Культура

«Сейчас выгодно обвинять русских во всех грехах»

История в Прибалтике – больше, чем просто история. Это ещё и инструмент манипулирования обществом и маркер для определения свой/чужой. Может ли, тем не менее, история быть объективной в наше время и какую роль играет эта наука в сегодняшней Латвии, порталу RuBaltic.Ru рассказал известный латвийский историк, публицист и режиссёр нескольких культурно-просветительских фильмов Игорь Гусев.

– Игорь Николаевич, не так давно состоялась Ваша творческая встреча с читателями под девизом «История: палитра лжи и правды». Так чем же, на Ваш взгляд, является история?

– История – это наука, покровительствуемая греческой богиней Клио, матерью которой является богиня памяти Мнемозина. На мой взгляд, именно память о достоинствах предков является важной составляющей истории. В этой связи я всегда вспоминаю 1871 год, окончание Франко-прусской войны и блестящую победу Пруссии, что положило начало образованию Германской империи. Тогда канцлер Отто фон Бисмарк сказал, что войну выиграл не солдат на поле брани. Войну выиграл немецкий школьный учитель.

Именно учитель воспитал поколение победителей, готовых побеждать во имя Отечества. И прежде всего – учитель истории!

История должна воспитывать в душе человека гордость за своих предков, за свой народ, за свою страну. Да, у каждого народа есть блестящие этапы истории, есть и те, о которых не хочется вспоминать, поэтому история должна быть объективной, честной. Я категорически против перекоса истории под влиянием сиюминутной политической конъюнктуры и против того, чтобы история лишь восхваляла либо только принижала. На мой взгляд, подобные крайности ведут к самоуничтожению нации. С одной стороны, безудержное восхваление оглупляет, с другой стороны, постоянное самоуничижение воспитывает комплекс неполноценности. К сожалению, сегодня мы наблюдаем, что у нас в Латвии наступил период полного отрицания всего, что напоминает о любых связях этой территории с Россией. Выбираются самые негативные и тяжёлые моменты истории. Да, многое было трагично, не спорю. Однако при этом полностью замалчивается или же просто не замечается то светлое и доброе, что связано с Россией, а это очень опасный путь. Ведь Латвию очень многое связывает с восточным соседом и политически, и экономически, и исторически.

– Говоря о том, что в Латвии по отношению к России выбираются лишь негативные моменты: не кажется ли Вам, что в последнее время это присуще не только Латвии, но целому ряду других стран, особенно имевших тесные связи с Россией?

– Сейчас Россию стало выгодно связывать со многими негативными явлениями, которые происходят в современном мире. Обвинение русских во всех смертных грехах – очень простая схема, основанная на незнании элементарной истории и на откровенной лжи. Потому что сама история напоминает нам о том, что, помимо России, имеется немалое число грешников, стыдливо помалкивающих о своих давних и недавних преступлениях.

Есть также страны и народы, которые должны быть всегда благодарны русским просто за сам факт своего существования на земле.

Например, болгары, которых Россия освободила от многовекового османского ига, или грузины, которые в XVIII веке находились на грани физического исчезновения, поскольку на их земли с завидным постоянством регулярно наведывались турецкие и персидские захватчики. Но что же надо было за пару десятилетий сделать с сознанием молодых болгар, если даже в этой стране, где русских всегда считали братьями-братушками, сегодня пышным цветом взращивается вирус русофобии, притом что вся Болгария заставлена памятниками русско-болгарской дружбы, но об этом прозападные болгарские политики предпочитают не вспоминать. На мой взгляд, это очень яркий пример профессионального переформатирования исторической памяти целого народа.

– Может ли вообще история быть объективной, ведь при каждой смене власти меняется и интерпретация различных исторических событий?

– История не «может», а просто должна быть объективной. Ведь в противном случае она перестаёт быть наукой и становится лишь набором идеологических клише и штампов. Историк, который не имеет совести, неминуемо продаёт свою душу дьяволу. На нём, как на честном исследователе, лежит громадная ответственность, ведь он воздействует на сознание людей, влияет на их мировоззрение, а значит – программирует их поступки и действия. Представьте, что вы пришли на рынок и вас там обвесили, обсчитали. Да, обидно, конечно, но это же рынок, и морально вы готовы к тому, что так может произойти. А теперь представьте, что вы приходите в церковь, разговариваете со священником о святых вещах, а вечером случайно сталкиваетесь с ним, выходящим из стриптиз-клуба. Согласитесь, это будет пощёчина вашим тонким чувствам. Когда свою бесчестность проявляет рыночный торговец, с этим ещё можно смириться, но когда Бога предаёт священник, это страшно. Ведь человек, отвечающий за души своей паствы, должен сам быть ближе к Господу и его заповедям. В противном случае это обман, подлость…

То же самое и историк. Он излагает факты и даёт им объяснение, а через интерпретацию фактов он влияет на будущее страны и народа. За всем этим стоит высочайшая степень ответственности!

