В Мире

Через три дня Украина станет банкротом?

Попытка украинского руководства избежать дефолта с помощью средств юридической казуистики, закончилась полным провалом.

16 декабря Совет директоров Международного валютного фонда единогласно признал долг Украины на $ 3 млрд. перед Россией суверенным, а не коммерческим, на чём настаивали в Киеве. Голосование по статусу долга происходило в заочной форме -через рассылку директорам уведомлений с проектом решения. Если бы эпистолярный консенсус не был бы достигнут, потребовалось бы очное собрание. Видимо, члены Совета директоров решили не утруждать себя этим в виду того, что ответ на поставленный вопрос был слишком очевиден.

Несмотря на то, что МВФ трудно обвинить в непредвзятом отношении к России, в распространённом заявлении констатируется факт, что «В случае с еврооблигациями российские власти доказали, что долг является суверенным. Имеющаяся информация в отношении истории долга подтверждает это».

Следует признать, что Москва, выкупая эмитированные в правление Виктора Януковичаеврооблигации, приняла все возможные меры, чтобы статус долга (а, значит, возможность его реструктуризации путём списания части «тела займа» или процентов на чём настаивали в Киеве) не допускал двусмысленной трактовки. Напомним, украинские евробонды были приобретены за счёт средств суверенного Фонда национального благосостояния России по решению правительства РФ. Таким образом, украинские еврооблигации на 100% принадлежат российскому правительству.

Сами облигации на $ 3 млрд. были выкуплены на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 г. Общая же сумма обещанного Киеву кредита составляла $ 15 млрд. Но после госпереворота и прихода к власти на Украине антироссийского режима, речи о выделении очередного транша, разумеется, идти уже не могло.

Вместо этого встал вопрос о возврате долга. Учитывая международный характер этой финансовой проводки, излюбленный тезис премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что Москва якобы «дала взятку Януковичу, чтобы тот отказался от подписания Соглашения об евроассоциации с ЕС», разбился о суровые реалии международно-правовых процедур в сфере заимствования финансовых ресурсов.

Решение МВФ означает, что 20 декабря Киев должен полностью погасить кредит перед Москвой. В случае же, если этого не произойдёт, через 10 дней Россия имеет полное право обратиться в суд. О чём наши власти уже уведомили своих украинских коллег.

Следует отметить, что МВФ, который явно не желает устраивать «революцию» на международном долговом рынке, заранее подстраховался. 8 декабря фонд снял прежде действовавший запрет на кредитование стран с просроченной суверенной задолженностью. Россия голосовала против этого решения, считая его политизированным. Так или иначе, спустя уже менее чем трое суток Украина де-юре превратится в государство-банкрот. То есть, признает свою неспособность платить по счетам и добросовестно выполнять финансовые обязательства перед другими странами.

Надо сказать, что российские власти до последнего демонстрировали свою договороспособность и конструктивную позицию. Что на фоне набившей оскомину украинской аргументации в духе «не будем платить „государству-агрессору“, и всё тут» выглядело куда более солидно и выигрышно. Хотя не факт, что это благородство было по достоинству оценено нашими геополитическими конкурентами, которые сами предпочитают играть без правил.

Во-первых, Минфин РФ не воспользовался законным правом потребовать от Украины досрочно погасить украинский долг ещё весной этого года. Когда общая внешняя задолженность «незалежной» преодолела «красную черту» в 60% от ВВП. В свою очередь, в ноябре текущего года Владимир Путин объявил о готовности произвести рассрочку украинского долга, растянув срок погашения на три года, начиная с 2016. Правда, только в случае, если США, ЕС или другой крупный международный финансовый институт дадут РФ гарантии его возвращения. Однако политические спонсоры Майдана проигнорировали российскую инициативу и «вежливо расступились», позволив своим киевским протеже провалиться в дефолтную яму.

Признание коммерческого, а не суверенного характера долга Украины перед Россией стало бы ударом по существующей системе международно-правовых финансовых обязательств, считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

— Разумеется, МВФ не мог совершить такой безумный шаг и был вынужден констатировать очевидное. Негосударственное основание возникновения долга перед РФ это был главный козырь Киева. Я не особо представляю, как теперь украинская сторона будет выстраивать в суде «линию защиты» от российского судебного иска.

Для получения более сильных позиций я бы на месте Украины признал наличие обязательств перед нашей страной, а не занимался популизмом. Потому что это фактически подставляет МВФ, а также американских и европейских гарантов Украины.

 — Таким образом, в случае неисполнения финансовых обязательств 20 декабря появляются основания для признания суверенного дефолта финансовой системы Украины?

— Разумеется, поскольку она их не выполняет. Теперь вне зависимости от наличия или отсутствия дефолта Россия получает право подать иск в суд.

— Какова вероятность, чтобы мы победим в этой тяжбе и сможем вернуть свои деньги?

— Я бы сказал, что она очень высока. Не имеет значения, в какой инстанции мы будем судиться -в Лондоне, Брюсселе, Гааге или ещё где-то. Это будет разбирательство не в английской юрисдикции, а суд международных финансовых организаций. Дело будет рассматриваться по существу.

— А если суд примет решение о непризнании долга?

— Это станет грубым нарушением международных правил на рынках займов. В результате может произойти «эффект домино». Например, США скажут, тогда мы тоже не имеем внешнего долга в $ 18 трлн. перед другими странами. Я не согласен со сторонниками конспирологической версии о том, что Америка специально создаёт для себя этот прецедент. Это было бы высочайшим проявлением цинизма, которое, во многом, выводит США из ранга игрока, защищающего права и свободы юридических, физических лиц и международных финансовых организаций.

— К каким конкретным последствиям может привести дефолт на Украине?

