Статьи

Россия вновь открывает Африку

В восприятии многих Африка — это экзотическая природа, богатые недра, культура, уходящая своими корнями в первобытный строй. Но при этом Африка очень часто выступает синонимом таких понятий как нищета, неграмотность, коррупция, война. Конечно, все эти, да и многие другие проблемы далеко не изжиты на черном континенте. Но несмотря на это регион все больше привлекает лидеров мировой политики и экономики. Настолько, что подчас можно говорить об открытой войне за Африку.

Времена идеологического разделения африканских стран на союзников США и симпатиков СССР давно прошли. После скоропостижного ухода России, ее место заняли как действовавшие до этого идеологические противники, так и новые игроки в лице Китая, Индии и Бразилии, осознающие важность экономической экспансии.

В условиях столь острой конкуренции вновь вернуться на африканский континент России тяжело, но руководство страны ищет новые способы восстановления своего присутствия в регионе. Ярким тому примером становится активизация политических связей и продвижение экономических проектов.

Политика основных конкурентов России имеет ряд особенностей. США и бывшие метрополии в лице европейских государств традиционно относятся к африканцам свысока. Менторский тон в Африке не по душе многим, особенно, когда местные руководители понимают, что позиция Запада ради собственной выгоды может резко меняться.

С другой стороны, такие игроки как Китай, Индия и Бразилия стараются не акцентировать свое внимание на политических аспектах. Декларируя принципы экономического сотрудничества, они стараются открыто не вмешиваться во внутриполитические взаимоотношения африканских стран. До определенной степени эта позиция устраивает Африку. Однако, рано или поздно африканским лидерам необходима политическая поддержка на мировой арене. И если отношения с Америкой и Европой не позволяют им по каким-либо причинам рассчитывать на западную помощь, то авторитета Дели и Бразилии, не являющихся членами Совбеза ООН, может не хватить. Пекин хоть и обладает весом в ООН далеко не всегда готов к открытой конфронтации со своими западными партнерами.

В этом смысле Россия, демонстрирующая последовательную позицию по многим международным проблемам, в глазах третьего мира может выглядеть как принципиальный защитник развивающихся стран и страна, способная открыто бросить вызов Западу, защищая национальные интересы свои и своих союзников. Такая позиция вызывает уважение со стороны африканских лидеров. Отчасти этим можно объяснить позицию многих африканских стран. В частности, после оглашения результатов крымского референдума ряд видных политических фигур Африки поддержал позицию Москвы, признавая право крымчан на самоопределение и принципиальность России в борьбе за многополярный мир.

В этой связи интересна, например, и интерпретация эфиопскими СМИ ситуации вокруг Украины. Вот уже много лет не затухает противостояние Эфиопии с некогда отделившейся от нее Эритреей. Сближение Асмэры с арабскими государствами Персидского залива, ее намерение вступить в Лигу арабских государств, использование ее территории как базы для операций против Йемена, нарушение арабами установленного ООН эмбарго при полном попустительстве Запада рассматриваются Аддис-Абебой как явная угроза собственной безопасности. В этом смысле позиция России по Украине может стать примером для Эфиопии в случае обострения конфликта с Эритреей. Интересно, что к этому выводу приходит издание страны, считающейся одним из главных военно-политических союзников США в Восточной Африке.

В политической сфере положительным элементом можно считать укрепление связей с Африканским союзом, подтверждением чему могут служить апрельский визит в Москву председателя Комиссии Африканского союза Н. Дламини-Зумы, а также недавние визиты делегаций ряда африканских стран, в частности премьер-министра Сомали Омара Шармарке и министра иностранных дел Эфиопии Тедроса Адханома.

Помимо политической составляющей Россия стремится восполнить и экономические пробелы во взаимоотношениях с Африкой. К сожалению, с учетом нынешнего состояния экономики страны Москва не может проводить полномасштабную экономическую экспансию. Однако, есть ряд направлений, в которых Россия остается традиционно сильной и может предложить Африке продукт, имеющий серьезные преимущества по сравнению с американскими, европейскими и китайскими конкурентами.

Одним из таких направлений традиционно является атомная энергетика и связанные с ней технологии. Сейчас в Африке работает лишь одна АЭС в Южной Африке. Росатомом подписан ряд соглашений, предусматривающих строительство АЭС в ЮАР и Египте, возобновились переговоры о строительстве 4 энергоблоков АЭС в Нигерии. В марте правительственная делегация Эфиопии посетила Объединенный институт ядерных исследований, где ознакомилась с достижениями российских ученых и обсудила перспективы дальнейшего сотрудничества.

