Статьи

Оставить в прошлом: три главных провала 2015 года

26h

Операцию американской коалиции в Сирии назвал главным провалом года в эфире РСНуполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.

Прав ли он? Можно не быть фанатом политики Соединённых Штатов, но всё же провалы – главные провалы уходящего года – увидеть в другом. Было бы даже отлично, если бы нашей главной проблемой были неудачи США в Сирии.

1. Кризис Ялтинско-потсдамской системы международных отношений

После двух ужасающих мировых войн все страны поняли, что мир нуждается в порядке, некой системе правил, которая была бы обязательна для всех государств. Что необходимы международные организации, которые смогут упорядочить наш мир, сделать его более доступным, но при этом – и более безопасным, предсказуемым и ответственным.

«Ответственность» – вот ключевое слово, которое наполнило Ялтинско-потсдамскую систему жизнью. Страна отныне не может делать всё, что ей заблагорассудится. Отныне есть ООН и есть Устав ООН. И тех, кто нарушает этот Устав по решению Совета Безопасности ООН, можно привлечь к ответственности. Меру этой ответственности определяет коллегиально сам Совбез, его решения обладают юридической силой и могут давать мандат даже для вторжения на территорию иностранного государства, если его действия угрожают миропорядку. Так это было задумано.

До распада СССР очень большой любовью к ООН пылали США. Ну как же! Ведь там были прописаны юридически обязывающие пункты, там была предусмотрена система ответственности – ООН был одной из систем сдерживания угрозы, которую Вашингтон видел для себя в Советском Союзе.

И именно за это же США возненавидели ООН после распада СССР. Вернёмся на два абзаца выше, и всё немедленно станет ясно:

«Ответственность – вот ключевое слово, которое наполнило Ялтинско-потсдамскую систему жизнью. Страна отныне не может делать всё, что ей заблагорассудится»

Делать всё, что заблагорассудится, но при этом не нести никакой ответственности – именно так видели США будущее для самих себя.

«США – исключительная нация», – провозгласил Обама. В 90-ых годах этого ещё, конечно, так прямо не говорили, но уже тогда Кондолиза Райс позволяла себе высказывания вроде следующего: «США ни перед кем в мире не обязаны отчитываться в своих действиях».

Позвольте, но в Уставе ООН, который никто не отменял, записано вообще-то совершенно обратное! В общем, понятно, что в такую картину мира ООН никак не вписывался.

В выступлениях нашего президента звучит слово, которое почти никто в мире не употребляет в адрес США – это страшное для них слово «ответственность». Ответственность за вторжение в Ирак. Ответственность за так называемую «арабскую весну», после которой погрузились в хаос государства и так небогатые, но густонаселённые. Экономический крах, политическая нестабильность и бессилие сделали их идеальным плацдармом для исламистских радикалов и экстремистов всех мастей. Их количество переросло в качество – возникла ДАИШ, которая стала захватывать территории с населением, исчисляемым уже в десятки миллионов. А заодно и оперировать суммами, которые сравнимы с ВВП многих стран. Фактически, из стихии и хаоса возникло террористическое государство. Кого за это поблагодарить?

Однажды Лавров цитировал дипломата, сказавшего:

«ООН никогда не планировалась как организация, благодаря которой мир превратится в рай. Нет, задача ООН в ином – в том, чтобы наш мир не превратился в ад»

И вот на наших глазах возникает цепочка:

1. США лишаются геополитического противовеса в лице СССР, который мог оспорить их решения;

2. США больше не несут ответственность, и их политика становится всё более и более безответственной;

3. США постоянно игнорирует ООН, а внимание на него обращает только для того, чтобы возмутиться: почему это на свете есть организация, которая начинает спорить и обсуждать?

4. И в результате мир начинает постепенно погружаться в ад, как это мудро предвидел тот дипломат.

В этом году, когда 70-летний юбилей отмечает ООН, Владимир Владимирович Путин, выступая на Генассамблее организации, очень много и обеспокоенно говорил о том, что наследие наших предков – Организация Объединённых Наций – сегодня лишается авторитета и оттирается от участия в принятии ключевых решений.

Президент неоднократно указывал, что создание ООН – готовность и решимость пойти на беспрецедентный компромисс, пожертвовать частью своего суверенитета ради того, чтобы мир пребывал в большем покое и порядке – это решение было выстрадано и полито кровью погибших и раненых на полях двух мировых войн. Страны увидели, к чему скатывается мир хаотичный, неуправляемый, не желающий договариваться, где каждая страна считает себя «исключительной». И создали наднациональный орган – ООН – который наделили небывалыми ранее полномочиями.

Каким был мир при ООН? Мир, который политологи называют «Ялтинско-потсдамской системой международных отношений»? Был ли хоть один год, когда где-то не шли войны? Нет. Производились ли государственные перевороты, путчи? Да. Существовали ли диктатуры, агрессивные государства? Да.

Но! Все прекрасно знали меру. Обама как популист распиарил нам мем про «красную линию», которую он, как «лидер свободного мира», изобразил там, где ему вздумалось. Раньше такого не было: пресловутая «красная линия» была одна для всех, и все прекрасно знали, где именно она пролегает, и не смели её переступать. Об этом не требовалось попусту болтать, потому что и так знали все.

Нынешний мир потерял чувство меры. Стало можно всё. Почему? Исчезла ответственность. Не существует механизма, по которому Запад – США, НАТО можно привлечь к ответственности. И это даёт совершенно очевидные плоды – горькие и печальные.

