В Мире

США: угроза с юга

Последние действия Вашингтона в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна направлены на бескровное восстановление американского влияния в этом регионе, ослабление Бразилии и недопущение создания здесь конкурента США — «Южноамериканских штатов».

Президент США Барак Обама продолжает делать успехи на латиноамериканском направлении. Наглядное тому подтверждение — последние поражения «антиамериканских» сил на выборах в Аргентине и Венесуэле, а также усилившееся давление на «левую» главу Бразилии — президента Дилму Русеф.

Все это ставит под большое сомнение «социалистические завоевания» Уго Чавесаи будущее вскормленных им представителей политических сил, включая боливийского, венесуэльского и эквадорского лидеров Эво Моралеса, Николаса Мадуро и Рафаэля Корреа.

К этому необходимо добавить состоявшееся 14 августа открытие посольства Вашингтона на Кубе и первый визит за 65 лет визит на Остров Свободы американского госсекретаря. Это стало одним из самых красноречивых индикаторов серьезного изменения курса США в отношении стран Карибского бассейна и Южной Америки.

Историческая встреча на «кубинском мосту»

Учитывая степень былой враждебности между двумя странами это стало действительно историческим событием для всего региона. Не случайно, что на встречу с госсекретаремДжоном Керри на Кубу приехали главные революционные лидеры Южной Америки — венесуэльский и боливийский президенты Николас Мадуро и Эво Моралес.

Приезд на это явно непротокольное мероприятие президентов Боливии и Венесуэлы (у которых отношения с США были заметно накалены) с главой американского внешнеполитического ведомства продемонстрировал не только возможность «потепления» их отношений с США, но и тенденцию к отказу от прежнего противостояния с США времен Уго Чавеса. Периодическая же демонстрация ими прежней «антагонистической» риторики обращена прежде всего «на публику» внутри страны.

Необходимо напомнить, что смена в Каракасе Уго Чавеса на Николаса Мадуро в 2013 г. не привела к улучшению американо-венесуэльских отношений. Напротив, власти Венесуэлы заявляли о продолжении подрывных действий со стороны США.

Однако противодействовать Вашингтону прежними методами, включая поддержку радикальных левых сил в регионе она уже не могла. Заметное снижение нефтяных цен привело к резкому усилению экономического кризиса в Венесуэле, создав перспективы дестабилизации местных революционных режимов. Именно это обстоятельство заставило их быть более сговорчивыми с США.

Почему Вашингтон вернулся на свой заброшенный «южноамериканский огород»

Что же касается причин такой активности Вашингтона, то он при Обаме решил вернуться к решению дел региона, фактически заброшенного при Джордже Буше (мл.). И ради этого он в обмен на отказ левых лидеров от явной подрывной антиамериканской деятельности демонстрирует готовность закрыть глаза на их видимую революционность, прекратив попытки их свержения и даже, возможно, предложив им экономическую и иную помощь.

Во всяком случае, прозвучавшая на фоне открытия американского посольства в Гаване претензия Рауля Кастро на получение от США в качестве возмещения за нанесенный ими ранее Кубе ущерб «миллионов долларов» не выглядит чрезмерной.

Однако замыслы Вашингтона относительно возвращения на свой «задний двор» или «огород», как ранее именовали некоторые представители североамериканской политической элиты Латинскую (Южную) Америку, могут простираться гораздо дальше.

Подобная ситуация создает предпосылки для налаживания между прежними антагонистами реального взаимодействия, а впоследствии даже негласных совместных действий в регионе.

Такое возвращение туда США при видимом сохранении прежних враждебных режимов обусловлено не в последнюю очередь тем, что за время президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы расстановка сил в регионе заметно изменилась. Сюда пришел и достаточно прочно укрепился Китай.

В этой связи необходимо указать на его многомиллиардные вложения в сырьевой сектор местных государств. Дополнительную тревогу у Вашингтона вызывает усиление военно-технического сотрудничества КНР с Аргентиной с Бразилией, особенно перспективы получения на их территории китайских военно-морских баз, что создает угроза американо-британскому доминированию в Атлантике.

Не менее значимым фактором стало и стремление Поднебесной связать разрозненные государства Южной Америки единым транспортным «скелетом» — железнодорожной артерией от Атлантического океана к Тихому. А это уже заметно бы сблизило позиции многих региональных антагонистов вопреки интересам США.

Соответственно, Вашингтон должен воспрепятствовать данным планам. Однако ожидать масштабных интервенций «а-ля Ирак и Гренада» не следует. Напротив, своими «миротворческими» действиями в регионе, направленными на взаимодействие с прежними противниками, Барак Обама демонстрирует возможности добиться поставленных целей несиловыми методами. Это одновременно позволяет ему реабилитироваться за внешнеполитические неудачи, допущенные на других направлениях.

И в этом смысле сохранение левых революционных режимов с проблемными экономиками может отвечать замыслам Вашингтона относительно разобщения южноамериканских стран. При таком положении конфликтность в регионе, препятствующая сближению его государств, будет сохраняться и даже усиливаться.

Бразильский фактор

Тем более, что сама по себе необоливарианская идея была направлена не только против США и их региональных союзников вроде той же Колумбии, но и во многом она использовалась в пику Бразилии, которая при бывшего президенте Лула да Силвадостигла заметных политических и экономических успехов, получила признанное другими державами место в БРИКС и могла реально претендовать на региональное лидерство.

