Шоу-Бизнес

Праздники дня сегодня — 6 февраля 2016

Обзор праздников на сегодня в мире и России.

 

Аксиньин день, Ксения-полузимница

Считалось, что погода этого дня соответствовала погоде всей весны (Фото: Tischenko Irina, Shutterstock)
Считалось, что погода этого дня соответствовала погоде всей весны (Фото: Tischenko Irina, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 24 января

В этот день поминали Ксению Миласскую — христианскую святую, жившую в 5 веке, почитаемую православной церковью в лике преподобных. Желая посвятить себя Богу и не вступать в брак, она в свое время покинула Рим и отправилась на остров Кос. Там Ксения приняла постриг, а со временем вокруг нее образовалась монашеская община. По преданию, святая вела крайне аскетическую жизнь, ограничивая себя во всем.

Как замечали старики, в северных губерниях на Аксиньин день приходилась середина зимы, отсюда и прозвище святой. Также к этому времени должна была быть съедена ровно половина запасов хлеба. В народе говорили: «Полузимница пополам, да не ровно делит зиму — к весне мужику тяжелее».

Для этого дня существовали «экономические» приметы: люди тщательно изучали цены на хлеб. Если зерно на рынке дешевеет — значит, будет хороший урожай. Также говорили, что если на полухлебницу (еще одно название дня) цена низкая, то до нового хлеба она не поднимется.

Существовали и другие способы гадания. В северных районах каравай взвешивали вечером и следующим утром. Если за ночь вес хлеба убавится, то и цена на него понизится — и наоборот. На юге поступали несколько иначе: ржаной хлеб тоже оставляли на ночь, а утром смотрели на него. Если хлеба кажется больше, чем было, ждали хорошего урожая летом.

Аксиньин день называли также весноуказчиком. Считалось, что погода этого дня соответствовала погоде всей весны.

Именины в этот день

Герасим, Денис, Иван, Ксения, Николай, Павел, Тимофей

 

Международный день бармена

В России этот праздник прижился и становится все более популярным (Фото: Maya Kruchankova, Shutterstock)
В России этот праздник прижился и становится все более популярным (Фото: Maya Kruchankova, Shutterstock)

Международный день бармена (International Bartender’s Day) — профессиональный праздник, который отмечается во многих странах 6 февраля.

Дата праздника выбрана не случайно — 6 февраля отмечается День святого Аманда (St. Amand или Amandus, ок. 584—675), одного из великих христианских апостолов, который считается покровителем виноделов, пивоваров, торговцев, а также рестораторов и барменов (bartenders). Поэтому День святого Аманда стал во многих странах профессиональным праздником барменов и рестораторов.

Святой Аманд был известен своей деятельностью по евангелизации винодельческих регионов Франции, Германии и Фландрии.

Стоит отметить, что Русской Православной церковью Святой Аманд не почитается, но сам праздник — День бармена — в нашей стране прижился и с каждым годом становится все популярнее.

Как правило, в питейных и развлекательных заведениях в этот день проводятся всевозможные конкурсы барменов на лучший коктейль, состязания барменов в профмастерстве, тематические конкурсы и розыгрыши для посетителей, «хмельные» танцы и «винные» викторины… Также тут можно услышать истории создания различных вин и других напитков и, конечно же, продегустировать оные.

Ремесло бармена не случайно удостоилось своего собственного календарного праздника. Профессия этих людей не менее тяжелая, чем водителей автобусов, учителей и пожарных. Порой бармены проводят на ногах почти целые сутки, помимо этого они отличные психологи, умеют выслушать и даже дать дельный совет, а еще — нередко угадывают любимый напиток клиента с первого взгляда.

 

День саамского народа

Саами за рукоделием. Норвегия, Тромее. 1990 год
Саами за рукоделием. Норвегия, Тромее. 1990 год

Сегодня отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä). Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.

У саамов сохраняется вера в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков. До начала 20 века в каждой семье хранились божки — завернутые в материю камешки.

Саамы также поклонялись сейдам. Это очень интересное понятие. Сейдом может быть пень, каменная конструкция (в том числе созданная человеком), и даже просто растущий на скале мох. Самый известный саамский сейд — как раз и является ничем иным как мхом. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.

Если углубляться в сам термин, то сейд — это дух, живущий в каком-то определенном месте. Т.е. это не сама коряга, камень, или скала, заросшая мхом, а непосредственно дух, живущий в этой самой коряге, камне или скале. Им приносились жертвоприношения.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).

Саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке.

Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека.

Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.

 

День Вайтанги в Новой Зеландии

Внешний вид дома маори (Фото: KIS, Shutterstock)
Внешний вид дома маори (Фото: KIS, Shutterstock)

День Вайтанги, отмечаемый ежегодно 6 февраля, считается национальным днем Новой Зеландии. В этот день в 1840 году на берегу реки Вайтанги (в переводе с маорийского – шумные воды) между британцами и маори был подписан Договор Вайтанги (Treaty of Waitangi). Договор, навсегда посеявший трения между маори и европейскими поселенцами.

История гласит, что к концу 19 века в Новой Зеландии процветала бесчестная торговля и незаконная купля-продажа земли. Серьезная конкуренция, в том числе, исходила от французских иммигрантов.

Британская империя пообещала разобраться с бесчинствами и вернуть маори их землю, а также уравнять в правах с британцами. В обмен на это маори предлагалось принять подданство Великобритании. Договор, включивший эти предложения, был подписан 6 февраля 1840 года между Вильямом Хобсоном (William Hobson, 26 сентября 1792 – 10 сентября 1842), первым губернатором Новой Зеландии, представлявшим интересы Британской короны, и вождями маори. В мае 1840 года Новая Зеландия официально вошла в состав Британской империи.

Текст договора был составлен на английском языке и переведен на маорийский. Неточность перевода и отсутствие большого числа юридических и политических терминов в языке маори породили большие разногласия в интерпретации установленных договором прав. Кроме того, не все вожди маори согласились на подписание договора, то есть, не было принято единогласного решения. Сегодня насчитывается большое число противников празднования дня Вайтанги, которые считают договор бесчестным по отношению к маори.

Несмотря на неутихающие споры и трения, день Вайтанги отмечается на территории всей страны. Программа праздника насыщена концертами, презентациями культурного наследия маори, выставками и играми на свежем воздухе. Такой широкий размах праздник приобрел в 30-е годы прошлого века после того, как Лорд Бледисло (Lord Bledisloe), губернатор Новой Зеландии, выкупил участок земли, на котором стоял дом Джеймса Басби (место подписания договора), и в 1934 году подарил его нации в качестве символа объединения всех новозеландцев.

Самые пышные празднования проходят на берегу реки Вайтанги. На рассвете 6 февраля здесь проводится церемония поднятия флага Новой Зеландии. Разыгрывают сцену подписания договора. Маори на традиционных каноэ и корабли новозеландского флота собираются в Бэй оф Айлэндс (Bay of Islands), представители двух сторон высаживаются на берег и собираются на поляне у домика Дж. Басби.

После вступительных речей начинаются празднования. Можно посетить музей, увидеть народные танцы, послушать музыку, посмотреть и даже поучаствовать в традиционных обрядовых церемониях маори.

 

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.