, старт ракеты с уникальным оборудованием всё-таки состоялся — аппарат вышел на орбиту, а затем в процессе контролируемого спуска сгорел в плотных слоях атмосферы. Несмотря на огромные сложности, в 1991 году взлетела вторая летающая лаборатория «1А2» с модернизированным по результатам первых полётов лазерным комплексом. Долгое время об испытаниях самолёта, оснащённого лазером не было никаких данных, но в 2005 году понемногу стала просачиваться информация о его испытаниях.

В начале 2015 года стало известно, что исследования по этой тематике продолжаются, но настоящим громом среди ясного неба стало сообщение, что работы над лазерной установкой воздушного базирования по-прежнему активно ведутся.

В отличии от «лазерных» проектов с неясной перспективной использования, вроде тех, что создаются для перехвата межконтинентальных баллистических ракет на начальном участке полёта, уже сейчас вполне можно составить список задач и целей, которые сможет выводить из строя лазерный комплекс воздушного базирования. Это в первую очередь беспилотная авиация, «глазами» которой по-прежнему остаётся оптика. «Перспектива использования такой техники просматривается уже сейчас — к примеру, если нужно в заданном районе вывести беспилотники из строя, то вот вам первый пункт программы по применению такого комплекса», — поясняет военный эксперт Алексей Леонков.

Если отбросить математические расчёты о габаритах комплекса на базе Ил-76 и мощности самого лазера, то применение такого вооружения по беспилотникам любого вероятного противника в отдельном районе сможет лишить его (противника) всех разведданных. «Может получиться очень интересная ситуация, когда управление беспилотником всё ещё будет доступно, но пользоваться им для получения данных будет уже невозможно», — отметил эксперт. И хотя о перехвате боевых блоков баллистических ракет в случае с российским лазером речи (пока) не идет, сам факт продолжающихся работ по теме лазерного комплекса воздушного базирования говорит о многом.

Как минимум о том, что на основе собранных за несколько десятилетий наработок в области лазера воздушного базирования действительно станет возможно создание полноценного боевого лазера, способного к перехвату воздушных целей на значительном удалении. «Собрать в единый проект данные первых полётов летающей лаборатории, добавив к ним свежие технические решения», — примерно так специалисты комментируют сообщения СМИ о продолжении работ по проекту «самолёта с лазерным оружием».

Однако срок создания полноценного боевого «изделия» точно не могут назвать даже специалисты. Если говорить о том, чтобы противодействовать оптическим комплексам, установленным на технике противника и выводить из строя спутники — то это можно делать уже сейчас. Уже на основе полученных данных, как справедливо замечают эксперты, через 5-10 лет, при условии решенного вопроса с источником энергии для лазера можно будет приступать к созданию самолёта с полноценной лазерной установкой.

P.S. В рамках международного форума «Армия-2016» заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что отдельные образцы лазерного оружия уже приняты на вооружение. По словам замминистра, речь идёт как о воздушном, так и о наземном комплексах. Ранее на форуме сообщалось, что в России ведётся разработка самолёта А-60, оснащённого лазерным оружием, предназначенным для выведения из строя военных спутников противника.

Источник

Рейтинг: 1

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.