Глобальный мир стал распадаться. Говорят, посмотрите, мол, сколько новых альянсов создаётся! А почему они создаются? Потому что старые больше не устраивают. Точнее, они устраивают, да вот беда – по милости Запад они перестают работать. Да и не чета новые старым: ООН, ВТО, ЕС – могут ли новые хоть приблизиться к тому же уровню глобальности? Новые – это максимум 5-10 стран; региональные союзики, созданные до поры.

США разбили глобальный мир, порядок и растоптали международное право – пора это признать. И мы тут же, немедленно получили то, от чего нас пытались уберечь предки, уже хлебнувшие этого горя – планету всё больше и больше охватывает пожар нескончаемых войн, всё менее поддающихся контролю. Всё это угрожает вылиться в неуправляемый хаос, который не сможет остановить даже самый могучий военный потенциал, или остановит такой ценой, что мир будет снова усеян десятками миллионов трупов.

В год 70-летия образования ООН и первой в истории попытки создать по-настоящему мирный мир мы должны благодарить за этот «провал года» исключительно политику Соединённых Штатов Америки.

2. Расцвет нацизма

Стоит прекратить словоблудие и прятки за понятиями «национализм», «идентичность», «патриотизм» и прочими красивыми словами, которыми прикрывают старый-добрый нацизм. Он вернулся – ещё не во всей мощи, но уже во всей красе. Если раньше он был уделом государств-пигмеев вроде Прибалтики, то в год 70-летия победы над гитлеровским нацизмом мы получили 40-миллионную страну в центре Европы, которая официально провозгласила нацизм основой своей политики – и никем не была осуждена, а напротив – всеми поддержана.

«Провал года» – подходящие слова для такого случая, хотя это, пожалуй, тянет даже на провал десятилетия и даже не одного.

Как разобраться в словесной шелухе и понять: это нацизм или просто кто-то увлёкся красноречием? Как раз тут всё очень просто: государственный нацизм на уровне государственной же политики насаждает и насильственно поддерживает следующие признаки:

1. Превосходство – заявления о том, что одна нация лучше другой или других. Это мы видели, знаем: современная история Украины сделала удивительные открытия;

2. Ксенофобия – заявления о том, что другие нации хуже (это отнюдь не повторение предыдущего, а самостоятельная сущность). Про «нацию генетических рабов» и «ватников» надо ли напоминать?

3. Насилие. Нацизм не может быть мирным – он не существует в парадигме мира. Это система постоянного отыскивания врагов и агрессии в их отношении: от внутреннего инакомыслия до внешних «супостатов», покушающихся на «незалежность».

Всё это есть на Украине. Всё это появляется в странах Европы. Призрак нацизма набирает силу. Почему?

Естественным противовесом нацизму была идея объединения государств и наций – та самая ООН, которую создавали страны, похоронив почти 100 миллионов убитых понявшие, что есть общие для всей планеты, для всего мира вещи, которые важнее, чем национальные амбиции и гордыня отдельных государств. Объединение подразумевает мир – и оно давало мир долгие годы. Дробление ведёт к войнам – и оно привело к войнам. Уже весь Ближний Восток и Северная Африка пылают, уже Европу захлёстывает и к Центральной Азии подбирается.

Чем неустанно занимается наш президент все 15 лет своего правления? Интеграцией. Попыткой объединить на любых началах и основаниях постсоветское пространство и страны Европы. Потому что в единстве залог общности интересов, а общность интересов – гарант мира. И наоборот: противоречие интересов – гарант войны. И если весь мир сходит с ума, то хотя бы ближайшие к нам государства Путин старается удержать в рамках совместно выработанной политики, основанной на взаимном уважении интересов и балансе сил. Особенно интересно то, что почти всех участников наших интеграционных проектов не надо убеждать бороться с нацизмом. Они и так понимают, какой резнёй всех со всеми он грозит. Не так далека память обо всём этом, и никому не хочется повторения. Кроме, разумеется, нацистов.

3. Коррупция

А вот тут стоит согласиться с данными опроса радиослушателей РСН, новость в эфире которой и послужила поводом для статьи. Они назвали «провалом года» коррупцию.

Конечно, речь в первую очередь о деле Васильевой, являющимся сколь вопиющим, столь и типичным для нашей страны. К огромному сожалению. Чистый «провал года».

Эти вызывающе идиотские конфискованные драгоценности в сейфах, позорное домашнее заключение с шоппингом, пилингом и поэтическими экзерсисами, потом позорный суд, позорный приговор и – чего уже совершенно невозможно было вынести – позорное отбытие наказания с внезапным и чудесным освобождением.

Этот «провал года» мог бы и на первом месте оказаться, но год оказался всё же куда менее провальным, чем казался весной. Чтобы посчитать мэров и губернаторов, арестованных в этом году, пальцев на руках уже не хватит.

Плюс «крымская весна» для некоторых чиновников, полагавших, что можно войти в состав России, но «житти по-старому» обернулась «крымской зимой», оказавшейся лютой и крепкой. И Феодосия, и кадровые перестановки в Севастополе, и продолжающиеся чистки на полуострове – всё это не дань «особого отношения» к вернувшемуся Крыму, а лишь применение к нему тех же правил и реалий, которые, будем надеяться, наконец-то начинают действовать в России.

А что скажете вы, уважаемые читатели?

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.