Статьи

ЕАЭС и ШОС готовят ответ Вашингтону

Первый Российско-китайский строительный форум, состоявшийся 2 марта в Москве, принес новости, связанные не только со строительством и развитием сотрудничества РФ и КНР. Как сообщил первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли.

«Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны такие, как, конечно же, Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Беларусь, являющихся членами ЕврАзЭС, с другой стороны, Индию, Пакистан, которые начали непростой, но в будущем, я думаю, успешный путь присоединения к Шанхайской организации», — пояснил Лихачев. Замминистра особо подчеркнул, что около половины населения мира станет участниками этого соглашения.

Инициатива ШОС и ЕАЭС представляет собой не только ответ на крупнейшие экономические проекты США — Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), которые явно направлены против Китая и России. Это и закономерный этап развития сотрудничества на евразийском пространстве. Не случайно в саммите в Уфе 8–10 июля 2015 года фактически участвовали три организации — ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз.

Самое амбициозное

Торговое соглашение ШОС и ЕАЭС действительно может стать самым амбициозным в мире. Странами — участницами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; кроме того, может присоединиться Иран. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии, общая численность населения — 3 млрд 40 млн человек. Члены ЕАЭС — РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия, кандидат на вступление — Таджикистан. Общее население союза — 183 млн человек, территория первая в мире, а ВВП пятый в мире.

На 17 марта запланировано обсуждение договора министрами экономики стран ШОС, а финальная точка в его создании будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 года в Ташкенте. Пока подробностей будущего соглашения нет, Алексей Лихачев лишь обозначил его контуры. По словам чиновника, есть как минимум три крупных составляющих: свобода движения товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к российскому рынку услуг.

«Огромную работу мы будем вести как в рамках Евразийского союза, так и в рамках двусторонних контактов между Китайской Народной Республикой и Россией», — сказал Лихачев, добавив, что «это будет шире, чем ЗСТ». Ранее Пекин выступил за создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.

Очевидно, что РФ и КНР будут неформальными лидерами партнерства и его успех во многом зависит от того, как станут выстраиваться российско-китайские двусторонние отношения и найдут ли страны оптимальный баланс интересов.

От декларации к воплощению

Директор Института ЕврАзЭс Владимир Лепехин в беседе с «Русской планетой» согласился с утверждением, что предложение о партнерстве ШОС и ЕАЭС является своеобразным ответом ТТП и ТТИП. США придумали новую форму глобального управления миром при помощи создания транснациональных зон свободной торговли, которые подразумевают принятие определенных стандартов ведения экономической деятельности. Разумеется, американских. Китаю и России, которых рассматривают как противников этих партнерств, нужно сформировать трансевразийскую зону свободной торговли, чтобы страны Евразии могли составить конкуренцию американской формуле глобализации.

«Россия здесь в большей степени опирается на ЕАЭС, а Китай — на ШОС. Есть элементы конкуренции между Москвой и Пекином в этих вопросах. Страны Центральной Азии являются носителями компромиссной точки зрения, и сейчас с нашей стороны идет дипломатическая работа в отношении них и Китая. Только в случае, если Россия и Китай смогут договориться, возможно формирование реальной евразийской зоны свободной торговли», — полагает Лепехин.

По мнению эксперта, различие укладов и структур экономик стран, которые войдут в будущее партнерство, является плюсом, а не минусом. Этот фактор позволяет уменьшить конкуренцию внутри зоны свободной торговли. «Россия — сырьевая держава с элементами высоких технологий, а Китай — огромная фабрика по производству товаров народного потребления. С этой точки зрения наши экономики взаимно дополняют друг друга», — поясняет эксперт.

Профессор кафедры международных финансов МГИМО, руководитель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов оценивает новость одновременно позитивно и скептически. «Евразийский союз и ШОС не могут уравновесить ТТИП, поэтому нужно создать более масштабную зону свободной торговли», — одобряет идею Катасонов.

Однако экономист напомнил, что подобных разговоров велось много, но к очевидным результатам они не приводили. «Одной из причин стал обвал рубля. Подобное партнерство подразумевает переход на расчеты в национальных валютах, но тот же Китай не очень горит желанием брать российские рубли, ему нужны гарантии, которые пока не может предоставить наша сторона. Как ни крути, от деклараций до их реального воплощения в жизнь — дистанция громадная», — резюмирует Валентин Катасонов.

Столь глобальные вещи на самом деле не делаются за один день и без проблем, но, учитывая правила игры, которые пытаются навязать из Вашингтона, у России, КНР и их партнеров нет другого выхода, как договариваться и создавать конкурентоспособные экономические союзы.

Источник

Фото РП

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.