Не случайно, что основные усилия этого государства с ХХ века были направлены на недопущение конфликтов на континенте. В том числе благодаря этому последняя крупная война между странами региона была в 1932 — 35 гг., когда воевали Боливия и Парагвай.

Однако противоречия с перспективами возможного возобновления конфликтов существуют между Колумбией и Венесуэлой, Колумбией и Перу, Перу и Эквадором, Венесуэлой и Гайаной, Боливией и Чили и т. д.

И углубление экономического кризиса отнюдь не способствует их умиротворению. Показательно, что в последние годы боливийские власти высказывают все более заметные претензии на возвращение себе выхода к морю, утраченному в конце XIX века в результате Тихоокеанской войны с Чили. Причем его утрата сыграла не последнюю роль в последующем начале боливийско-парагвайской войны.

В свою очередь, сейчас и другие страны вспоминают старые обиды. Среди них Парагвай, в ходе войны с Аргентиной, Уругваем и Бразилией лишившийся половины своей территории. В частности, сейчас все чаще видные его представители открыто напоминают бразильской стороне об исторической «несправедливости», требуя вернуть «похищенные» церковные ценности и прощения за массовое убийство парагвайских детей в ходе войны 1864 — 70 гг. Парагвая против Аргентины, Бразилии и Уругвая.

С высокой долей вероятности все эти притязания могут быть поддержаны США, заинтересованных в сохранении напряженных отношений в Латинской Америке. Тем более, что в последние годы из Асунсьона приходили противоречивые сообщения относительно истинных параметров американо-парагвайского военного сотрудничества.

В частности, речь шла о подготовке аэродромов страны к приему тяжелых транспортных самолетов С-130 и особенно бомбардировщиков В-52, имеющихся на вооружении лишь у Вашингтона.

Во всяком случае, в стратегическом плане это представляется очень выгодным. Такие базы на территории Парагвая, находящегося между Аргентиной, Боливией и Бразилией, в той или иной мере создававшими неприятности Вашингтону, представляют для них потенциальную угрозу.

Не случайно, что на этом фоне он активизирует свои усилия в отношении последней, пытаясь заставить ее играть по своим правилам. Этому способствуют усилившиеся политико-экономические сложности Бразилии. Наглядным подтверждением этому служат продолжающиеся многомесячные демонстрации, направленные против нынешней главы Бразилии Дилмы Русеф, а также попытки импичмента со стороны парламента, свидетельствующие о ее достаточно шатком положении.

Одновременно США демонстрируют готовность, в том числе усилиями своих европейских и прочих союзников, а также международных организаций, надавить на ее «больные» точки, включая проблемы «легких планеты» — лесов Амазонии и южноамериканских индейцев, среду обитания которых якобы активно уничтожает бразильская сторона.

Соответственно, защита «обиженных» вроде Парагвая также может быть положена в основу сдерживания Бразилии и недопущения укрепления ее регионального влияния. В этом же ключе можно рассматривать и потенциальное возникновение у нее трудностей с современными поборниками боливарианской идеи. По крайней мере, трения с ними, в том числе и с Венесуэлой по различным вопросам уже возникали.

Вашингтона пытается опередить реальных и потенциальных конкурентов

Что же касается конечной цели США, то она может быть достаточно очевидной: не допустить создания здесь «Южноамериканских штатов», которые бы стали реальным конкурентам Североамериканским штатам.

Несмотря на то, что такая перспектива пока просматривается слабо, Вашингтон готов работать на опережение. О том, что эта угроза реальна, свидетельствует ситуация первой половины XIX века, когда данную идею, пусть и в ограниченном виде, пытался реализовать Симон Боливар, один из главных творцов освобождения Южной Америки от испанского колониального господства.

Она провалилась после его смерти (1830 г.). Уже в 1831 г. местная «элита», заинтересованная в самоличном управлении мелкими «банановыми» республиками, развалила «боливарианское наследство».

Ее действия были максимально выгодны США, которым в конце концов удалось навязать им торговлю сырьем и фруктами на своих, фактически кабальных условиях. С этого времени Вашингтон достаточно умело манипулировал новыми государствами, провоцируя между ними войны и периодически свергал неугодных лидеров, что препятствовало созданию условий для воплощения в жизнь идей Симона Боливара.

Учитывая то, что Вашингтон вновь обратил пристальное внимание к региону, можно предположить, что он усилит свои действия в направлении реализации стратегии по искусственному разобщению местных государств и недопущению усиления здесь влияния Китая и Бразилии.

И, наконец, левые режимы региона могут рассматриваться Вашингтоном как орудие для выдавливания отсюда других западных держав. США могут ради этого пустить в ход идею «освобождения от остатков колониализма», направленного против европейских стран, в частности, Франции, контролирующей Гвиану и часть Малого Антильского архипелага, включая Мартинику, а также Голландии, обладающей Арубой, Кюрасао и другими островами. Тем более, что у былого лидера Венесуэлы, Уго Чавеса, наблюдались в этой связи напряженные отношения с Амстердамом.

Судя по тому, что Обаме удается навязать региону диалог в своем формате, США в результате получают возможность приступить к дальнейшей реализации своей стратегии по выстраиванию отношений с его государствами и искусственному поддержанию их нестабильности и междоусобной вражды.


Автор — старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.