— Как известно, МВФ переписал свой устав, чтобы продолжить программу финансирования Киева, несмотря на состояние дефолта. Украина приторговывает оставшимся суверенитетом. Порошенко на днях заявил о том, что центробанки Украины и Польши договорились об открытии кредитной линии на один миллиард евро. Не знаю, насколько можно этому верить. В любом случае, кредиты от МВФ это не благотворительность. На Украине готовится приватизация оставшихся ликвидных объектов госсобственности. Чтобы выпутаться из долгов Киев будет вынужден торговать национальными интересами. Поскольку других активов, кроме формального суверенитета у Киева нет.

Украинские власти говорят о том, что у них нет денег. Это не соответствует действительности — они есть в финансовой системе, на счетах казначейства, в бюджете. Регламенты их взыскания и списания в пользу России могут быть самыми разными. Наверняка, они схожи с обычными подходами, когда списываются средства с казначейских счетов должников.

В разговоре с «СП» заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин сказал, что не будет сильно удивлён, если в «финансовых закромах» Украины в последний момент обнаружится требуемая сумма.

— Это первый вариант. Нынешнее украинское руководство всё чаще копирует модель принятия решений в США. Мы помним, что Конгресс этой страны согласовывал увеличение порога госдолга едва ли за минуту до истечения «последнего срока».

Возможно также, что российское руководство в порыве беспримерной щедрости (это самый невероятный вариант) пойдёт на какие-то поблажки Киеву. То есть, стороны договорятся, чтобы не допустить формального дефолта. Периодически подёргивая за «финансовую удавку», Москва могла бы держать Украину в «правильном русле». В любом случае рычаг давления находится в руках РФ. И она его не отпустит в любом случае.

Другое дело, каким образом, Россия распорядится им в оставшиеся дни. Не исключено, что вопрос украинского долга обсуждался в ходе недавнего визита главы Госдепа США г-на Керри в Москву.

Что касается дефолта Украины (в случае его наступления), это станет «чёрной меткой» для международных инвесторов. Очевидно, что суверенный кредитный рейтинг страны не позволит больше получать кредиты, кроме как на кабальных условиях и под соответствующие заоблачные процентные ставки. Экономика Украины и так находится в ужасном состоянии. Фактически это грозит попаданием в долговую «яму», из которой будет очень трудно выбраться, учитывая экономический спад в этом году на 12%.

— То есть, по сути, Украина будет вынуждена тратить практически все свои скудные доходы на обслуживание внешних займов?

— Скорее всего, так и будет. Не думаю, что судебная инстанция, в которую обратится Россия с иском о взыскании долга, будет вести себя в стиле МВФ. Тогда обрушится вся мировая модель кредитования. Ради Украины на это никто не пойдёт. Ставить под угрозу триллионы долларов долга, которые выдаются и возвращаются по всему миру, никто не будет.

 — Сколько времени потребуется России, чтобы вернуть свои деньги, и каким образом это может быть сделано?

— Тяжба, конечно, может затянуться на годы. Украина участвует в торговых отношениях, осуществляет транзакции. Поэтому возможна заморозка счетов. Инструментов принудительного взимания долгов более чем достаточно. В этом плане не исключены аресты зарубежных счетов и имущества Украины. Как это применялось иностранными органами по «делу ЮКОСа». Например, Россия накложит арест на украинские активы, находящиеся на нашей территории. Или будет добиваться принятия обеспечительных мер в других странах. До того момента, пока совокупная сумма не достигнет размеров украинского долга.

— Широкой общественности мало что известно относительно украинского имущества в РФ, кроме, разве что, кондитерской фабрики «Рошен» в Липецке, которая принадлежит Порошенко.

— Следует отличать суверенный долг от частного. Так что указанное предприятие эта история не затрагивает. Государственных активов Украины на территории РФ на $ 3 млрд. точно не хватит.

Да, МВФ на словах обещает поддерживать экономику «незалежной», чтобы не дать ей окончательно рухнуть в пропасть. Однако видно, что фонд это делает под нажимом со стороны США и со всё меньшей охотой. В частности, МВФ пригрозил приостановить программу финансовой помощи Украине в случае, если комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики внесет в парламент свой проект налоговой реформы. Короче говоря, Киеву на правах практически единственного заёмщика будут выдвигать всё более жёсткие условия. Например, потребуют увеличить налогообложение населения и бизнеса, повысить тарифы в сфере ЖКХ, поднять пенсионный возраст, урезать расходы на «социалку».

Всё это будет тормозить экономическое развитие страны. Конечно, для США Украина это слишком важный проект. Поэтому Вашингтон будет оказывать на МВФ давление в части выделения очередных траншей. Но, как мы видим, украинское руководство подвергается жёсткой критике со стороны западных лидеров. Думаю, это вскоре приведёт к смещению г-на Яценюка с поста премьер-министра. Его место, судя по всему, займёт Саакашвили, фигура предельно одиозная в России.

К слову, российские деньги были самыми лёгкими для Украины в плане условий их предоставления. Если она отказывается от них, Киев вступает в поле беспристрастных и бескомпромиссных международных договорённостей на чужих условиях. На Украине рассчитывали, что договориться с Западом будет легче, чем с Россией, и просчитались.

Киев столкнётся с проблемой заимствований, на «финансовую иглу» которых он уже крепко подсел. В условиях дефолтного суверенного рейтинга помощи ждать неоткуда, кроме Всемирного банка и МВФ, которые будут диктовать свои условия. Уже сейчас выдвигается условие разрешить свободный оборот украинских чернозёмных земель, готовится программа массовой приватизации наиболее ликвидных госактивов. Для населения же дефолт аукнется обвалом курса гривны и резким снижением уровня жизни.

Источник

Фото ТАСС

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.