Статьи

Зачем Америке нужен договор TTIP

Большая политика, как и глобальная экономика, на уровне обычного человека часто кажутся чем-то очень абстрактным. Взять, к примеру, известный вопрос договора по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (Transatlantic Trade and Investment Partnership или TTIP) который США вот уже на протяжении десяти лет пытаются подписать с Евросоюзом.

Как его только ни называют, и НеоВТО, и экономическим НАТО, но мало кто в состоянии внятно объяснить, чем он отличается от прежних международных торговых соглашений. Тем более — почему Европа должна умереть вскоре после его подписания и каким боком это касается России. Хотя буквально на наших глазах развиваются события, демонстрирующие ответ самым непосредственным образом.

Есть такая американская корпорация — Google. Ее многие знают. Капитализация на 2015 год — $468 млрд. Обрабатывает в месяц более 40 млрд. запросов, что составляет рыночную долю в 62,4% в мире. В России она занимает 40,11%, а в ряде европейских стран, особенно в Восточной Европе, — ее доля превышает 90%. Этим моментом заинтересовалась Еврокомиссия, начавшая в 2010 году свое расследование. Изначально оно касалось только запрета со стороны Google производителям мобильных устройств устанавливать на них модифицированные версии Android. Еще проверялись слухи, о выплате вендорам неких неофициальных бонусов за предустановку мобильных приложений Google Search и Chrome, тем самым критично усложняя конкуренцию для новых игроков на рынке. Большинство потребителей, получая уже установленный на устройство поисковик, как правило не стремятся поставить какой-нибудь новый. Но в процессе стали всплывать и другие любопытные факты, совершенно не вписывающиеся в классическое представление о свободном рынке из учебников по экономике. Например выяснилось, что в поисковых выдачах Google явно подыгрывает собственным сервисам, не редко даже вопреки содержанию поискового запроса. А так как итоги выдачи влияют на поведение потребителей, то тем самым американская корпорация фактически забирает себе практически все рекламные деньги интернет-рынка в Европе, не оставляя европейским компаниям ни малейшего шанса составить американскому гиганту даже крошечную конкуренцию.

В общем, Еврокомиссия во всем этом узрела чистой воды нарушение европейского антимонопольного законодательства. Расследование шло шесть лет и как снежный ком обрастало все новыми и новыми деталями. От жалоб онлайн-магазинов и туристических компаний до ограничения рекламодателей и разработчиков ПО, копирования контента у конкурентов, а также приоритетном продвижении собственных товаров и услуг. Словом, целый букет того, что обычно принято называть манипуляциями и мошенничеством. Все это время Google конечно пытался доказать беспочвенность подозрений и безосновательность предположений или на худой конец как-нибудь договориться полюбовно, но чтобы без озвучивания каких бы то ни было официальных обвинений. Все-таки репутация это важно. Судя по тому, что в 2015 году Еврокомиссия таки подала официальный иск в антимонопольное ведомство ЕС, усилия корпорации успеха не имели.

Безусловно, сам факт подачи иска еще не означает признания судом вины обвиняемого. Например в 2014 году примерно две сотни европейских издателей, среди которых такие известные, как Axel Springer, News Corp и WSJ, уже пытались добиться от Google компенсации убытков за незаконное размещение их контента в Google News на сумму в 11% от выручки корпорации, но антимонопольная служба Германии с их аргументами не согласилась. Да и корпоративные разбирательства — дело не быстрое, в процессе там многое может измениться. Однако, как стало известно на данный момент, конкретно этот суд Google скорее всего проиграет, и ему грозит штраф в размере до 10% от выручки за весь период, в течение которого имели место нарушения. По самым скромным оценкам минимальная сумма санкций составит $3 млрд, а в худшем случае может превысить и $22 млрд., так как выручка Google только за один 2014 год составила $66 млрд, за 2015 она увеличилась до $74 млрд. , а расследование, напомню, идет с 2010 года, т.е. охватывает период пяти — шести лет…

И вот с этого момента начинается самое интересное. Если бы все рассказанное выше имело место уже после подписания Европой договора TTIP, то теплую компанию Еврокомиссии с ее антимонопольным ведомством юристы Google могли бы спокойно послать по адресу одного города в Перу и сами подать в суд на Евросоюз. Дело в том, что главным в этом торговом и инвестиционном соглашении является один единственный раздел — на счет международного корпоративного трибунала. Все остальное — просто маскировка.

