shadow

Вооруженные группы ОБСЕ

В Донбассе могут появиться «миротворцы» с пистолетами


shadow

Россия предложила учредить отдельную мониторинговую группу ОБСЕ для контроля за безопасностью на местных выборах в Донбассе. Об этом заявил глава МИД РоссииСергей Лавров в интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым». При этом сотрудников миссии предполагается вооружить пистолетами.

«Пистолеты для самообороны. Эта практика имеет место. Можно считать, что это элемент полицейских функций, но, прежде всего, это охрана и мониторинг не нарушения линии отвода и мест складирования», — сказал министр.

При этом, по словам Лаврова, опыт «показывает, что очень часто безоружные наблюдатели более защищены, чем при наличии личного оружия».

По словам Лаврова, такая группа должна быть создана на период выборов, в ее задачи должна входить проверка обеспечения безопасности вместе с народной милицией Донецка и Луганска. При этом всегда можно найти приемлемый национальный состав миссии наблюдателей, отметил он.

«Мы готовы на такой компромисс. Дело за остальными нашими партнерами», — указал Лавров.

Глава МИД подчеркнул, что эти предложения обсуждались в ходе контактов на высшем уровне и «вписывается в размышления, которые идут внутри ОБСЕ».

Кроме того, он добавил, что Москва допускает придание отдельных полицейских функций миссии ОБСЕ, но только для мониторинга зон отвода и складирования тяжелых вооружений в Донбассе.

«Мы сказали, мы будем готовы, если это поможет делу, согласиться на то, чтобы решением ОБСЕ вот эта дополнительная группа наблюдателей, которые будут контролировать линию разграничения в местах складирования тяжелых вооружений, имела право носить личное оружие», — заявил Лавров.

Ранее представитель МИД Мария Захарова заявляла о согласии российской стороны на ношение наблюдателями ОБСЕ на Украине легкого стрелкового оружия для самозащиты. Однако она подчеркнула, что никаких договоренностей о создании некой полицейской миссии или вооруженного компонента действий миссии ОБСЕ в Донбассе «не принималось ни в Контактной группе, ни в „нормандском формате“, ни в самой ОБСЕ».

Возможность расширения полномочий Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Донбассе в ночь на 24 мая обсудили главы стран «нормандской четверки». При этом Москва подчеркивала, что возможная миссия ОБСЕ в Донбассе должна носить мониторинговый характер, а не полицейский.

1 июня замглавы администрации президента Украины Константин Елисеев заявил, что Россия дала согласие на вооруженную полицейскую миссию в Донбассе. Из Москвы практически сразу поступило опровержение. «Россия не давала согласия на размещение военизированной миссии в Донбассе», — заявил статс-секретарь, заместитель главы МИД России Григорий Карасин.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков также не подтвердил информацию украинской стороны о наличие договоренностей о размещении полицейской миссии.

«Собственно, ситуация очень простая. Утверждения о том, что в записях бесед „нормандской четверки“ содержатся некие индикации того, что российская сторона дала согласие на размещение некой полицейской миссии ОБСЕ, не соответствуют действительности», — заявил Песков.

При этом он подчеркнул, что есть готовность обсуждать эту тему с учетом позиции представителей Донбасса.

— Дело не в количестве наблюдателей, а в том, чтобы они перестали быть глухонемыми, — убежден политолог Александр Дудчак.

— Если они будут не замечать очевидные факты, то от увеличения их количества результат не изменится. А речь о полицейской миссии вообще не идет. Обсуждается возможность дать оружие наблюдателям «для самозащиты» без изменения их функций. Возможно, в Киеве надеются, что после первого шага, можно будет настоять и на последующих, попытаются доказать необходимость придания миссии ОБСЕ и тяжелое вооружение — об этом ранее уже говорил Порошенко.

— Лавров говорит о вооружении наблюдателей на линии соприкосновения. Но Киев постоянно подчеркивает, что вооруженные наблюдатели должны встать на границе. Уцепится ли он за это предложение Лаврова и попытается ли как-то воспользоваться ситуацией?

