Экспертное мнение

Успеет ли Россия заместить импорт американской космической техники?

Отечественные производители двигателей для космических ракет должны поспешить выполнить импортозамещение американской космической техники. На все про все у России есть всего три года.

Американские ВВС уже успели заключить два соглашения на сумму почти 536 миллионов долларов США. В частности речь идет о производстве ракетного двигателя AR1. До этого Штаты использовали российские двигатели для ракет РД-180. Сейчас на них осуществляют полеты ракеты Atlas-5.

ВВС США доверили разработку космических двигателей компании Aerojet Rocketdyne. Отметим, что первоначально на их разработку было потрачено 115 млн. долларов. Однако, позже заказчики приняли решение увеличить общую сумму бюджета.

Напомним, что США ввели по отношению к России экономические санкции. Сазу после этого американский Конгресс дал поручение Пентагону создать свои ракетные двигатели, чтобы к 2019 году полностью исключить из заказов в этой сфере РД-180.

Компания-производитель Aerojet Rocketdyne в 2017 году намерена первое тестирование двигателей AR1. И только в 2019 году предоставить сертификат на свои разработки.

Примечательно то, что Пентагон заключил договора по разработке ракетных двигателей сразу с двумя компаниями. Это сделано для создания конкуренции, и чтобы в итоге выбрать лучший, по мнению заказчика, модель.

Об этом говорит эксперт в космической сфере Игорь Афанасьев.

«Они создают двигатель для ракеты Vulcan на альтернативной основе, но по общему техзаданию», — напоминает эксперт.

Пентагон поручил вести создание ракеты-носителя Vulcan компании United Launch Alliance. И на это было выделено еще 202 миллиона долларов США. Компания United Launch Services (ULA) заключила первоначальный контракт с Пентагоном на сумму 46,6 млн. долларов. Согласно контракту ULA должна представить заказчику ракетную силовую установку Advanced Cryogenic Evolved Stage и двигатель Vulcan BE-4.

Стоит отметить, что на самом деле американцы достаточно давно применяют в своей практике внутреннюю конкуренцию. Это относится не только к ракетным двигателям, но даже к таким известным компаниям как «Пепси» и «Кока-Кола». Такая конкуренция побуждает разработчиков создавать лучшие продукты. Вместе с тем денежные средства заказчика экономятся, поскольку компании-конкуренты не будут завышать цену за свои разработки, чтобы в итоге выбрали только их для дальнейшего сотрудничества.

На создание ракетного двигателя 536 млн. долларов США на самом деле не такие уж и большие деньги. Ведь разработка ракетных двигателей будет проводиться с полного нуля.

Важно подчеркнуть, что компания Aerojet Rocketdyne решила поработать над своим имиджем, пропиариться, думая, что от таких действий будет только лучше, считает Афанасьев.

Как это коснется российского производителя ракетных двигателей?

Дело в том, что большая конкуренция среди двух американских компаний, которые будут бороться за место под солнцем, сыграют свою роль для российского производителя РД-180, так как НПО «Энергомаш» можно считать банкротом. Ведь шансы потерять единственного заказчика очень велики.

Но, не стоит отечественному производителю сдаваться без боя. У НПО имеется еще три года, чтобы смириться с потерей крупного заказчика, либо искать новые рынки сбыта.

«Ракетный двигатель — это не запчасть к автомобилю, которую можно ставить на «родные» и «неродные» машины, лишь бы резьба подходила».

Вся проблема в том, что российские ракетные двигатели РД-180, учитывая все его достоинства, не предназначен для использования российскими ракетами. Это производство полностью работало на экспорт.

20 лет назад в (1996 года) НПО «Энергомаш» создал проект двигателя РД-180, который одержал победу в конкурсе ракетных двигателей для ракеты-носителя Atlas. В конце лета 2002 года на этом двигателе Atlas-5 совершил свой первый полет.
РД-180 может остаться не удел. Ведь Америка уже начинает выполнять собственное импортозамещение ракетных двигателей за счет своих аналогов.

Теперь же российские разработчики будут думать, как перемодернизировать РД-180 для отечественных ракет. Хотя на это понадобиться некоторые миллионные вложения. Но это лучше, чем признать НПО «Энергомаш» банкротом.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.