Я как историк могу ошибаться, могу искренне заблуждаться, но я не имею права на обман! Да, можно обойтись без излишнего смакования кровавой жестокости прошлого – это, знаете, на любителя. Любой факт можно изложить с большей или меньшей степенью деликатности. Следует помнить о последствиях, дабы не причинить зла, не растравить старые исторические боли, не раздуть утихшую было межнациональную вражду и ненависть. Лишнее смакование жестокости и давно прошедшего зла не принесёт добра никому. Да, трагические страницы нашей истории нельзя забывать, чтобы подобное не повторилось в дальнейшем, но излишнее их смакование, на мой взгляд, тоже пагубно. Однако же сегодня в латвийских средствах массовой информации буквально насаждается ненависть к событиям, которые были 60–70 и более лет назад, и эта ненависть нередко переносится на нас, русских, ныне живущих здесь, превращая историю в грозящую политическую дубину.

– Недавно в Латвии вышла новая книга о Саласпилсском концентрационном лагере, отрицающая жестокости и массовые убийства, которые осуществляли там нацисты в годы войны. По Вашему мнению, это очередная ложь или желание докопаться до истины?

– Саласпилсский лагерь – это как раз та самая неудобная историческая правда, которая не вписывается в официальную трактовку идеологизированного латвийского прошлого. Ведь она строится по весьма примитивному принципу: до 1940 года существовала чудесная, независимая и процветающая Латвия, потом сюда явился чудовищный Советский Союз, просто Мордор какой-то, и началась жуткая «русская оккупация». В 1941 году пришла гитлеровская Германия – конечно, тоже оккупация, но более мягкая, почти «пушистая»… В 1944 году «Мордор» вернулся – в Латвии снова установилась советская власть. Поэтому когда выясняется, что при «культурных и цивилизованных» немцах латвийских граждан погибло на порядок больше, нежели от рук «восточных варваров», то это совершенно не вписывается в стройную и понятную даже дебилам официальную концепцию. Плюс ещё крайне неудобные факты о добровольном участии латышских палачей в массовых акциях по уничтожению мирного населения… Неудобно получается, а посему всё гораздо спокойнее и проще объявить «советскими фальсификациями» и «коммунистической пропагандой». Говоря об авторах этой заказной и хорошо проплаченной книжонки: я уверен, что они прекрасно осознают свои деяния. Они просто не могут не понимать, что все их выводы базируются лишь на зыбком основании сегодняшней политической конъюнктуры. Но увы, для некоторых честь и совесть тоже имеют свою денежную цену… Да, можно рассуждать о том, что, например, в Бухенвальде имелся крематорий, и потому его можно считать лагерем смерти, а вот в Саласпилсе подобного устройства не было, и поэтому лагерем смерти он не являлся… Но полагаю, что тем тысячам людей, которых нацистские палачи положили в холодные саласпилсские пески, была невеликая разница, погибнуть от газа «Циклон Б» или же пасть от пули охранника СС.

– Но ведь для многих людей, высланных в Сибирь после окончания войны, советская власть действительно была «Мордором», и у них своя историческая правда, как быть с этим?

– Да, репрессии были, с этим никто не спорит. Знаю, безвинно сгинули многие достойные люди, искренне любившие свою Родину, верой и правдой служившие ей. Однако я считаю, что нельзя огульно превращать всю историю Советского Союза лишь в бесконечное смакование сталинского беззакония. Я всегда удивлялся, как показывали советскую действительность в американском кино.

Посмотришь, кажется: какой мрак и беспросветный ужас! – но как выглянешь в окно – нет, вроде всё нормально, колючей проволоки на улицах нет, нарядные девушки ходят, улыбаются и мороженое кушают. Было разное, но давайте по справедливости, говоря о плохом, вспоминать и хорошее, рассказывать и о светлых, положительных сторонах советской жизни.

Например, по статистике, с 1930 по 1940 год в СССР было построено более десяти тысяч крупных промышленных объектов – это заводы, фабрики, элеваторы, мосты и так далее. Может, надо изучать этот опыт, чтобы сегодня у нас в Латвии открытие фанерного производства на сто человек персонала не превозносилось как выдающееся достижение латвийской промышленности. Есть позитив, есть негатив, и я сторонник того, чтобы, изучая историю, мы изучали её многогранно, а не выхватывая из контекста что-то, что нам нравится, и затаптывая то, что не вписывается в определённую конструкцию.

– Возможен ли в будущем в Латвии такой объективный подход к истории, который Вы пропагандируете?

– Я верю, что в каждом человеке живёт глубокое нравственное чувство, и рано или поздно, по мере возвращения подлинно духовных ценностей в жизнь большинства людей, такой подход будет преобладать. Это будет тогда, когда нравственность вернётся в историю, ведь именно от интерпретации прошлого зависит наше будущее.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.