— В этом состоит кардинальное отличие позиций. В Киеве пытаются выдать «не возражение» Лаврова против вооружения наблюдателей на линии соприкосновения за нечто большее — Киев пытается настаивать на установлении контроля над границей, хотя бы представителями ОБСЕ, очевидно, не сомневаясь, что ОБСЕ будет подыгрывать Киеву. Что означает чтение Минских соглашений с конца и является прямым нарушением Соглашений. И вновь вырывают из заявления Лаврова лишь то, что им хочется услышать, а он говорил о необходимости вести переговоры непосредственно с Донецком и Луганском, без согласования с которыми никакие «оригинальные» нововведения невозможны.

 — От кого обороняться пистолетом на войне?

— Наличие оружия у наблюдателей, которые должны быть объективными и не должны принимать позицию какой-либо из сторон, может даже навредить. Защитить вряд ли. Но это не инициатива Лаврова. Он лишь заявил, что российская сторона не будет возражать против обеспечения легким стрелковым оружием наблюдателей, если об этом договорятся Киев и Донецк-Луганск.

Киев пытается заставить обсуждать проблемы, далекие от сути минских соглашений. Любые решения по Донбассу не могут быть приняты без учета мнения Донецка и Луганска, без прямых переговоров с ними Киева.

— Насколько оправданы опасения, высказанные Александром Захарченко во время последней «прямой линии», что под видом миротворцев в Донбасс могут проникнуть члены карательных батальонов?

— Вряд ли под видом наблюдателей проникнет кто-то из тех, кто воевал в составе украинских батальоном. Впрочем, ожидать можно чего угодно. Но это стало бы полной дискредитацией миссии ОБСЕ в Донбассе, у которой и так репутация не идеальная. Проблема будет более серьезной, если против вооруженных членов миссии организуют провокации. Мечты Порошенко о введении полицейской миссии в Донбасс, да еще и с тяжелым вооружением, просто не реальны. Но его устроил бы вариант с втягиваем третьей стороны в конфликт. Жертвы среди представителей миссии вызвали бы широкий международный резонанс и могли бы привести к срыву минских соглашений. Похоже на это и рассчитывают в Киеве.

— Что значит приемлемый национальный состав миссии? Как это понимать? Ведь Киев не согласится на присутствие россиян, а Донецк и Луганск на присутствие европейцев. Для кого приемлемый?

— Естественно, представители разных стран в составе специальной группы наблюдателей на выборах, по-разному воспринимались бы в Донбассе. Вряд ли /ЛНР-ДНР согласились бы на представителей США, Польши или, скажем, Литвы. Также, Украина не согласилась бы на участие россиян в такой группе. Но есть страны, представители которых, вызовут меньше нареканий от обеих сторон, возможно, к таким странам можно отнести Белоруссию, Венесуэлу, Израиль, какие-то другие страны.

Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMOСтанислав Бышок считает, что предложение Лаврова — это компромисс, при котором в Донбассе принципиально не меняется расстановка сил. Впрочем, вооружение наблюдателей накладывает некоторые дополнительные обязательства на руководство провозглашённых республик по обеспечению их безопасности.

 — А для чего нужны вооруженные наблюдатели на линии разграничения? Чем эта миссия будет отличаться от полицейской?

— Вооружённые наблюдатели на линии разграничения не нужны ни Донецку и Луганску, ни Москве. Но, раз на этом настаивает Киев, являющийся участником конфликта, то в качестве жеста доброй воли может быть допущено вооружение наблюдателей. В целом же, конечно, это похоже на прыжок на месте.

 — Вооруженные пистолетами миротворцы представляют опасность для Донбасса? Можно ли с их помощью реализовать пресловутый югославский сценарий? А как насчет опасений Захарченко, что под видом миротворцев в Донбасс могут проникнуть члены карательных батальонов?

— Опасность могут представлять не вооружённые наблюдатели сами по себе, их не будет много, но те вооружённые провокации, которые против них могут быть направлены силами, желающими продолжение конфликта. Учитывая, что механизм наказания Киева за нарушение перемирия ни «Минском-2», ни иными документами не регламентируется и даже не подразумевается, вина так или иначе будет падать на Москву.

