В России

По рублю: что будет с российской валютой в 2016 году

Достигла ли российская экономика «дна» или активно копает еще глубже? Почем будет бочка российской нефти и тысяча кубов российского газа на мировом рынке? Начнет ли государство «добирать» с населения денег в бюджет через новые налоги, штрафы, пени и прочие платные парковки с «платонами»? Будет американский доллар стоить 100 наших рублей или нет, а если будет, то когда? Насколько вырастут цены на продовольствие, одежду и обувь, лекарства, коммунальные услуги, бытовую технику, автомобили, жилье и так далее? Чего ждать по зарплатам, пенсиям и социальным выплатам? Что останется от бесплатного образования и здравоохранения?

Говорят, именно эти вопросы волнуют сегодня наших сограждан больше всего. Что они боятся безработицы, нищеты, голода, болезней, терактов, криминала, репрессий со стороны собственных властей и так далее. Говорят также, что Россия предельно ослабела изнутри, но зачем-то (а может быть, именно поэтому) продолжает «угрожать всему миру», бряцая разным оружием, в том числе и атомным…

Война уже идет

Информационная атака на общественное сознание и сознание каждого гражданина России идет мощная и жесткая. Самое главное — с опорой на реальные факты: действительно, нефть дешевеет, рубль падает, цены растут, а зарплаты и пенсии — не очень, многие предприятия просто закрываются вместо обещанного процветания вследствие импортозамещения, поскольку не хватает оборотных средств, а ключевая ставка ЦБ — 11%, реальная в комбанках начинается с 19—20%, то есть «денег нет». Зато полная свобода валютных операций — правда, после Нового закона, только для юридических лиц (физическим лицам придется доказывать, что они не верблюды, уже с 15 тысяч рублей, это примерно 200 долларов)…

Спрашивается, кому все это надо? И зачем?

Вот пишут наши далеко не худшие аналитики, предпочитающие сохранять анонимность: «Если ты не можешь стать сильнее всех, то можно ведь сделать так, чтобы вокруг тебя остались только те, кто тебя заведомо слабее! Т.е. взять и развалить экономику конкурентов так, чтобы посреди бескрайнего мира а-ля Сумасшедший Макс остаться единственным на планете местом, где современная промышленность вообще существует. Нужны ли для этого ковровые бомбардировки? Совершенно не обязательно. Смотри пример Украины. Разве «Южмаш» или верфи в Николаеве кто-нибудь бомбил? Нет. Но уже через пару лет никакое серьезное производство там будет невозможно. Или ту же Германию взять. Еще пара громких дел в стиле «Фольксваген», после которых проигравший европейский производитель выплатит пару-тройку годовых объемов своей прибыли, — и не станет больше никакого «Фольксвагена». Заодно не станет сотен тысяч рабочих мест по всей технологической цепочке. И миллиардов евро налоговых поступлений, из которых государство финансирует социальные программы, тоже не станет. А значит, вскоре и самого государства не станет тоже. Если инициировать проблемы достаточно масштабно, то государственные институты не устоят. И все. Цель войны достигнута. Так вот, Третья мировая война американцами уже начата и активно ведется».

То есть даже с точки зрения самых продвинутых «патриотов» России, речь идет «всего лишь» о доминировании Америки во всем мире. Американцы на этот счет придерживаются совсем другого мнения. Ну, не все американцы, конечно, а те, кто определяет действия США на международной арене. Их цель — не быть самыми сильными людьми на планете, их цель — быть единственными людьми на планете вообще, единственными людьми среди «недолюдей» и «нелюдей». Да еще и кичиться тем, что им удается кого-то лично, какой-то народ или какую-то страну сделать «недочеловеком» или «нечеловеком». Как индейцев в резервациях. Вот такая, простите, мораль, если слово «мораль» вообще применимо в данном случае. Именно поэтому они поддерживают всё и всех, кто «расчеловечивает» человечество: от сексуальных меньшинств до ультранационалистов или ультраисламистов.

Кстати, русские даже врагов своих, самых ярых и жестоких, никогда не стремились лишить человеческого достоинства, превратить в своих рабов, в скот, в «нелюдей». Поэтому мы даже представить себе такой мотивации в других не можем. А она у американцев (и не только у американцев) есть. Не понимать этого — значит, быть или слепым, или слепым поводырем слепых, что еще хуже. Так что — «по плодам их узнаете их».

Посмотрите на Ливию, Сирию, Ирак, Афганистан, Украину… Хотите ли вы, чтобы ваши дети и дети ваших детей превратились в «недочеловеков»? Тогда поддерживайте США и тот «цивилизованный мир», который они возглавляют. Не хотите? Тогда не делайте этого. Никаких подвигов не надо, но хотя бы этого — не делайте. И не позволяйте никому себя расчеловечивать: хоть «вниз», к «недочеловеку», хоть «вверх», к «сверхчеловеку». И начинайте разбираться, кто, когда и как пытается это сделать.

