Экспертное мнение

Экспертная оценка нового правительства Гройсмана

«Гройсман скоро научится говорить «нет» президенту Порошенко», — считает Виталий Кулик. «За новое правительство голосовали представители олигархических групп в парламенте», — говорит Роман Романюк.

Оценку новому Кабинету министров дают политолог Виталий Кулик и журналист Роман Романюк. Сможет ли общественность влиять на работу Кабмина? Насколько эффективной может быть работа нового правительства?

Никогда нельзя быть полностью довольным. Но коль так полностью недоволен — ситуация становится критической. Новый Кабмин должен был быть таким, что может проводить реформы. Кабмин, который Украина сегодня получила, сложно охарактеризовать как Кабмин реформаторов, технократов и т. д.

С одной стороны, мы видим в этом Кабмине ярких людей. Условно их можно назвать реформаторами и приверженцами к реформам. Но система такова, что правительство было сформировано непрозрачным способом между двумя крупнейшими фракциями без участия общественности и обсуждения кандидатур. Украина получила Кабмин, который является правительством олигархического консенсуса.

Там есть представители разных финансово-промышленных групп, которые будут лоббировать интересы своих шефов или политических сил, которые они представляют. Система принятия решений также не будет изменена. В этом Кабмине есть представители разных группировок, часто слишком конкурирующих между собой. Это может привести к тому, что украинцы будут свидетелями перетягивание каната в рамках Кабмина, открытых конфликтов.

Во главе правительства, в принципе, стоит яркая личность. Но нам нужно вспомнить, что украинцы живут в стране, что конституционно считается парламентско-президентской республикой. Сейчас президент имеет несвойственные для него функции. Фактически, он является участником переговоров назначения каждого министра. По Конституции — это прерогатива премьер-министра. Если премьер не имеет независимости хотя бы формальной — ничего не изменится, какой бы яркой личностью он не был.

В образовании нового правительства одной из основных проблем, по моему мнению, были упреки попыток узурпации власти президентом. Действительно ли такой риск?

Даже если сравнить, сколько в Кабмине кресел и сколько было предложено «Народным фронтом» — 4 кресла.

Всего «НФ» досталось 7 мест в Кабмине. Это треть от нынешнего состава.

Украинцы еще не видели заместителей, еще не понимают назначения губернаторов. Там также появятся кандидатуры от «НФ».

Новый Кабмин нельзя снимать год. Это нормальная практика?

Ключевой вопрос — где будут брать голоса, чтобы конструктивно работало новое правительство. В зависимости от того, найдется ли на него ответ, — будет ответ и на то, можно будет воспользоваться иммунитетом, или через два месяца будут досрочные выборы.

Этот Кабмин является правительством олигархического консенсуса. Он будет защищать эти интересы. Поэтому голоса будут, будет результативное голосование. Камбин будет штамповать законопроекты и вносить их в ВР. “Но сможем ли мы считать цыплят по осени”, как говорил Геращенко? Пожалуй, не будет ни цыплят, ни курицы, ни яиц в результате такой деятельности олигархических групп.

Может ли Украина позволить себе не договариваться с олигархами в сегодняшних условиях?

Даже Саакашвили призвал президента к обсуждению кандидатур. О необходимости этого говорили и активисты, и эксперты, и оппозиционные силы. Возможно, эти кандидатуры и не поддержали бы. Но дискуссия вокруг предложений и обсуждения программы действий была бы положительным явлением.

Кто, способен на реформы в этом Кабмине?

Здесь проблема не в том, кто способен на реформы, а в том, что общая ситуация в Кабмине и переговоры, которые предшествовали созданию, дадут возможность тем людям, которые потенциально способны на реформы, делать их? Какие примерные успехи были в Минтрансе. Пивоварский с командой пришли и успели сделать много хорошего, несмотря на различные препятствия. Владимир Емельян, который пришел сейчас, — из команды Пивоварского. Сможет ли он работать в ситуации, которая сложилась? Нужно дать время, чтобы посмотреть, что будет происходить.

Недаром Кабмина дают год. Именно за это время должны быть минимальные показатели, по которым можно будет говорить об эффективности или неэффективности. По моему мнению, год — большая роскошь в данных условиях. Вопрос в том, что система не дает реформаторам в полной мере реализовать свои проекты или идеи. Она предусматривает сопротивление, и отсутствие прозрачности в Кабмине, накладывает свой отпечаток.

“Этот парламент обречен на досрочные выборы. Я бы хотел, чтобы это произошло как можно позже. За это время может появиться альтернатива — другая политическая сила, которая позволит построить другую систему. Если Гройсману и команде удастся что-то изменить — будет прекрасно. Но у меня большие сомнения, что в этой системе можно достичь эффективности”, — считает политолог Виталий Кулик.

Настолько Гройсман находится под влиянием президента?

“Я был свидетелем становления Гройсмана как политика. Я помню, с каким рейтингом и позиции он пришел в Винницу — это было 10%. Но за год было уже 70% популярности. Господин Гройсман не является членом партии БПП «Солидарность». Он вошел не в партию, а только во фракцию. Неправда, что Гройсман полностью подконтрольный Порошенко”, — ответил эксперт.

Минфин возглавил Александр Данилюк. Какие есть риски, и что это за человек?

Минфин управляет финансами. Но система в Кабмине построена так, что никто никому не верит. Поэтому любое решение надо согласовать в Минфине и т. д. Данилюк — очень лояльный человек Петра Порошенко. Он будет делать то, что ему говорят. На реформы я особо не надеюсь, но посмотрим.

Раньше это был один из ярких технократов. Он является близким человеком к Порошенко. Но вместе с этим, он достаточно неконфликтный. Он, пожалуй, является исполнителем, не составит больших проблем для Гройсмана.

Влияет ли на что-то должность вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам?

Это должность, которая в концепции правительства была очень важной. Затем все функции, которые должны имели реальное влияние, «отрезали». Теперь это люди, которые просто что-то координируют. Реальные решения они могут принимать только тогда, когда являются еще и министрами. Кириленко, кстати, сделал много незаметных, но важных вещей в аппаратном смысле.

“Все государственные музеи получили охрану за государственный счет (впервые за историю независимой Украины). Эта функция прописана отдельной строкой в бюджете. Она финансируется независимо от всего. Хотя я и не являюсь защитником Кириленко, и он сделал многое, что кажется мне диким”, — ответил журналист Роман Романюк.

Когда будут избираться заместители министров?

По договоренностям в течение месяца-полутора весь штат министерств должен быть сформирован. Здесь вопрос в том, будет ли президент и премьер прислушиваться к позициям самих министров.

Министры смогут влиять на выбор заместителей?

“Думаю, министры смогут влиять. Но решение принимается Кабмином по представлению премьер-министра”, — считает Роман Романюк.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.