shadow

Поезд Украина-Казахстан: как обойти таможню России


shadow

14h

Украина решила обойти таможенные границы России и начать отправлять грузы в Среднюю Азию через паромную переправу в Ильичевске. В украинских СМИ это уже преподносится как победа. Правда, если разобраться, то получается, что мы видим очередную победу над здравым смыслом и полное игнорирование экономических основ торговли.

Десятки институтов, тысячи проектировщиков. Сотни чиновников работают над новыми транспортными артериями Евразии. Чтобы не допустить их создания, США уже устроили не одну войну и не одну революцию. И тут такой удар под «дых» американской дипломатии: Украина запускает новый трансевразийский транспортный ж/д маршрут Украина-Казахстан (и далее в Китай). Об этом с пафосом и завидной регулярностью уже второй месяц сообщает своим гражданам киевское руководство. Вначале это был министр транспорта. Теперь очередь дошла и до премьер-министра Арсения Яценюка.

Никому ничего странным не показалось? Вот и я о том же. Тут и к гадалке не надо ходить, чтобы за углом почуять «зраду». Давайте разбираться с новой украинско-казахской торговой многоходовкой под названием «путь вокруг России».

Россия — страна огромная. Более того, это самая большая страна мира. И чтобы ее обойти, объехать или облететь надо приложить немало фантазии и произвести немало сложных экономических расчетов. Видимо, на Украине метод поиска несколько отличается от общемировой практики, а потому, как только проблема закрытия российско-украинской транзитной торговли обрисовалась, выход был предложен. Простой, дешевый, популистский и бессмысленный.

Из-за чего сыр-бор

Весь 2013 год в СМИ шла уже немного подзабытая информационная война. Тогда на Украине, как и по многим вопросам «мировой политики», сформировалось два лагеря. Первый считал, что «ассоциация с ЕС» — это вселенское добро, а второй же настойчиво говорил о ее зле. Лагерь адептов евроассоциации, а затем и Майдана просто игнорировал расчеты и вопросы своих противников, которые резонно призывали оппонентов для начала прочитать то, за что они ратуют, а потом просто подумать. Подумать о том, какие последствия все это будет иметь.

Войну мы пока оставляем в стороне. О ней тогда никто не думал. Мы говорим только об экономике.

Противники ассоциации сообщали своим нежелающим читать тексты визави, что первым и важнейшим следствием ассоциации с ЕС станет выход Украины из зоны свободной торговли СНГ. А это повлечет за собой неминуемое введение таможенных пошлин и сворачивание взаимной торговли между главными республиками бывшего СССР. Евроадепты отвечали, мол, ничего, «Европа нам поможет».

Прошло два с копейками года. Все случилось именно так, как и говорили люди, прочитавшие текст экономической ассоциации до Майдана: экономика Украины разрушена, помощь от Европы не пришла, год 2016 для Украины обернется новыми испытаниями и разорением. Пришло время искать выход (слава Богу, виноватого уже давно нашли, и его кандидатура даже не обсуждается).

А выхода особо нет. Европейские рынки де факто закрыты. Горшки с Россией побиты. Те, которые Украина побить не решалась (например, продукты), Россия подчистила сама, введя заградительные пошлины, как и обещала еще в 2013 году.

Киевское правительство начало искать запасные варианты…

Время — деньги

Варианты появились после того, как руководство Казахстана сообщило, что оно не собирается разрывать с Украиной соглашений о беспошлинной торговле. Рынок Казахстана по итогам 11 месяцев 2015 года поглотил украинских товаров на 655 млн долларов, и разбрасываться такими «нишами» в нынешней ситуации для Украины — преступление. Кроме того, появилась возможность через «запасной вход» продать часть своих товаров и в Россию.

Но тут сразу же появились проблемы. Транзит грузовых железнодорожных перевозок зарезала сама Украина, которая хотела помешать России торговать с Европой и получила в ответ то же самое.

Как мы понимаем, главный смысл происходящего сейчас на Украине — это попытка США не дать создать против себя единую Евразию. И для этого они согласны воевать до последнего украинца и объявлять эмбарго до последнего украинского предприятия.

Итак, ж/д транзит отпал. Авиацией возить накладно. Оставалось везти фурами. Это тоже довольно дорого, но в нынешней ситуации выбора у Киева, по сути, не было. Но с фурами также не сложилось: Россия ввела правило, что каждая фура, которая транзитом через Россию везет в Казахстан товар, должна следовать через Белоруссию и только через два пункта пропуска, что минимум в два раза увеличивало плечо транзита, а продукция в обязательном порядке должна быть опломбирована специальной пломбой стоимостью около 30 000 рублей. Пломба — мелочь, а вот остальные проблемы привели к тому, что на сегодня поток транзитных машин заблокирован.