— Какова вероятность, что вооруженные наблюдатели могут оказаться втянутыми в конфликт. Как будет в таком случае реагировать Европа, особенно, если будут жертвы?

— Наблюдатели, действительно, могут пострадать в результате провокации, которую, очевидно, спишут на ополченцев Донбасса. Это может подтолкнуть страны Запада к идее введения полноформатного военного контингента на линию разграничения. Разумеется, этого не случится без согласия Москвы, однако такая идея ЕС может быть поддержана не аргументами, а продолжением санкционного давления.

 — Что значит приемлемый национальный состав миссии? Каким он мог бы быть?

— Если предположить, что русских или западноевропейцев не будет, то компромиссным вариантом, возможно, стали бы сербы…

— Вне зависимости от Лаврова, я изначально выступал за разрешение наблюдателям иметь личное стрелковое оружие, — говорит политолог Роман Манекин.

— Сегодня ситуация внутри Республик, в значительно мере, стабилизировалась. Но те, кто не уезжал из Донбасса, начиная с апреля 2014 года, знают, что на самом деле мы пережили период, когда наличие стрелкового оружия в кобуре в действительности спасало жизнь. Слава Богу, эти времена позади! Опасения окружения Главы ДНР по поводу изменения мандата ОБСЕ (разрешение на хранение оружия), тем не менее, понятны: Захарченко помнит опыт Югославии, когда т.н. «миротворцы» в известный момент заняли позицию одной из противоборствующих сторон и тем самым, содействовали разрешению конфликта в ее пользу. Однако ситуация на Украине не идентична югославской, а самое главное: Россия сегодня другая. На самом деле, территория ЛДНР (31.1% бывших Донецкой и Луганской областей) — крайне небольшая. Практически каждый человек в прифронтовой полосе — под наблюдением.

Мне кажется, можно позволить членам миссии ОБСЕ иметь при себе личное оружие. Поставки тяжелого вооружения — даже, если они будут осуществляться со стороны Украины, разумеется, не имеют шансов пройти незамеченными. Вместе с тем, столь явное нарушение возможных договоренностей, несомненно, приведет к эскалации событий. Что, в условиях стагнации, быть может, не так уж и плохо!

 — Может ли миссия ОБСЕ с пистолетами представлять опасность для ДНР?

— Разумеется, никакой серьезной опасности миссия ОБСЕ, даже вооруженная пистолетами, не представляет. Скажу больше: когда в прессе муссировались слухи о скором прибытии контингента НАТО в Донбасс, особых волнений в ополченческой среде они не вызывали. И в самом деле: сколько человек может прислать НАТО? Тысячу, несколько тысяч? Жители Донбасса в начале событий с голыми руками шли на танки (видел собственными глазами). И какая разница, какая кокарда просматривается в прорезь прицела: «трезубец» или, скажем, дубовые листья? Население Донбасса в МАССОВОМ порядке не приемлет сегодня «проект» по реинтеграции региона в состав Украины. Эту проблему военными средствами не решить. Политическими, полагаю, тоже…

— Что значит отдельная мониторинговая группа ОБСЕ для контроля за безопасностью на местных выборах? Ведь Захарченко неоднократно подчеркивал, что силовики ДНР сами обеспечат безопасность…

— В этом вопросе мы также расходимся с советниками Захарченко. Я верю в осознанный геостратегический выбор основной массы населения Донбасса (хотя действия местных властей не раз ставили этот выбор под сомнение). И поэтому готов и считаю правильным дать политический бой в максимально сложных условиях. Мониторинговая миссия ОБСЕ на выборах? Да, ради Бога! Сражение идет в душах человеческих, в общественном сознании. Никакие внешние «охранительные» обстоятельства существенным образом на итоги голосования не повлияют. Пусть мониторят! Труднее будет затем отказаться от признания результатов голосования…

Источник

Фото ТАСС

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.