Статьи

Что день грядущий нам готовит? Российско-турецкие экономические отношения.

В своей прошлой статье я кратко расписал объем экономических взаимоотношений России и Турции, который теперь, после возмутительной провокации турок с Су-24, который с легкой подачи СМИ теперь всюду называют «Ударом в спину», оказавшихся под угрозой. Само по себе выражение «Удар в спину», на мой взгляд, странное. Ударить в спину может тот, от кого ты не ждешь враждебных действий — друг, союзник. Турки нам не союзники — это определенно. И даже не «нейтральная сторона», ибо член НАТО.

Случившееся всколыхнуло российскую патриотическую общественность. Причем реакции были достаточно радикальные, а любые попытки указывать на то, чем грозит разрыв экономических отношений, воспринимались как «лечь под турок». Мол, «те, кто не согласен с нашим камланием — это торгаши и политические проститутки». При этом, мысль о том, что одной из целей провокации и был, в том числе, разрыв экономических отношений между Турцией и Россией, который неизбежно усугубит, в первую очередь, наши экономические проблемы (которых, «до и больше»), а как следствие — ударит по внутриполитической обстановке, в голову камлающим не приходит. Или они предпочитают этого не замечать.

Второй раз распространяться о том, чем политическая прагматика отличается от политической проституции — смысла нет. Имеющие уши услышали.

А сегодня разрыв экономических отношений с Турцией начал обретать реальные черты.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия отказывается от ряда экономических проектов с Турцией в рамках соглашения о свободной торговле услугами и инвестициями на 2016-2020-й годы. Когда министра спросили про проекты «Турецкого потока» и АЭС «Аккую», как наиболее крупных совместных начинаний, был ответ, что на них также распространяется действие закона «О специальных экономических мерах» (281-ФЗ).

Если с «Турецким потоком», который за последние несколько месяцев не продвинулся ни на йоту, все достаточно определенно — «пациент скорее мертв, чем жив», то вот с проектом АЭС все «не так однозначно». Это самый крупный инвестиционный проект России в Турции, предполагающий сооружение четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Этот объем позволил бы обеспечивать до 17% всего энергопотребления Турции, т.е. на него возлагались большие надежды. Собственником проекта на 51% является Российская сторона. Таким образом, «Аккую» стал бы первым Российским (и, есть мнение, что мировым) проектом по моделии BOO — «»build-own-operate» (строй, владей, эксплуатируй).

И реакция из Кремля оказалось более сдержанной. «Пока не берусь судить об этих перспективах, не могу пока сказать» — ответил журналистам пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков.

Еще более сдержанно отреагировал РосАтом — там просто отказались от комментариев по данному вопросу. И понятно почему: в проект АЭС уже вложены немаленькие средства — около 3 миллиардов долларов или порядка 195 миллиардов рублей по нынешнему курсу. Я предлагаю «сторонникам разрыва», кричащим о том, как гнусно рассуждать о деньгах, когда убиты наши летчики, помозговать на досуге, откуда, по их мнению, РосАтом будет добывать утраченные средства. Так сказать, «Внимание вопрос, уважаемые знатоки!».

Это что касается конкретных, осязаемых затрат, то бишь инвестиций. А есть еще и не совсем осязаемые. Так, заявления Улюкаева уже привели к падению стоимости акций «Аэрофлота» и «Газпрома».

А МинФин только в будущем году вернется к трехлетнему планированию (если вернется), с которого он перешел на однолетнее в текущем году. А значит, ситуация в экономике очень тяжелая.

Если оценки Кремля и РосАтома от возможности прекращения торговых отношений с турками — осторожные (наверное уже «легли!»), то глава МинСельХоза поражает непоследовательностью своих слов. «Россия заменит турецкие продукты российскими в течение недели, заявил глава Минсельхоза Александр Ткачёв. Он выразил надежду, что роста цен и дефицита продуктов в случае введения продэмбарго в отношении Турции в России удастся избежать», — передаёт ТАСС. Не совсем понятно: Россия заменит (то есть он уверен!) или он надеется что дефицита не будет? Если господин Ткачев утверждает, что Россия заменит турецкие продукты российскими в течение недели (что в принципе не возможно, поскольку Турция ввозила к нам преимущественно овощи и фрукты, которые, по меньшей мере нужно взрастить в благоприятных условиях), то речи о надежде избежать дефицита быть не может!

И это не злорадство и не ерничание. Ведь проблемы налицо! И если воинственное чувство всколыхнуло ряды дружно сидящих за компьютерами патриотов, которые вряд ли испытывают сильные экономические трудности, я предлагаю им подумать о каждом пятом русском, живущем за чертой бедности. И коли мы дружно и оправданно радуемся, когда наши госкомпании заключают выгодный контракт и зовем это успехом русской дипломатии, то почему мы утрату этих контрактов точно также должны полагать успехом??? В психологии это зовется «избирательным восприятием».

Может и не стоит кричать о том, как правильно, что мы с турками разошлись, как в море корабли? Воевать вообще не очень «правильно». И никто не призывает «лечь под». Ответ туркам должен быть дан. Но это не должно выглядеть как известный анекдот «Назло теще выколю себе левый глаз — пусть у нее будет кривой зять!».

Ситуация с экономическими трудностями вокруг разрыва с турками — не очень простая. Гнев патриотов праведен и понятен. Но, повторюсь, закрикивать предстоящие, сопряженные с ситуацией, экономические проблемы громкими фразами о «бесценности жизни летчиков» — не правильно, контрпродуктивно. Эта реальность нас все равно настигнет и тогда будет очень неприятно. Поэтому хотелось бы верить, что наши власти смогут пройти по этому лезвию и найти такое решение, которое не окажется ущербным в первую очередь для нашей же страны.

В этой связи можно, например, обратиться к «опыту западных коллег» (который у нас копируется по поводу и без, что теперь было бы уместно) и наложить конкретные, точечные санкции по тем направлениям, где мы можем выйти с минимальными потерями. Или же вообще против конкретных представителей бизнеса или политикума.

А воинам нашим — Царствие Небесное. Они погибли как достойные сыны своего отечества.

Так или иначе, поссорить Россию с Турцией уже удалось. Кто бы не стоял за провокацией. И негативный экономический эффект от этого уже есть. И это — очередной виток экономической войны против нашей державы.

Источник

Фото Cont

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.