Новости Сирии сегодня

Кровавое наследие ИГИЛ: когда падет Ракка

Российские ВКС, оказывающие помощь сирийской армии в ликвидации террористических формирований на территории этой страны, впервые нанесли мощный бомбовый удар по позициям боевиков «Исламского государства» (организация запрещена в России), расположенных в окрестностях так называемой столицы ИГИЛ в Сирии — города Ракка (Эр-Ракка).

Захваченный исламистами около трех лет назад и превращенный ими в свой оплот, этот административный центр сирийской провинции стал сейчас одним из очагов активных боевых действий. Правительственные войска теснят боевиков на дальних подступах к городу, бои ведутся на основных магистралях и главных высотах.

Нанесение ударов российских ВКС прибавило духа сирийским солдатам и офицерам, наступающим в провинции. Известно, что в результате одной только воздушной операции, проведенной шестеркой дальних бомбардировщиков Ту-22М3, удалось уничтожить крупный склад с оружием, боеприпасами и горюче-смазочными материалами.

Кроме того, авиабомбами «накрыло» завод по производству химических боеприпасов, а также был уничтожен крупный полевой лагерь подготовки террористов. О потерях в рядах исламистов сообщается на их сайтах как о «десятках убитых».

Крепкий орешек

Наступление на Ракку продолжается с конца мая-начала июня этого года. Штурм игиловской столицы ведут курдские оппозиционные отряды «Демократические силы Сирии», а в первых числах июня о начале масштабных боевых действий в этом районе было объявлено уже из штаба армии Сирийской арабской республики. Первоочередной целью наступающих стал небольшой городок Ат-Табка, расположенный неподалеку от Ракки, а также стратегически важное водохранилище Эль-Асад.

Успехи личного состава сирийских вооруженных сил в ходе этой операции признал и президент страны Башар Асад. В интервью, которое он в начале июля дал австралийскому телеканалу SBS, глава государства отметил, что с военной точки зрения дойти до Ракки не сложно «Это вопрос времени, и мы движемся в этом направлении», — подчеркнул Башар Асад.

Между тем столица сирийской провинции, превращенная исламистами в центр своего «халифата», оказалась крепким орешком. Боевики сосредоточили здесь значительное количество военной техники, захваченной при нападениях на военные базы в Ираке. Это, в частности, признал официальный представитель Штаба совместных операций иракских силовых ведомств бригадный генерал Яхья Расул аз-Зубайди. По его словам, речь может идти о минометах, машинах, начиненных взрывчаткой, а также о применении фугасов и смертников. Кроме того, не на руку бойцам правительственных войск играет и погода.

Вдобавок к чудовищной жаре (столбик термометра в этих местах с начала лета стабильно зашкаливает за 40 градусов) продвижение военных сдерживаю мощные пылевые бури. Тем не менее, армейским подразделениям уже удалось захватить контроль над рядом постов и КПП, устроенных на дороге международного значения, ведущей в Эр-Ракку.

Кровавое наследие ИГИЛ

О том, что творят в Ракке боевики игиловских группировок, мировые информационные агентства всякий раз сообщают как о шокирующих новостях. Привыкнуть к этому, действительно невозможно. В частности, буквально недавно пришла информация о том, что исламисты казнили на центральной городской площади Аль-Далля пятерых горожан, четверо из которых оказались игроками местного футбольного клуба «Аш-Шадад».

Убийство было совершено публично, на глазах специально согнанных на площадь жителей города, в том числе детей. Вина убитых оказалась в причастности к одному из наиболее популярных в мире видов спорта — футболу, а также в участии в соревнованиях за свой город. Оккупировав Ракку, экстремисты запретили формировать команды по любому виду спорта и проводить массовые состязания, а футбол вообще был причислен ими к главным запретам.

Кровавый след ИГИЛ идет еще с 2013 года — времени захвата Эр-Ракки. В первые же дни от рук террористов погибли начальник полиции города, а чуть позже — солдаты из расквартированного в соседнем гарнизоне Ат-Табка подразделения сирийской армии. Боевики перехватили посланных для восстановления законной власти в городе военнослужащих, после чего публично казнили их.

Сейчас Ракка остается единственным крупным городом в Сирии, который находится под контролем «Исламского государства». По мнению наблюдателей, его освобождение должно нанести боевикам, прежде всего, репутационный удар, что может привести к оттоку из их рядов исламистов-фанатиков.

Однако террористы не собираются сдаваться. Так, журналист издания «The Washington Post», пообщавшийся не так давно с одним из функционеров ИГИЛ, дословно приводит его мнение: «Если Ракка падет, то мы будем мстить». Членам антиигиловской коалиции главарь террористов адресует однозначное предупреждение: «Мы ничего не забудем, мы придем в ваши страны и нанесем по вам удар».

