Экспертное мнение

Выборы в США: в чем опасность нового кандидата-либертарианца

В американской гонке за пост президента официально появился первый кандидат. Экс-губернатор штата Нью-Мексико Гари Джонсон получил наибольшее количество голосов (55,8%) на съезде Либертарианской партии, сообщает телеканал Fox News. Кандидатом на должность вице-президента стал экс-губернатор Массачусетса Уильям Уэлд.

«Я всегда говорил, что это результат вашей упорной работы, – заявил на съезде Джонсон. – И ваша работа привела нас к этому моменту. Я буду усиленно работать, чтобы представить всех, кто находится в этом зале». По оценке Fox News, номинант от «третьей партии» имеет шансы в президентской кампании в связи с низкой популярностью основных предполагаемых кандидатов-соперников Дональда Трампа (Республиканская партия) и Хиллари Клинтон (Демократическая партия).

«Шансов стать президентом у него нет, – прокомментировал «МК» выдвижение Джонсона главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, – но он может сыграть роль человека, который отберет какие-то голоса у республиканцев или демократов. Учитывая то, что в этом году недовольство электората ощущается и справа, и слева, то взгляды, естественно, обращаются к третьим партиям. Либертарианская партия впервые выдвинула свою кандидатуру на выборах президента 1972 года и больше одного процента голосов так и не собрала. Это ее максимальный предел и максимально возможный порог. Правда в 2012 году за ее кандидата на президентских выборах проголосовало полмиллиона человек, но это все равно было недостаточно для того, чтобы партия каким-то образом повлияла на исход выборов».

«В этом году речь идет о том, в какой степени она может набрать несколько процентов и от кого оттянет больше голосов, – поясняет Владимир Васильев, – Некоторые опросы общественного мнения показывают, что сейчас либертарианцы могут преодолеть этот порог в один процент. Может, у них будет два-три процента. Они отберут недовольных избирателей и у демократов, и у республиканцев. Сейчас считается, что они могут нанести наибольший ущерб кандидату от демократической партии Клинтон, нежели Трампу. У Клинтон они могут отобрать 6% голосов тех людей среди демократов, которые недовольны ее кандидатурой. Что касается Трампа, то опросы общественного мнения показывают, что у него либертарианцы могут отобрать 4%».

Эксперт считает, что феномен третьих партий во внутренней политике США заключается в краже голосов основных кандидатов. «Это ситуация партии, которая кому-то может подпортить нервы, – рассказывает «МК» Владимир Васильев. – Выборы 2000 года были такими. На них Партия зеленых нанесла удар по демократам. Она отобрала у них 2,5 млн голосов. Большую роль тогда сыграла и Реформистская партия США, которая отобрала у республиканцев полмиллиона голосов… Также эта кража голосов сыграла отрицательную роль в 1968 году. Бывший губернатор Алабамы Уоллес победил в пяти штатах и лишил демократов перспектив». Аналитик не исключает, что в перетягивании голосов иногда есть место «заговору» одной из основных политических сил, однако сейчас такая ситуация трудно осуществима: «Были такие разговоры о возможности республиканцев использовать третьи партии. Называлась и Либертарианская партия, но пока эта идея плохо реализуема. В этом направлении мало что предпринимается».

«Позиции либертарианцев амбивалентные, – поясняет «МК» Владимир Васильев. – Хотя это партия, которая позиционирует себя как истинных республиканцев. Она прореспубликанская, правая партия. Вся ее позиция простая – это ностальгия по капитализму XIX века. Это партия свободы, которая была в Америке в те времена, когда не было государства на федеральном уровне. Они выступают за права штатов, считают, что штат – это не совсем государство, это самоуправление».

Источник

Фото pixabay.com

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.