Идея корпоративного трибунала основана на простой и внешне очень справедливой логике. Если в рамках TTIP создается единое пространство для ведения бизнеса, то никому на нем не должно быть позволено иметь особые правила, его ведению мешающие. Все должны находиться в равных условиях. Свободный рынок, свободная конкуренция, справедливость и все такое. Стало быть, если кто-то где-то чем-то бизнесу мешает, то пострадавшая корпорация имеет право подать иск в этот самый корпоративный трибунал. Даже если он направлен против государства или группы государств. Равенство прежде всего! Хитрость этого равенства заключается в трех моментах. Во-первых, корпорация на государство иск подать может, а государство на корпорацию — нет. Во-вторых, требовать корпорация может не только отмены мешающих ей законов, норм или правил, но и выплаты ей компенсации за понесенные убытки, а также (тадаааам!!!) за недополученную прибыль, даже если она взята с потолка. Тут главное лишь суметь ее убедительно обосновать. Ну и в-третьих, решения корпоративного трибунала являются обязательными к исполнению для всех государств, подписавших условия TTIP.

Теперь смотрим, как этот чудесный механизм будет работать на практике. Все, в чем Еврокомиссия обвиняет Google, незаконно в Европе, но ничего не нарушает в США. Монопольное положение? Простите, но у корпорации Apple не менее 30%, а еще есть Microsoft, у которой тоже сколько-то рынка есть. Честная конкуренция. А что все они не очень активно работают в Европе, то при чем тут Google? И так по всем пунктам. А по условиям TTIP раз все это законно в одной части общего инвестиционного пространства, то и Европа обязана свои законы переписать таким образом, чтобы это стало законно и в ЕС. И еще штраф заплатить, для компенсации недополученной прибыли. Благодаря консолидации «под себя» рынка интернет рекламы в Европе, расценки на нем за четыре года выросли только на вот столько процентов (часто называется цифра в 12 — 15%), в то время как могли, т.е. должны были вырасти, предположим, на 20%. Из-за разницы в 5% корпорация недополучила, вот тут на бумажке написано, солидную сумму в миллиардах. Извольте перечислить.

Дело тут даже не в том, что тем самым американский транснациональный концерн монополизирует рынок и не оставляет шансов на его собственное техническое и технологическое развитие. И даже не в том, что получаемая им в Европе прибыль уйдет только в США. Кстати, и налоги с нее — тоже. Собственно, ради того этот TTIP и задуман. Важно другое. Большинство, в первую очередь высокотехнологичных, отраслей европейской экономики, в частности: сельское хозяйство, производство продовольствия, удобрений, бытовая и общая химия, парфюмерная промышленность, изготовление строительных материалов, и даже авиа- судо- и автопромышленность, особенно сельхозоборудование, — держатся только благодаря защите более жестких, чем в США, европейских юридических норм и экологических стандартов. Вскоре после подписания TTIP американские корпорации через корпоративный трибунал все это снесут, как старое фамильное поместье, на месте которого девелопер решил построить многоуровневый паркинг. Сколько европейских компаний при этом «не впишется в рынок» и сколько работников окажется на улице — никого не волнует вообще совсем.

Понимает ли эту опасность Европа? И да и нет. Европа далека от единства. Во всех смыслах. Большинство из 28 ее членов только на словах выступают за сплочение рядов и общность целей. На практике большинство из них лишь ищут в союзе выгоды прежде всего для себя. К тому же США переговоры по TTIP ведут в строго закрытом формате и даже не с главами государств ЕС, а со специально созданной делегацией переговорщиков. Что открывает довольно широкое пространство для различных манипуляций, подкупа, шантажа и даже угроз. Некоторые из которых, судя по всему, даже приводятся в исполнение. Во всяком случае ничем иным нельзя объяснить резка начавшийся в Европе падеж инвестиционных банкиров. Насмерть давятся рыбными косточками, травятся контрафактным алкоголем, выпадают из окон и падают с балконов даже там, где никаких балконов вообще нет. Отмечено несколько самоубийств, что называется, двумя выстрелами в голову.

