shadow

Угроза авианосной дубинки США: проблемы и пути решения


shadow

22р

Военно-морской флот США демонстрирует невиданную уже много лет активность своих авианосцев. Американцы даже не пытаются скрывать, что это — попытка оказать моральное давление на Россию и Китай. То, что авианосцы США — это достаточно мощная «дубина» — очевидно всем, кроме разве что совсем отчаянных шапкозакидателей. Однако все же, насколько велика исходящая от этой «дубины» угроза? И что ей можно противопоставить на практике?

Сразу шесть своих авианосцев одновременно вывели в море Соединенные Штаты Америки: четыре в составе развернутых ударных авианосных групп и два — в рамках решения отдельных задач. Такого не случалось с 2012 года. С количественной точки зрения. С качественной — все еще круче. Подобной активности американского флота в мировом океане не наблюдалось годов этак с 1990-х. Кстати, возможно в ближайшие несколько дней американцы могут выйти на новый уровень — в июне в море обещали вывести еще одну авианесущую крепость…

Причем, в составе развернутой авианосной группы помимо самого корабля-авианосца действует полк палубной авиации (60 — 80 самолетов), дивизион ПВО (1-2 крейсера с управляемым ракетным оружием), противолодочный дивизион (3 — 4 эскадренных миноносца), дивизион подводных лодок, дивизион судов снабжения…

Сразу два авианосца — «Гарри Трумэн» и «Дуайт Эйзенхауэр» сейчас находятся в акватории Средиземного моря. Еще два — «Рональд Рейган» и «Джон Стеннис» — проводят учения в непосредственной близости от Южно-Китайского моря. Комментируя передвижения своего флота, американцы сначала что-то манерно рассказывали о борьбе с терроризмом и международной безопасности. Но потом якобы «не выдержали» и признались: » Это демонстрация возможностей. Безусловно, есть те люди, которые следят, и это наглядная демонстрация того, на что мы способны». Это сказал контр-адмирал Брет Батчелдер. А некий анонимный источник в Пентагоне уточнил для The Wall Street Journal, что военно-морская активность США » обеспечивает некоторое необходимое присутствие в Средиземноморье, чтобы… сдерживать русских. Непредсказуемость того, что мы сделали с Truman, заставит их думать дважды». Такая вот «случайная утечка» в СМИ — так, чтобы уж никто не сомневался. Кого американцы «сдерживают» у берегов КНР — догадаться не сложно. США этого и не скрывают, открыто заявляя, что формальный повод для проведения учений — якобы «давление на Манилу со стороны Пекина в Южно-Китайском море».

В общем, американцы показывают игру в лучших (или уместнее сказать — худших?) традициях холодной войны.

Демонстрация флага — демонстрацией флага, но насколько действия американцев реально изменяют баланс сил в определенных регионах и несут опасность тем, кого они «сдерживают»?

Авианосный флот считается вторым по мощи военным инструментом в международной политике после ядерного оружия. Потенциально влияние его на небольшие государства — просто огромно. Однако со сверхдержавами — все было немного сложнее. Хотя собственно авианосный флот СССР уступал по силе американским коллегам, советские военно-морские силы в целом по некоторым показателям не только достигали паритета, но и превосходили американцев. Мощный подводный флот СССР во взаимодействии с авиацией и космическим силами позволял в теории, хоть и с потерями, но, тем не менее, достаточно эффективно уничтожать целые авианосные ударные группы основного потенциального противника. Выходящие на авианосную ударную группу США десять советских подводных лодок, направляемых воздушной и космической разведкой, не оставляли АУГ ни малейшего шанса.

Как же у нас обстоят дела на море сегодня?

Думаю, ни для кого не станет открытием тот факт, что «лихие 90-е» пробили в обороне России огромные бреши. Советский подводный флот был самым мощным в мире, но современный российский, к сожалению, не силе уступал ему еще недавно более, чем в два раза (по отдельным оценкам — даже на 80 — 85%). Не в лучшем состоянии оказалась на рубеже нового тысячелетия российская спутниковая группировка. В строю остался всего один авианосец, способный обеспечить ведение воздушной разведки вдали от родных берегов.

И все это — серьезные проблемы. В случае столкновения в океане нашего крейсера (или даже ТАВКРа) с АУГ США у последней шанс на выживание будет больше — из-за более раннего обнаружения противника. Нашим преимуществом будут противокорабельные ракеты, но об этом — чуть ниже.

Шанс уничтожения АУГ США силами наших подводных лодок — гораздо выше. Но тут есть одна проблема. Для уничтожения авианосной группы нам нужно будет собрать сразу 5 — 10 своих ПЛ. Но групп то может быть в море одновременно шесть, семь и более!