Министерство экономического развития Украины:

«Де-факто РФ полностью остановила транзит любых товаров происхождением из Украины через свою территорию, независимо от страны конечного назначения».

Итак, рынок, пусть и небольшой, есть, он манит, но добраться до него никак нельзя. И тут в голову министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна пришла «гениальная» мысль:

«Украина 15 января запустит пилотный рейс контейнерного поезда Украина-Китай, путь которого проляжет через Грузию, Азербайджан, Казахстан и Китай».

Не озвученные нюансы

Киевское правительство, совершенно правильно понимая настоящую причину «вдруг открывшихся» на границе с Россией проблем, ухватилось за эту возможность, как утопающий за соломинку. Причем вопрос стоит не в том, что эта соломинка хоть как-то спасет торговлю по линии Украина-Казахстан, а в том, что на фоне вновь начавшихся закулисных киевских «терок» лицо премьер-министра никак не должно «упасть в грязь». Нужна была хоть маленькая, пусть даже информационная, но «пэрэмога». Причем за ценой никто не собирался стоять. Главное — хороший пиар, и он прозвучал.

«Министерство инфраструктуры и «Укрзализныця» проводят заседания в Баку с той целью, что на этой неделе пройдет первый экспериментальный поезд по маршруту «Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан», который фактически даст возможность украинской экономике найти альтернативный путь поставок товаров на те рынки, которые всегда были украинскими, но в связи с российским транзитным и торговым эмбарго нам сейчас крайне сложно доставлять эти товары», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Как видим, о Китае Яценюк уже забыл, прекрасно понимая, что его просто подымут на смех. Ни о каком новом «Шелковом пути» из Украины (уже смешно) в Поднебесную вопрос не ставится. А вот в Казахстан решено-таки пробиться вопреки российской «блокаде».

Как они любят войны, блокады, прорывы. Не жизнь, а сплошная борьба.

Причем в этой борьбе уже деньги никто не считает. Дело в том, что перевозки предлагается осуществлять через две паромные переправы: одна идет через Черное, а вторая — через Каспийское море. Перевозки грузов по ним очень дороги и могут быть выгодны лишь в том случае, когда пункт отправления и конечный пункт груза находятся в непосредственной близости от места причала парома. Везти грузы транзитом через паромы и добавочные километры в данном случае крайне невыгодно, и данный вид перевозок применяют только тогда, когда нет иного выхода (введение умеренной пошлины таковым не является).

Дело еще и в том, что паром идет слишком медленно (через Черное море двое суток). Погрузка и разгрузка также занимают время. А потом после короткого перехода по Закавказью следует еще и вторая аналогичная операция на Каспии

Смотря на ставки фрахта на участке Ильичевск-Поти, видим, что перевозка состава из 20 вагонов обойдется хозяину в сумму 55-100 тысяч долларов (в зависимости от самого груза). На линии работает всего два парома. Частота перевозок: один рейс в три-четыре дня. Паромная переправа Баку-Актау: время прохождения 24 часа.

В общем, это очень дорогое и долгое удовольствие. Маршрут до западного Казахстана ж/д вагоны из Украины проделают минимум за четверо суток. При этом за провоз одного вагона-рефрижератора с продуктами будет заплачено до 7-9 тысяч долларов и минимум 5 тысяч долларов, если в вагоне будет обычный, неопасный груз.

Итого при полной загрузке вагона «добавочная» стоимость доставки одного килограмма продуктов составит около 0,2 доллара (в реальности надо эту цифру увеличить еще, но и этого достаточно, чтобы понять абсолютную экономическую бессмысленность затеи Яценюка).

Фактически это и есть та добавочная стоимость, которая ляжет на плечи продавца и в конечном итоге сделает бессмысленной всю схему. А можно было пойти проще: заплатить пошлину и получить российский рынок, но по новым правилам. Видимо, Россия, все просчитав, склоняет Украину к этому цивилизованному варианту межгосударственного товарообмена.

Кстати, таким образом, решается и вопрос перевалки украинских грузов через Казахстан в Россию. Лишние расходы, которые еще увеличатся за счет перевозки грузов из Казахстана в европейскую часть России, будут намного выше пошлин, которые надо заплатить на границе Украины и России, что делает данный вид «бизнеса» абсолютно бессмысленным.

Источник

Фото Politrussia

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.