Еще одна отрасль, традиционно интересующая партнеров России, — это нефтегазодобыча и геологоразведка. В этом направлении Россия вместе с традиционным присутствием на рынке Анголы укрепляет сотрудничество и с другими государствами, в частности, с Нигерией, да и в той же Эфиопии еще с советских времен хорошо помнят работу российских нефтяников и геологов.

Всего несколько лет назад в Восточной Африке были открыты крупные запасы нефти и газа. Перспективы нефтедобычи в Уганде оказались столь впечатляющими, что между соседними странами Кенией и Танзанией разгорелось нешуточное соперничество за право проложить трубопровод к собственному порту. Несмотря на некоторые разногласия среди участников французско-китайско-британского консорциума нефтедобывающих компаний, Уганда приняла решение строить трубопровод стоимостью 4 млрд долларов до танзанийского порта Танга. Часть добываемой нефти планируется перерабатывать непосредственно в Уганде, чтобы насытить страдающий от дефицита рынок. Дочка российского «Ростеха» — компания «РТ-Развитие бизнеса» рассчитывает в ближайшее время подписать договор на строительство НПЗ стоимостью 4,7 млрд долларов.

На другом конце Африки активизировались контакты «Русала» и правительства Гвинеи, располагающей крупнейшими запасами бокситов. Затянувшийся конфликт интересов, похоже, разрешился, и стороны договорились об условиях добычи и переработки алюминиевого сырья.

Кроме того, нормализации экономических отношений с этой африканской страной способствовало и решение ее правительства разморозить заблокированные еще 30 лет назад 40 млн.долларов «Внешэкономбанка». Это событие добавило позитива апрельскому заседанию Российско-Гвинейской межправкомиссии по экономическому, научно-техническому и торговому сотрудничеству, по результатам которого министр С. Донской заявил о заинтересованности российских энергетических и машиностроительных компаний в реализации проектов в Гвинее.

Еще одним шагом на встречу Африке можно назвать поездку главы Минпромторга Дениса Мантурова в Танзанию и Зимбабве в последние дни апреля. Министра сопровождала многочисленная делегация представителей российского бизнеса. Круг вопросов оказался чрезвычайно широк: от туризма и торговли сельхозпродукцией до энергетики и авиастроения. В частности, Танзания проявила интерес к российским самолетам Sukhoi Superjet 100 и МС-21. В Зимбабве россияне примут участие в международной промышленной выставке и проведут переговоры по проекту разработки месторождения платины.

Современные российские IT-технологии также представлены на черном континенте. Такие разработчики как «Parallels», «ABBYY», «PROMPT» уже несколько лет работают на рынке африканских стран, а компания «Прогноз» является разработчиком ПО для Африканского банка развития.

Сотрудничество в области сельского хозяйства может быть взаимовыгодным, так как с одной стороны Африка дает возможность заместить потерю европейских, турецких и североамериканских продуктов, а с другой является достаточно емким рынком зерновых, в производстве и экспорте которых Россия сейчас довольно преуспела.

А есть еще российский экспорт вооружений. Хотя в за последние 25 лет россиян несколько потеснили конкуренты из Восточной Европы, Украины и Израиля, Москва сохраняет возможности расширения военно-технического сотрудничества.

Таким образом, у России есть определенный потенциал развития отношений с Африкой. Но он не ограничен лишь продажей оружия, энергетикой и добычей полезных ископаемых. Именно Африка может стать новым рынком как для высокотехнологичных отраслей российской промышленности, так и для развивающегося сельского хозяйства, сотрудничества в области медицины и образования.

Дополнительным плюсом к экономическому сотрудничеству является принципиальность России в защите развивающихся стран от гегемонии Запада. Для того, чтобы укрепить свои позиции в регионе, России стоит окончательно отказаться от разрекламированного в 80-х и 90-х годах порочного лозунга «Хватит их кормить!». Развитие международной ситуации в последние годы показало, что взвешенная и последовательная позиция страны в отношении своих партнеров может дать как экономическую отдачу: рост товарооборота и доступ на новые рынки, так и политические дивиденды в виде поддержки действий России государствами третьего мира.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.