Успешно топить авианосные группы США могут наши Ту-22М. Но в открытом море им будет весьма непросто преодолевать ПВО оппонентов.

Возвращаясь к средствам поражения кораблей, отметим, что тут мы уже несколько десятилетий удерживаем уверенное лидерство. Противокорабельные ракеты любой страны мира, включая США, существенно уступают нашим по своим тактико-техническим характеристикам. По ряду показателей американцы не смогли догнать даже советские разработки 70-х годов ХХ века.

Однако тут есть один нюанс. В последнее время российские конструкторы сконцентрировались на разработке легких противокорабельных ракет — они простые, недорогие, практичные и способны «нападать роем». Долгое время их «обвиняли» в малой дальности полета, но недавно на глазах всего мира это обвинение было полностью опровергнуто. Но в случае действия против АУГ есть у них все же один недостаток. Попадания одной легкой ракеты явно недостаточно для того, чтобы полностью вывести из строя современный авианосец. Большая же часть разработок тяжелых ракет, способных в одиночку отправить авианосец на дно, остались в советском прошлом.

Военные же специалисты называют идеальной схемой борьбы с авианосными группами такую, при которой по ним сначала выпускается рой легких ракет, который ослабит систему ПВО АУГ и выведет из строя часть кораблей сопровождения, а после этого по остаткам группы выпускаются уже тяжелые противокорабельные ракеты, которые гарантированно топят авианосец. Для этого было бы неплохо, чтобы наряду с великолепными разработками новых легких ракет, у нас появились и современные тяжелые ПКР.

Немаловажно также было бы восстановить систему отечественной космической разведки, расширить авианосный компонент российского ВМФ (работы в этом направлении уже ведутся) и увеличить силы подводного флота.

Учитывая тот факт, что отечественные противокорабельные ракеты и подводные лодки по всем основным показателям превосходят американские, у российского флота будут все шансы превзойти американский в качественных показателях даже уступая ему в количественных.

Однако, если не произойдет резкой мобилизации отечественной экономики в интересах вооруженных сил и ВПК, в ближайшие лет десять преимущества над американцами в открытом море мы все же не добьемся.

Возможно, это нехорошо. Но и не критично. В существующей военно-политической обстановке речи о корабельных дуэлях в центре Атлантики или Тихого океана пока не идет. А действовать в районе охраняемого нашими вооруженными силами побережья иностранный авианосец никак не сможет.

Во-первых, в России восстанавливается система радиолокационных станций дальнего обнаружения, которая позволит обнаруживать любые воздушные объекты, находящиеся даже на серьезном удалении от российских границ. Подлететь незамеченными к берегам РФ самолеты из состава иностранной АУГ — не смогут. Обнаруженная же на значительном расстоянии от берега враждебная АУГ может быть атакована как нашей стратегической авиацией, действующей под прикрытием отечественной системы ПВО (по ряду оценок — самой современной в мире), так и противокорабельными ракетами берегового базирования.

Китайцы, ситуация у которых во многом похожа на нашу, к защите своих рубежей от потенциального заокеанского агрессора и вовсе подошли творчески, разработав единственную в мире противокорабельную баллистическую ракету DF-21D. Американские эксперты, правда, спорят по поводу того, будет ли она достаточно точной для того, чтобы поразить находящийся в океане авианосец, но проверять это на практике, видимо, особого желания у военных моряков США нет…

В целом, в последнее время авианосцы утрачивают былое влияние в качестве средства глобального устрашения. Но сбрасывать со счетов — их рано. Еще долгие десятилетия они будут актуальны в локальных конфликтах разной степени интенсивности, а также, как средство борьбы с террористическими группировками и ведения воздушной разведки в отдаленных районах. Поэтому возрождать собственный авианосный флот России все же необходимо.

Источник

Фото Politrussia

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. Игорь    

    Не согласен с автором, так как авианосец топить не нужно, достаточно повреждения палубы для исключения взлета и посадки самолетов, это с воздуха.
    А из под воды повреждение винторулевой группы, и/или повреждение 2-3 отсеков для создания крена.
    Взлет/посадку самолетов авианосец осуществляет при постоянной скорости против ветра и ровной без крена ВПП.
    Данные повреждения выводят этот корабль с боевого дежурства.

    Рейтинг: 0
  2. pavel    

    Единственной проблемой для уничтожения авианосных групп есть их обнаружение. Достаточно сопровождать её лёгким корабликом-камикадзе, подсвечивающего эскорт и авианосец своим радаром и всё. Ракеты достанут. А амеры пусть гадают при планировании своих провокаций: есть на жмущемся к их бортам кораблике Бомба или нет.

    Рейтинг: 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.