shadow

Т-50 ПАК ФА — лучший в мире!

В конструкции истребителя очень широко применены композиционные материалы на основе углепластика


shadow

В этом году ожидается начало серийного производства нового российского истребителя «Сухой Т-50» (он же ПАК ФА, он же И-21) – событие неординарное и знаковое! Эта машина относится к пятому поколению истребителей и буквально напичкана суперсовременными, уже на грани фантастики, технологиями. Ранее велась разработка другой похожей машины — МиГ-35, однако в начале 2000-х годов проект был свернут, поскольку Минобороны сделало ставку на более перспективную «Сушку». Интересно, что в конце 2015 года «МиГ» реанимировали и решили выпускать, но все-таки как самолет так называемого поколения «4++» (впрочем, мало чем уступающий пятому), а «Сухой» — это настоящий «5», а в некоторых компонентах даже поколение 5+. В мире пока есть на вооружении только один самолет такого класса — американский F-22 «Raptor», и вот у наших конструкторов стояла задача превзойти американский истребитель. И они с ней блестяще справились!

Именно Т-50 ПАК ФА на ближайшие десятилетия будет определять облик отечественной истребительной, да и всей мировой авиации. Появление такого самолета — событие не только в мире авиастроения, но и вообще прорыв во многих сферах технологического знания и военной авиации.

Работа над истребителем пятого поколения в СССР и США началась одновременно – в 1981 году, но на испытания сразу две североамериканские машины вышли раньше, уже в 1990 году. Американцы выбрали для дальнейших испытаний в итоге YF-22, а продолжались последние вплоть до 2002 года, когда ставший к тому моменту F-22 и был в итоге принят на вооружение. Именно эта машина и является основным конкурентом нового отечественного истребителя Т-50.

В нашей же стране, переживавшей в 90-е годы серьёзные потрясения, работы сильно затянулись, а в некоторые моменты даже вообще приостанавливались. Поэтому серьезные новости про российские прототипы истребителей пятого поколения начали появляться только в конце 90-х годов. Изначально работы по их созданию возложили на КБ им. Микояна, которое в 1994 году и представило к испытаниям прототип с шифром 1.44. Правда, тут же испытания из-за отсутствия финансирования остановились, фактически так и не начавшись. Попытка реанимировать проект состоялась в 1999 году, однако технологически самолёт к тому моменту уже устарел.

К тому времени, правда, 1.44 являлся уже не единственным прототипом нового истребителя пятого поколения в России. В 1997 году в воздух поднялся С-37, спроектированный в ОКБ Сухого. В последующем самолёт получил обозначение СУ-47 и имя «Беркут». Однако данная машина с обратной стреловидностью крыла в итоге так и не стала основой для создания ПАК ФА, став экспериментальной. В ближайшие годы СУ-47 уготована роль «летающей лаборатории» — на её базе отрабатываются элементы, которые будет иметь следующий российский истребитель, возможно, уже шестого или 5++ поколения. Тем не менее работа была проделана серьёзная и во многом успешная, поэтому именно данному КБ «Сухой» было поручено в 2002 году начать работы над созданием нового прототипа истребителя пятого поколения.

Эта машина получила название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» — ПАК ФА. К нему в России предъявлялись следующие требования:

  • сверхманевренность, в том числе и на малых скоростях;
  • полёт в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости без форсажа;
  • низкая радиолокационная заметность во всех диапазонах;
  • высокие характеристики навесного вооружения для гарантированного поражения воздушных и наземных целей;
  • новая авионика и радиолокационная система обнаружения противника, позволяющая в штатном режиме работать против стеллс-техгологий;
  • разумная цена, позволившая бы закупить не менее 200 самолетов для нужд Российской армии.

Реализован проект был в крайне сжатые сроки – уже в 2004 году был готов эскизный проект истребителя, а опытные экземпляры Т50 в Комсомольске-на-Амуре начали собирать в 2007 году. В 2009 году на первой машине, ещё не предназначенной для полётов, были выполнены рулёжки и пробежки по полосе аэродрома. Первый же российский лётный экземпляр ПАК ФА, имеющий двигатель от СУ-35, был изготовлен в 2010 году. В конце января этого же года настал исторический момент – самолёт поднялся в воздух. В 2014-2015 годах испытывалось несколько лётных прототипов, а во второй половине 2016 планируется перейти к испытаниям уже первых серийных машин.

Итак, какие же отличительные особенности Т50 делают его самолетом пятого (или даже 5+) поколения и отличают от зарубежных аналогов? Почему ПАК ФА настолько уникален?

Малозаметность

Важнейший элемент современного воздушного боя: ведь если ты обнаружил противника, а он тебя — нет, шансы на победу в воздушном бою или на поражение цели возрастают многократно. И задача снизить заметность самолета во всех диапазонах излучения была одной из главных, поставленных перед КБ «Сухой». И можно смело сказать, что разработчики с ней справились.

Большая часть элементов самолета не примыкает друг к другу под прямым углом (потому что такая форма очень хорошо отражает сигнал, испускаемый радиолокатором), а вся конструкция просчитана таким образом, чтобы любое излучение максимально рассеивалось. Кроме того, на внешние поверхности нанесено специальное радиопоглощающее покрытие. В результате вражеские РЛС, если и обнаружат самолет, то не смогут определить его направление и скорость. А для тех систем, которые используют инфракрасную (т.е. по теплу струи двигателей) и акустическую (по шуму) систему обнаружения, разработаны новые двигатели — «холодные» и «тихие»; с ними Т-50 выходит на сверхзвуковую скорость без использования режима форсажа.