Ложные ориентиры

Поэтому проблемы долларовой «цены» рубля и нефти в 2016 году, которыми пытаются забить наши головы, — далеко не самые главные и для нашей страны в целом, и для каждого ее обитателя в отдельности. Перед нами, так сказать, «ложные цели» или, вернее, «ложные ориентиры», которые нам выдают за истинные.

Чтобы понять это, достаточно посмотреть, какой была корреляция обменного курса рубля к доллару с мировыми ценами на нефть, с объемом денежной массы и уровнем потребительской инфляции (ростом цен) на внутреннем рынке России. Это даже забавно: чем больше рост денежной массы в российской экономике, тем меньшей оказывается инфляция! Означает ли это, что они колеблются практически в противофазе?

Некоторые экономисты — например, Сергей Глазьев и Михаил Хазин, считают, что да, поскольку инфляционные процессы в нашей стране обусловлены не «избытком денег», а, наоборот, их катастрофической нехваткой, что у нас — не «эмиссионная инфляция», а «инфляция издержек».

Вот, например, характерная цитата из Хазина: «Мои разногласия с «либералами» в 90-е годы начались после того, как я, будучи начальником департамента кредитной политики Минэкономики, исследовал проблемы так называемого «кризиса неплатежей». И неожиданно обнаружил, что сжатие денежной массы может привести не к падению инфляции, как нас учат «либералы», а, наоборот, к ее росту. Причина такого расхождения «либеральных» мантр с реальностью состоит в том, что в мантру не включены некоторые параметры денежной массы. Так вот, если объем расширенной денежной массы превышает объемы ВВП страны, то ее сокращение вызывает снижение инфляции. А если она сильно меньше ВВП, то ее сокращение либо вызывает резкое падение ВВП, либо — рост инфляции, связанный с переходом денежного оборота на суррогаты, по которым сильно выше транзакционные издержки. Отметим, что в 1996 году, когда я писал этот доклад, расширенная денежная масса была чуть выше 10% от ВВП, что катастрофически мало».

А вот оппоненты Глазьева и Хазина утверждают, что, наоборот, рост денежной массы жестко связан с темпами инфляции — только «почему-то» (почему?) с «лагом в 13 месяцев» (почему именно в 13 месяцев?), а никакой «инфляции издержек» не существует в принципе. И всё сходится. Ну, почти. Если не считать того, что в России вдруг, откуда ни возьмись, «увеличилось влияние на инфляцию со стороны обменного курса рубля», в свою очередь, «жестко связанного с ценой нефти на мировых рынках».

Не знаю, у кого как, а лично у меня подобные «лаги» и «влияния» вызывают ассоциации — возможно, ошибочные — с геоцентрической системой мира по Птолемею в астрономии, когда для согласования теории с опытными наблюдениями требовалась сложная система эквантов и эпициклов. Что почти полностью устранялось при простой смене «точки отсчета» с Земли на Солнце, предложенной в системе Коперника.

Достаточно ведь просто посчитать: циферки же известны. Денежная масса (агрегат М2) в России на 1 декабря 2015 года составила 17,968 трлн рублей по сравнению с 16,722 трлн рублей на 1 января 2015 года (рост на 7,45%). Объем ВВП в 2014 году составил 71 трлн рублей, что соответствовало, при средневзвешенном курсе за год на уровне 38,4217 рублей за доллар, 1,848 трлн долларов, а при текущем на 31 декабря 2014 года курсе 56,2584 — 1,262 трлн долларов. По паритету покупательной способности в 2014 году ВВП России Всемирный банк определял в 3,745 трлн долларов, то есть в 2 раза выше средневзвешенного и в 3 раза выше текущего курса рубля. Коэффициент М2/ВВП в 2014 году составил 0,2355, а в 2015 году, при прогнозном росте денежной массы до 18,08 трлн рублей и номинального ВВП до 83 трлн рублей (-3,7% «долларового» ВВП по ППС) — только 0,2181 (относительное сжатие — 7,4%).

Иными словами, финансовый блок правительства и Центробанк проводят в стране сверхжесткую монетарную политику, при которой никакой инфляции, согласно «либеральным» теориям, просто не может быть, а обменный курс рубля к доллару должен не падать, а, напротив, повышаться! Тем не менее, весь опыт 2015 года показывает нам, что это не так, — а значит, с высокой долей вероятности это будет не так и в 2016 году. То есть цены и дальше продолжат расти, а рубль — совершать свой «свободный пролет» относительно доллара и других «мировых валют», даже независимо от динамики мировых цен на нефть.

Стоит ли в данной связи задавать сакраментальный вопрос «Кому это выгодно?»? Или лучше подождать дальнейшего развития событий на финансово-экономических фронтах?

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.