Результатов не густо…

Действия западных сил, собравших коалицию против ИГИЛ в Эр-Ракке, идут с переменным успехом. Сегодня удары по игиловцам наносят силы США, Канады, Франции, Германии. В частности, стало известно, что в окрестностях города Телль-Абьяд в провинции Ракка высадились немецкие и канадские военнослужащие.

А спецпредставитель президента США в международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» Брет Макгурк сообщил недавно о решении Барака Обамы выделить для проведения операции в Ракке чуть ли не три тысячи бойцов сил специального назначения. По словам Макгурка, «коммандос» начнут штурмовать этот оплот террористов сразу после освобождения другого города на северо-западе Сирии — Манбиджа, который ИГИЛ считает своим основным транспортным узлом.

Однако, пока дела у «звездно-полосатых» в Сирии идут не столь результативно, как хотелось бы. Месяц назад близ Ракки американцы потеряли свой боевой беспилотник, который игиловцы сбили как обычную воздушную мишень. Да и о результатах ударов авиации, сравнимых хотя бы с недавним броском российских Ту-22М3 в окрестностях Ракки, что-то не слышно… Не случайно тот же Брет Макгурк заявляет сегодня о необходимости выработки новой тактики действий против ИГИЛ, заключающейся в максимальном вовлечении в противостояние с террористами военизированных отрядов, составленных преимущественно из местных жителей.

Что же касается стратегии дальнейших действий самой коалиции, то она, по словам спецпредставителя президента США, будет нацелена на «искоренение источников финансирования ИГ и уничтожение центров пропаганды террористической идеологии, поддерживающих эту группировку».

С позиции взаимодействия

На этом фоне Россия продолжает придерживаться четкой линии в противодействии боевикам в Сирии: консолидации совместных действий. В частности, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров недавно подчеркнул, что Ракка является одной из целей антитеррористической коалиции, так же как и иракский Мосул. По мнению российского министра, освободить эти населенные пункты можно было бы эффективнее и быстрее, если бы военные России и США начали координировать свои действия гораздо раньше.

«Сейчас шанс на то, что такая координация состоится, есть, — считает Сергей Лавров. — Мы исходим из того, что авиация ВКС России и авиация возглавляемой США коалиции должны работать синхронно, скоординировано и помогать тем, кто на земле, реально противостоять террористическим отрядам. Прежде всего, это, конечно же, вооруженные силы Сирийской Арабской Республики и, конечно же, различные группы курдского ополчения, включая вооруженное крыло партии Демократического союза».

Действия российских ВКС в Сирии эксперты однозначно называют безупречными. Таково мнение директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова. Именно «безупречным выполнением поставленной задачи» назвал он недавнее нанесение удара по объектам ИГИЛ под Раккой. «Наши ВКС действуют очень точно и сдержанно: каждый раз они наносят удары в цель, наносят большой урон противнику», — отмечает эксперт.

При этом Иван Коновалов обращает внимание на определенные сложности при действиях в ситуации, когда линия «сирийского фронта» поделена на сегменты. Однако, по словам эксперта, именно удары авиации ВКС РФ на отдельных участках этого фронта влияют на борьбу с боевиками особенно действенно.

Тем временем, ход военных событий в Сирии, в том числе операции в районе Эр-Ракки, может в обозримой перспективе получить новое развитие. На днях стало известно о том, что созданием эффективного механизма по решению сирийского кризиса совместно занимаются Анкара и Москва. Известно, что тема разрешения конфликта стала одним из вопросов недавней встречи лидеров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже сообщил о готовности представителей ряда турецких структур, в том числе военных и дипломатических, провести переговоры с российскими коллегами, создав в дальнейшем «более эффективный механизм и провести контакты на более высоком уровне». Относительно взглядов Турции и России на вопросы политического урегулирования в Сирии министр заявил, что «они похожи». «Мы мыслим одинаково», — сказал Чавушоглу.

В свою очередь российский журналист и политолог Максим Шевченко обращает внимание на актуальность налаживания переговорного процесса с сирийской оппозицией — «по крайней мере, с той ее частью, с которой можно разговаривать». Турция, как напоминает эксперт, поддерживает сирийскую оппозицию. «Какие бы события ни происходили в Анкаре, как бы ни менялся внешнеполитический курс, естественно, что Эрдоган не откажется от того, во что вложено столько жизненных сил, денег и энергии», — отмечает Шевченко.

Он также считает, что в ситуации, когда в Сирии идет гражданская война, «правда не бывает одна». «Считать, что тот, кто победил, тот и прав — это очень упрощенный подход, — полагает Максим Шевченко. — Узлы, завязываемые гражданской смутой, потом не разрубить десятилетиями, так что упрощенный подход здесь не годится».

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Минобороны России/Twitter/Dabiq/Kurdishstruggle/ZUMAPRESS.com/ Zhang Naijie/Xinhua/Kremlin Pool/Globallookpress

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.