Шоу-Бизнес

Праздники дня сегодня — 1 мая 2016

Обзор праздников на сегодня в мире и России.

 

Православная Пасха

Пасхальный кулич и другие угощения на праздничном столе (Фото: JackF, Shutterstock)
Пасхальный кулич и другие угощения на праздничном столе (Фото: JackF, Shutterstock)

Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года.

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашенное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

 

Праздник труда (День труда)

Этот праздник отмечается во многих государствах мира
Этот праздник отмечается во многих государствах мира

1 мая во многих странах мира отмечается международный праздник — День труда, который изначально носил название День международной солидарности трудящихся.

1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку, выдвинув требование 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией.

В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.

Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, украшенными портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Но постепенно этот контекст терялся.

Сегодня этот праздник отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. Для ряда стран традиция собирать людей под знамена профсоюзов еще сохранилась, но в большинстве государств это все же не политический праздник, а именно День труда, яркий весенний праздник, когда организуются народные гуляния, выступления артистов, ярмарки, мирные шествия и множество увеселительных мероприятий. А для кого-то это просто еще один выходной, в течение которого можно просто отдохнуть или провести время с семьей.

Кстати, в некоторых странах День труда отмечается в иное время — к ним относятся, например, США и Япония. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День труда не отмечается.

 

Кузьма Огородник

Если кукушка кукует на сухом дереве, то быть заморозку (Фото: Maksimilian, Shutterstock)
Если кукушка кукует на сухом дереве, то быть заморозку (Фото: Maksimilian, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 18 апреля

Сегодня чествуют преподобного Косму Халкидонского, которого нередко называют творцом канонов во славу Господа.

Этот день — кукушкин: в это время она начинает куковать в лесах и рощах. С этой птицей было связано несколько примет: если кукушка закуковала — пора сеять лен; кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку. Также считалось, что если кукушка летает по деревне — быть пожару.

На Кузьму (Косму) традиционно сеют морковь и свеклу. Интересно, что посадкой и прополкой овощей на Руси занимались женщины — и не только потому, что эта работа была легче, чем, например, пахота. Считалось, что все, посаженное мужчиной, пойдет в цвет, а плода не даст. Копая грядки, приговаривали: «Пришел Кузьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал».

Перед посевом крестьянки шли утром к тайным родникам, которые назывались обетными студенцами, и смачивали семена в воде, а на дно источника бросали медные монеты. По другому обычаю, семена полагалось вымачивать в речной воде в течение трех утренних зорей. Делать это нужно было непременно скрытно, иначе урожай будет худой — ведь завистливый глаз много вреда может принести. Люди говорили: «Чужой глаз завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом поест». А если сам съешь хотя бы одно семечко из приготовленных к посадке — все выросшие овощи пожрет червяк.

О предстоящей погоде судили по разным приметам. Теплое начало мая было верным знаком того, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот. По этому поводу говорили: «На Кузьму в рубашке пахать — в шубе сеять». Если же май выдавался холодным — год обещал быть плодородным. Хороший урожай предвещали и обильные дожди. Кстати, первым дождиком смачивали волосы, чтобы они росли густо, как майская трава.

Человеку, рожденному в день Кузьмы, полагалось быть добрым огородником, заботиться об овощах, над грядками спину гнуть. В этом случае судьба у него сложится удачно.

Именины в этот день

Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Михаил, Тамара, Феликс

 

Праздник единства народа Казахстана

Казахстан — многонациональное государство
Казахстан — многонациональное государство

Праздник Первого мая в Казахстане претерпел небольшие изменения со времен Советского Союза, и теперь он отмечается ежегодно под названием Праздника единства народа Казахстана и является государственным. Цель праздника — укрепление стабильности и межэтнического согласия, демонстрация достижений казахстанской модели межкультурного диалога.

В этот день всегда проводятся праздничные мероприятия по сплочению всех народов, проживающих в Республике, ведь Казахстан — многонациональное государство. В нем проживает более ста пятидесяти национальностей и народностей.

1 мая — День международной солидарности трудящихся — в странах бывшего Советского Союза имел много лет «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, массовыми гуляниями, украшался портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры.

С приобретением независимости Республикой Казахстан этот весенний праздник сохранился и стал называться «Праздник единства народа Казахстана», согласно указу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 18 октября 1995 года. Праздник начал отмечаться в 1996 году, а соответственно празднование 1 мая Дня труда было отменено.

Сегодня этот яркий весенний праздник проходит в каждом городе Казахстана дружным шествием по центральным улицам городов, а также проведением множества увеселительных, культурно-массовых, общественно-политических и торжественных мероприятий.

 

Живин день

Жива — славянская богиня весны (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)
Жива — славянская богиня весны (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)

Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.

Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы.

В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.

Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:

Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!

Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Майский праздник в Германии

Установка Майского дерева (www.messe-bielefeld.de,www.urlaub-in-niederbayern.de)
Установка Майского дерева (www.messe-bielefeld.de,www.urlaub-in-niederbayern.de)

Издревле Майский праздник (Maifeiertag) отмечается в Германии весело и шумно. В этот день можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом, весело провести время, отдохнуть.

Празднование проводится в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла — природа начинает новую жизнь.

Символикой этот праздник связан с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако, обычай этого праздника восходит к языческим временам.

Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли — Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире превратился этот день в Праздник Хиларии, а позднее у северных народов — в день Майской королевы и Зеленого Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор.

По обыкновению, майский праздник начинается накануне, в Вальпургиеву ночь. Вечером 30 апреля повсюду проходят празднества «Танец (пляски) в май», которыми по старой традиции, приветствуется наступление лучшего месяца для пробуждения весны. Обязательным считается украшение дома (внутри и снаружи) и сада молодыми побегами, цветами. Все это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай.

Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер. Идет выбор майской королевы и короля.

С утра веселье продолжается: это обязательный торжественный пронос разукрашенного майского дерева (Maibaum), которое водворяется в центре селения. Вокруг дерева снова происходят танцы, которые восславляют по древним обычаям его величество солнце.

Символом Первомая является Майское дерево (Maibaum). Это высокий ствол с зеленым венком на верхушке, наряженный молодой зеленью и цветами. Венок украшается 7 разноцветными ленточками, чаще всего красными. Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно олицетворяет жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье.

Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Дерево без листьев (столб) — неизменяемая ось или центр. Семь ленточек — семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра — символ создания мира от центра.

Столб — это символ мужчины, а венок — женщины. Вместе олицетворяют обновление жизни, сексуального соединения, воскресения и весны.

Именно эти языческие корни Первомая возмущали христианских священников, а не борьба рабочих за свои права. В поклонениях дереву они видели противоположность крестным ходам, тем более на эти «веселенькие» деньки приходилась Пасха. Однако праздник жив, и с ним связано не меньше обычаев, поверий и суеверий, чем с Рождеством.

На майское дерево кое-где вешают сапоги, рубахи и прочие ценные призы, кто доберется по столбу до приза, того и подарок. Проверка удали молодецкой (этот обычай в свое время был распространен в России, его переняли из Московской немецкой слободы).

Кое-где сохранился обычай украшать деревце с зелеными побегами сверху и обрубленными крайними ветками, чаще всего — это молодая березка, для своей девушки. Устанавливать его перед ее домом, как знак симпатии (и вовсе не обязательно становится женой или невестой после этого). Перед домом одной девушки можно поставить только одно дерево, поэтому, чье дерево останется, юноши иногда выясняют кулаками, а иногда и хитростью.

Молодой человек, «посадивший» дерево, стережет его (чтобы, например, его не выкопал соперник), а заодно и смотрит на реакцию девушки. Она подсматривает в окошко за тем, кто ставит дерево, и может для него выставить на порог пустую корзину. Данный знак будет означать, что молодому человеку не отвечают взаимностью. И тогда он может затаить обиду, оскорбиться и отомстить. После чего по утру можно увидеть кучу навоза или грязи, а самое худшее — это измазанные ворота дегтем, что с древних времен является страшным позором для молодой красавицы, поэтому она охраняет ворота целую ночь… Вот так и не спят всю ночь, один дерево стережет, а вторая — ворота…

Иногда жители одной деревни пытаются украсть дерево из чужой деревни, и в тоже время, не забывая, охранять свое дерево от похищения или разорения. За украденное дерево полагается выкуп — бочка пива … минимум.

Майские дерева в городах — это разукрашенные металлические столбы, предназначение которых понятно только один день в году, остальное время они вызывают удивления у туристов. Но чем меньше поселение, тем майские деревья становятся все уникальнее. Например, с вырезанными фигурками людей, танцующих пар, церквей, орудий труда… Это даже и не удивительно, это же еще праздник и рабочего (Зеленого) человека.

В те же средние века, когда пришел праздник встречи весны, именно от состояния хозяйства на 1 мая зависела оплата батрацкого труда за целый год. Вот как оказывается, ездить на Первомай на дачу – это не кара, а дань нашим предкам…

Ясное дело, что максимальное беспокойство причиняла всегда последняя ночь, ведь за труд могли не заплатить. Именно это, считают исследователи, и породило поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Поэтому, чтобы год трудов не пропал даром, батракам приходилось жечь костры, не спать и петь песни, дабы отогнать нечистую. А утром показывать убереженные стада и нивы, получать заработанное и веселиться под майским деревом…

 

Бельтайн

В древности возле костров совершались и человеческие жертвоприношения (Фото: Cristian Gusa, Shutterstock)
В древности возле костров совершались и человеческие жертвоприношения (Фото: Cristian Gusa, Shutterstock)

Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.

С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.

По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.

В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).

Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.

Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах эти костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!» («Gude morneen!»).

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.