В конструкции истребителя очень широко применены композиционные материалы на основе углепластика. Испытания ПАК ФА Т-50 в России показали, что перед металлическими конструкциями такие материалы значительно выигрывают по удельной прочности, а также по возможности создания изделий сложной формы. В общей сложности примерно четверть всех используемых материалов в Т-50 – это композиты. Максимальная их доля используется на внешней поверхности самолёта, к тому же сильно снижая его радиолокационную заметность.

Обнаружение противника

Т-50 имеет так называемую «умную обшивку» — помимо одной радиолокационной станции в самолете имеются несколько РЛС и ОЛС (оптолокационных станций), которые размещены по всему фюзеляжу; имеется 5 встроенных фазированных антенн, а 25% фюзеляжа выполнено из радиопрозрачного углепластика. РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Н036 Белка» X-диапазона разработана специально для нового истребителя. А в передней части крыла установлена еще одна РЛС L-диапазона, которая делает заметными вражеские истребители — у них технологий защиты от таких локаторов нет, это уникальная разработка российских ученых, не имеющая аналогов в мире. Главная особенность новых систем обнаружения — преимущественное использование пассивных, а не активных датчиков, чтобы не «выдавать» самолет работающими локаторами.

Пилотирование и авионика

Самолет Т-50 имеет новейшее катапультное кресло, управляемое электроникой. Тот непрерывно отслеживает параметры полета (скорость, углы крена и тангажа, высоту полета, угловые скорости и погодные условия), и в нештатной ситуации катапультирование произойдет быстрее, чем сам пилот успеет сообразить, что возникла угроза для его жизни. Это как раз тот случай, когда лишняя секунда (или даже доли секунды) может спасти жизнь.

В кабине самолета установлено два основных 15-дюймовых дисплея и несколько дополнительных, а некоторая информация выводится прямо на стекло шлема пилота; при этом есть также дублирующий речевой информатор.

Уникальное новшество — датчики шлема отслеживают положение зрачков пилота и системы наведения самолета могут захватить цель, если просто на нее посмотреть. Правда, данная система пока работает на скоростях до 1000 км/ч.

Вообще самолет напичкан электроникой под завязку, что значительно облегчает летчику пилотирование и обнаружение/наведение, особенно когда речь идет о нескольких целях — в ручном режиме на сверхзвуковых скоростях выполнять сложные маневры и одновременно наведение на цель практически невозможно. И электроника здесь играет не просто вспомогательную, а важнейшую роль, и без нее представить машину поколения 5/5+ просто невозможно!

Вооружение

На самолёте Т-50 решили все таки не отказываться от пушечного вооружения. В специальном отсеке установлена сдвоенная модернизированная 30-мм пушка, в боекомплект которой входит правда, всего 100 снарядов — пушка играет вспомогательную роль. Основное вооружение ПАК ФА – две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, которые располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

Для этого разрабатываются новые ракеты «воздух-земля», которые отличаются от своих предшественников большей дальностью полета, повышенной маневровостью и более современной электронной начинкой: более высокая точность наведения, повышенная помехозащищенность и чувствительность к целеуказанию. Так же Т-50 может нести корректируемые авиабомбы, падающие строго по заданным координатам, с точностью попадания 5 метров, — насколько это эффективное оружие мы увидели по результатам боевых вылетов наших ВКС в Сирии, когда подземные бункеры террористов складывались внутрь, как карточные домики.

Очень важно отметить, что ПАК ФА Т-50 предназначен не только для ведения индивидуальных боевых действий и воздушных боев. Самолёт представляет собой часть единой сетецентрической среды, из которой он получает целеуказание, наведение и корректировку. Ведя разведку, он также сообщает в единую автоматизированную системы управления эти данные, в соответствии с которыми другие самолёты или ракетные комплексы могут применить собственное вооружение. Так же первоначальная обработка информации по анализу угроз, целей и их типов реализовывается системой интеллектуальной поддержки экипажа — так называемым «электронным пилотом», который не только берет на себя часть задач и функций экипажа, но и одновременно сообщает всю информацию по обнаруженным целям в единый центр управления.

На основании информации об испытаниях и тактико-технических характеристик ни один зарубежный самолёт, в том числе и F-22, не сможет соперничать с ПАК ФА в бою «один на один». Т-50 значительно превосходит и проблемный F-35, который американцы до сих пор не могут «довести до ума» и поставить на вооружение, и перспективный китайский истребитель пятого поколения J-20, у которого, несмотря на смелые заявления китайских конструкторов, еще достаточно недоработок.

В очередной раз стоит порадоваться за наших военных ученых и инженеров: Т-50 — это не просто самолет полноценного 5-го поколения, это уже шаг в будущее, это 5+ поколение, до которого нашим конкурентам еще работать и работать. Эта машина будет задавать тон на рынке военной авиации еще не одно десятилетие, и уверен, станет визитной карточкой наших ВКС! Т-50 ПАК ФА — уже стал лучшим в мире истребителем, в этом уже нет никаких сомнений, что является настоящим поводом для гордости каждого патриота России и Русского мира!

Источник

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.