shadow

Российская авиация уходит на поколение вперед


shadow

14р

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщает о работе над истребителями шестого поколения:

«Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ «Сухого» и генеральным конструктором, который назначен по всем самолетным комплексам и вооружениям. Речь идет действительно уже о задумках по созданию истребителя шестого поколения».

Рогозин Дмитрий Олегович

Казалось бы, ещё самолет пятого поколения, истребитель Т-50 (ПАК ФА), не начал поступать в войска массово, а речь уже идёт о шестом, как так? Давайте посмотрим, что происходит в области российского авиастроения.

Рогозин, напоминая, что российское авиастроение в настоящее время находится «в ситуации государственных испытаний истребителя пятого поколения», особо подчеркивает: уже прямо сейчас требуется «смотреть за горизонт», планировать переход к новому уровню российской авиации. Всё просто и понятно: нельзя пытаться догнать и перегнать, надо перегонять сразу — пусть догоняют уже нас.

Понятно, что процесс не из легких, имеются определенные сложности. И вице-премьер на них указывает: требуется технологическое перевооружение отрасли, консолидация с другими разработчиками и производителями, в первую очередь в области вооружений и радиоэлектроники, требуются квалифицированные кадры, привлечение талантливой молодёжи…

Главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев развивает мысль:

«Если мы сейчас остановимся, мы остановимся уже навсегда. Поэтому работы идут — и шестого, и, наверное, седьмого (поколения). Человеческий организм имеет предел, тогда как аппаратура для беспилотника значительно более функциональна и неприхотлива, а также может выдержать любые перегрузки. Представляете, какие возможности может иметь вариант беспилотного истребителя, бомбардировщика или штурмовика?».

Не будем отвлекаться на седьмое поколение — это дело будущего. Лучше сосредоточимся на том, что представляет собой самолет шестого поколения.

Но для начала стоит заметить, что точных данных нет даже о самолетах поколения ниже. Зато точно факт: перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 (ПАК ФА) проходит последние испытания и поступит на вооружение уже в следующем году. Машина серьёзная: хвалёный американский F-35 ему проигрывает подчистую, и даже уже стоящие на вооружении самолёты вполне могут ему противостоять:

«F-35 обладает еще худшей маневренностью, чем его предшественник F-22, у которого этот показатель также был далек от идеального. Ставка на системы наведения тоже не оправдалась: к примеру, наш “старичок” МиГ-17, не обладающий боевыми радарами или ракетами дальнего радиуса действия, зато подвижный и оснащенный авиационными пушками, умудрился доставить американским самолетам кучу хлопот».

Противостояние конструкторов доходит до того, что американцы, понимая, что пыль в глаза пускать уже не получается, поскольку российский истребитель пятого поколения серьёзно превосходит американские, решили пойти ва-банк и «разжаловать» Т-50 на поколение.

Мол, нету у русских на ПАК ФА инноваций, достойных пятого поколения: двигатели от Су-35, бортовые системы не с нуля придуманы, а уж болты и гайки — совсем устарели. Не будем признавать Т-50 пятым поколением — утритесь, русские, плетитесь в хвосте!

Ну а то, что по ТТХ «недопятый» русский самолёт в лёгкую уделывает разрекламированные пятые американские — так это вопрос другой, к делу не относящийся.

На всякий случай такие заявления предусмотрительно не сопровождаются точными критериями «характеристик для самолетов пятого поколения». Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко с удивлением отмечает, что даже не специалисту понятно принципиальное отличие Т-50 от Су-35 поколения 4++:

«В частности, это крейсерский сверхзвуковой режим полёта, использование радара с активной фазированной решёткой, внутрифюзеляжная подвеска вооружения и боеприпасов, наличие искусственного интеллекта и диалоговый режим общения самолёта с бортовым компьютером, а также малозаметность и сверхманевренность. Так вот: по совокупности этих критериев Т-50 относится к пятому поколению».
Игорь Коротченко

И вообще: реальные ТТХ Т-50 «относятся к категории государственной тайны, у нас в стране их знают от силы человек пятьдесят». Ну и на каком основании американские журналисты делают свои заявления?