Кроме того, существует в ЕС и своя пятая колонна. Это для какого-нибудь Airbus сохранение прямого и перекрестного государственного субсидирования является важным залогом успеха в конкуренции с Boeing. А вот у европейской корпорации BASF 40% прибыли уже генерируется зарубежными, в том числе американскими, предприятиями. Переход на нормы TTIP буквально из ничего создаст ей по меньшей мере пол миллиарда евро дополнительной прибыли в год. Впрочем, вероятно вдвое больше, так как американское трудовое законодательство на много мягче европейского, переход на него для европейских крупных концернов сулит снижение издержек на рабочую силу минимум на 30%. Эти и многие другие потенциальные плюшки и объясняют, почему ряд европейских корпораций используют свое немалое финансовое и политическое влияние для игры против Европы.

Таким образом, как-то сумев соблазнить или заставить Европу подписаться на TTIP, американские транснациональные корпорации фактически расчистят ее для колонизации от конкурентов. Примерно также, как несколькими сотнями лет ранее европейские колонисты забрали у индейцев американский континент. А так как, по крайней мере пока, свои интересы они выражают через политический истеблишмент США, которому там даже взятки можно давать легально (называется — лоббирование), то в геополитическом смысле нормы и правила жизни в ЕС станут определять, не народы стран ЕС, не их правительства и даже не Европарламент. Все это будет делать Вашингтон. Не трудно угадать — в чью пользу при этом втихаря подшаманивая «содержимое выдачи на поисковые запросы».

В случае успеха, под прямой контроль США попадут не только 15,8% мирового ВВП их собственной экономики, но и 17% ВВП ЕС, что в сумме увеличит мировой «вес» США до более чем 32% мировой экономики, а с учетом неизбежного замыкания на Америку экономик прочих мелких стран, то и до 45 — 47%. В качестве дополнительного бонуса, это приведет к отмене евро и в целом утрате Европой права печатать собственные отдельные деньги, в виду ненужности двух разных валют на одном общем «инвестиционном пространстве». В таком виде США не только сохранят глобальное лидерство, но и отменят свое экономическое крушение, или по крайней мере очень надолго его отложат. Да и экономическая война с Китаем, имеющим лишь 17% от мирового ВВП получит новые, весьма радужные для США перспективы и без обмена ядерными ударами. В этом новом мире откровенно печальным окажется лишь будущее России, с ее 3,28% мирового ВВП. Причем, в » у нее отобрать и поделить» будут заинтересованы тогда не только США, но и Китай.

Радует в происходящем только одно. Похоже, за десять лет проталкивания Соглашения Америка явно надорвалась и продолжает это делать уже просто по инерции. Аналогичный по сути договор (TTP), в феврале текущего года подписанный с дюжиной государств Тихого океана, до сих пор никем из них, включая США, не ратифицирован. Как потому, что уломать на это местные парламенты не получается, так и потому, что в процессе проталкивания соглашение обросло таким количеством поправок и изменений, что они сломали его ключевую суть, без которой вышеописанным образом оно не работает, а в том, в котором подписано, оно бесполезно для США. Да и в Европе TTIP далеко даже от простого ритуального подписания, а тот факт, что обсуждение его условий вырвалось за закрытые двери переговорных кабинетов, говорит, что США прогрессирующими темпами утрачивают контроль даже над этим процессом. Кроме того, уже не актуальным, и даже вредным, для Америки это «трансатлантическое партнерство» сегодня считают оба ведущих кандидата в президенты США. В том числе Хиллари Клинтон, та самая, которая была одним из его ключевых продвигателей и популяризаторов еще несколько лет назад.

Впрочем, не стоит забывать, что государство Америка это одно, а американские транснациональные корпорации это совсем другое и между собой они часто сильно не совпадают. Корпорации надежду на успех по пожиранию Европы еще не оставили, а значит попытки как-нибудь развести Европу на TTIP продолжатся. Хотя бы потому, что сейчас той же Google надо будет заплатить как минимум 3 млрд штрафов, а в случае успеха, он сам с Европы сможет их себе стрясти в виде компенсации «недополученной прибыли». Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

Источник

Фото Cont

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.