shadow

Стратегическая многоходовка: зачем на самом деле Египту «Мистрали»


shadow

Два вертолетоносца типа «Мистраль», построенных Францией по контракту с Россией, будут, вероятнее всего, проданы Египту. Если так случится, то все вздохнут с облегчением. Мы, потому что уже смирились с их несущественной потерей, но получив при этом полную компенсацию за произведенные работы. Франция, потому как соблюла «хорошее выражение лица при плохой игре» и сумела пристроить ставшие никому не нужные корабли. (Потеряв, правда, репутацию надежного партнера на рынке производства вооружений.) Египет, потому как получит два серьезных, пусть и достаточно бесполезных для своего флота плавсредства. Украина удовлетворится по известному принципу — только бы не России.

На самом деле эти, ставшие едва ли не притчей во языцех «Мистрали», для боеспособности российского ВМФ особой погоды бы и не сделали. Как говорится, потеря не велика. Контракт с Францией на их постройку в 2011 году, по словам тогдашнего министра обороны России Анатолия Сердюкова, носил «политический характер». В чем заключалась «стратегическая» задумка главы военного ведомства, доподлинно неизвестно (как и с пробной закупкой итальянских бронеавтомобилей «Ивеко»), но в результате Россия по деньгам оказалась в выигрыше и получила все неустойки. Впрочем, не только из-за курса доллара, а из-за возможности строить свои корабли – именно те, которые необходимы российскому ВМФ.

Исторически сложилось, что авианосные и вертолетоносные корабли у нас не прижились. И если США зациклились именно на авианосных группировках, которые были созданы еще во времена Второй мировой войны на Тихом океане, то Советский Союз, и впоследствии Российская Федерация, ставку сделали на атомный подводный флот и тяжелые ракетные крейсеры. По боевым возможностям одна современная российская АПЛ способна «зачистить» несколько американских морских группировок. Так что не надо «дымить трубами» в Персидском заливе!

У нас из двух существовавших вертолетоносцев – «Москва» и «Ленинград» — не осталось ни одного. Первый был исключен из состава флота в 1996 году, второй – еще раньше, в 1992-м. Авианосцы ждала такая же судьба — «Киев», «Минск», Новороссийск», «Адмирал Горшков», «Варяг» — были проданы. «Ульяновск» — разобран еще на стапелях. Единственный оставшийся в составе ВМФ «Адмирал Кузнецов» требует модернизации.

Это не значит, что на создании авианосцев в России поставлен крест. Наоборот, в планах укрепления флота России помимо прочих перспективных кораблей значатся и авианосцы. Но вот французские «Мистрали» к нам вписываются с трудом. А теперь и вообще не вписываются. Отрезанный ломоть.

Именно за Россией, как за основным заказчиком, и страной, вложившей в строящиеся корабли значительные средства, остается право разрешения на их продажу другой стороне. И в данном случае, при покупке «Мистралей» Египтом, Россия, скорее всего, не будет возражать.

«Россия не против продажи этих вертолетоносцев Египту, — говорит глава комитета Государственной думы по обороне Владимир Комоедов. — Более того, мы сами готовы продать этой стране на выгодных условиях 50 вертолетов Ка-52, в том числе и в корабельной модификации, адаптированных к этому вертолетоносцу. Повода для переживаний из-за откровенного мухлевания Франции с «Мистралями» нет. Их применение в составе российского ВМФ изначально было весьма сомнительно. По крайней мере в Черноморском бассейне, где наш флот сейчас получает более эффективные и надежные боевые корабли и подводные лодки».

У России сейчас нет каких-то принципиальных возражений по поводу наличия кораблей подобного класса у Египта.

«Египет является дружественным для России государством, поэтому в случае, если Париж и Каир действительно достигнут договоренности о приобретении этих кораблей, то у Москвы вряд ли будут какие-то противопоказания против этой сделки», — говорит Владимир Комоедов.

Впрочем, произойдет это только тогда, когда с кораблей будут демонтированы все системы связи и управления российского производства. Если только не будут заключены договоренности с египетской стороной, в том числе и по оснащению «Мистралей» нашими вертолетами.

Но вот вопрос, если Россия вышла из ситуации с отказом Франции поставить «Мистрали» достаточно легко и практически ничего не потеряв, то зачем эти корабли понадобились Египту? Стране, в которой флот стоит далеко не в числе приоритетных. Предполагается, что эти «Мистрали», уже под египетскими флагами, могут быть задействованы в Средиземном и Красном морях. Но Египту не нужны корабли такого класса, предназначенные для высадки морского десанта и поддержки экспедиционных сил. Теоретически вертолетоносцы могут использоваться Каиром для возможной последующей интервенции в соседние Ливию и Йемен. Но это весьма гипотетическая версия. Да и для возможного противостояния с Израилем могли бы потребоваться корабли другого класса.

По мнению экспертов, продажа вертолетоносцев Египту, это скорее пожелание Франции, чем реальное желание Каира. Возможно это связано именно с разрешением России, которая могла бы возразить против иных покупателей. Таких как Китай, Бразилия и государств Юго-Восточной Азии — в первую очередь из-за невозможности дать им в «нагрузку» свои корабельные вертолеты. Но, как утверждают эксперты, Франция продала вертолетоносцы за столь малую цену, от которой не смогла отказаться даже такая не очень богатая страна, как Египет. По принципу: «Пусть будет!».

Египет для нас гораздо предпочтительнее, как страна, приобретающая российское вооружение, которое вряд ли будет использовано против наших стратегическихпартнеров — той же Сирии. Даже несмотря на то, что Египет закупает французские корабли и самолеты. К слову, только в прошлом году Египет приобрел у Франции четыре корвета Gowind, фрегат Freem и 24 истребителя Rafale. При экспортной стоимости Ка-52 в 20 миллионов долларов, общая сумма сделки может достигнуть 1 миллиарда. Даже не получив «Мистрали», необходимость которых для ВМФ всегда была под сомнением,Россия сейчас еще получает возможность заработать.

Источник

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.