При этом они начисто «забывают», что дорогостоящий проект Пентагона, истребитель F-35 Lightning II, не имеет достаточной маневренности на сверхзвуковых скоростях, как и F-22A Raptor, в отличие от русского Т-50:

«F-35, по признанию самих американцев, не является самолетом для завоевания господства в воздухе, более того, буквально сегодня NI рассказал, как уничтожить американский истребитель F-35, минуя один из главных признаков самолёта 5-го поколения – технологию “Стелс”. И если F-35 встретится с Су-35 поколения 4++ (даже не ПАК ФА), то ему придется вызывать подмогу в виде F-22, да еще, возможно, в сопровождении “самолетов-арсеналов”, так как боекомплект достаточно скуден, ведь нужно сохранять незаметность, а подвесное вооружение явная помеха этому. И получается, что истребитель пятого поколения, в понимании американцев — это F-35 плюс F-22 и “самолеты-арсеналы” в придачу».

Итак, с истребителями пятого поколения всё ясно. Вопрос же о том, есть ли у США разработки шестого поколения — философский. Хотя как минимум желание выпросить как можно больше финансирования под проекты есть однозначно:

«Специально для американского флота Boeing разработал концепт палубного истребителя шестого поколения F/A-XX. … Странные впечатления оставляет гигантский вес F/A-XX. Сложно представить, как огромный 45-тонный монстр взмывает в небо с палубы авианосца.

Истребитель F/A-XX может встать в строй примерно в 2025-2030 годах, но чтобы всерьез говорить о полноценной разработке, американскому флоту нужно найти как минимум 40 млрд долларов».

Но это для авианосцев, а для ВВС США Boeing на смену F-22A разрабатывает некий F-X, но «пока что концепт разрабатывается лишь за счет самой компании Boeing: в последние годы Пентагон выделяет деньги на новые разработки без особого рвения».

Корпорация Lockheed Martin, ранее разработавшая F-22A и F-35, заявляла о некоем проекте, рассчитанном на 2030-е года, но информация отсутствует, неизвестно даже рабочее название разрабатываемого самолета.

Все эти проекты объединяет стремление улучшить незаметность новых моделей для радаров. Именно за счёт этого теряются скорость, высота, автономность, вооружённость… Что ж, успехов, а у нас в России на всякий истребитель-«невидимку» найдётся радар и ракета в придачу

Британский авиакосмический журнал Flight International отмечает, что публикации на тему «в F-X будет искусственный интеллект» — это, конечно, интересно. Но вот только F-35, расходы на разработку которого уже, похоже, превысили 110 миллиардов долларов, до ума так и не довели. Зато на истребители шестого поколения, пишут в прессе, будут ставить новейшее лазерное вооружение, которое надо отдельно разрабатывать. И во сколько это обойдётся — никто не рискует говорить. И это ещё «забывают» вопрос о, так сказать, батарейках для этого лазера…

Пока Пентагон пытается получить и поделить деньги, российские разработчики, запускающие в серию пятое поколение истребителей, вполне логично переходят к разработке шестого — потом пригодится, знаете ли. Чем шестое поколение будет отличаться от пятого принципиально?

Конечно, достоверных данных ещё нет — концепт лишь разрабатывается — но направление известно. Уже общепринято, что боевую эффективность истребителя сдерживают ограничения человеческого организма — именно поэтому столько внимания сейчас уделяют беспилотникам. Однако полноценную замену пилоту разработать получится ещё не скоро, а дистанционное управление будет недостаточно надёжным из-за помех, да и задержки сигнала уже становятся существенными. С учетом того, что имела место реплика о двух вариантах истребителя шестого поколения: пилотируемом и беспилотном — вероятно, можно предположить схему «ведущий + несколько беспилотных ведомых».

Впрочем, не будем загадывать настолько далеко. Пятое поколение официально планируется сохранять в войсках до 2050-года, и до этого времени может измениться очень многое… Очень хотелось бы увидеть, как Россия ставит на вооружение отечественные аналоги TIE Fighter’ов. Впрочем, это уже эстетизм — реальные аппараты у нас будут к тому временим получше.

Источник

Фото Politikus

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.