В Мире

Сербия и Хорватия остановили грузооборот и вступили в таможенную войну

Хорватия закрыла семь КПП на границе с Сербией, а на последнем разрешила въезд фур со скоропортящимся грузом. Сербия ответила на это запретом на пересечение границы транспорту из Хорватии.

БЕЛГРАД, 24 сен — РИА Новости, Николай Соколов. Сербия в ночь на четверг опустила шлагбаум для товаров и грузового транспорта из Хорватии на всех своих погранпунктах, поскольку в Загребе не захотели открывать свои границы для направляющегося с сербской стороны грузового транспорта.

Глава МВД Сербии Небойша Стефанович, выступая с объявлением по национальному телевидению, признал, что ущерб от этих действий будет нанесен предпринимателям и других стран, но у Белграда нет другого выбора, так как с введением контрмер Сербия защищает свою государственность.

По предварительной реакции из Хорватии, там подготовили симметричный и даже более жесткий ответ вплоть до запрета проезда на свою территорию гражданам с сербскими паспортами. Ранее хорватский премьер Зоран Миланович заявлял, что сербский ультиматум недопустим и что Сербия сама не дает ответов на поставленные вопросы.

Главное требование Хорватии к Сербии — защищать совместную границу от беженцев и перенаправлять этих людей к границам с другими странами.

Конфликт из-за мигрантов

Точкой отсчета нынешнего конфликта между двумя республиками бывшей Югославии, сохраняющими сложные отношения с 1990-х годов, можно считать политические и законодательные решения в соседней Венгрии, где с 15 сентября вступил в силу новый пакет законов, направленных на сокращение потока в страну беженцев. Свою роль сыграла и установка венграми многокилометрового заграждения из колючей проволоки на границе с Сербией.

До этого из Сербии в Венгрию на протяжении многих месяцев шел непрерывный поток беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки, которые транзитом через балканские государства направляются в страны Западной и Северной Европы. Счет этих людей с начала года пошел на сотни тысяч.

После введения Венгрией ограничительных мер поток мигрантов уперся в стену в административном и в буквальном смысле. Венгерские службы, видя у своих КПП тысячи беженцев, закрыли двери и установили кордоны, предложив всем желающим подать запросы на предоставление убежища, но при этом не стали работать с документами быстро. Гнев толпы в связи с таким положением дел на сербско-венгерской границе у крупнейшего КПП «Хоргош» был подавлен венграми слезоточивым газом и водометами.

Самый популярный до 15 сентября проход беженцев в Венгрию — пешком по пересеченной местности — также стал невыносимо опасен. По новому венгерскому законодательству такой незаконный способ входа стал грозить тремя годами тюрьмы (ранее это считалось административным правонарушением). Испортившим колючую проволоку теперь грозит до пяти лет заключения.

Видя все это, беженцы из Сербии вместо Венгрии направились в соседнюю Хорватию, первоначальный план которой по их приему (регистрация прибывающих и их размещение в транзитных центрах) из-за наплыва желающих потерпел крах фактически за один день. Причем действия правительства в Загребе, которое днями ранее рапортовало о готовности к приему мигрантов, вызывали глубокое недоумение не только у соседей, но и у хорватского президента Колинды Грабар-Китарович, которая стала говорить о необходимости укреплять границы армией.

Уже 18 сентября председатель правительства Хорватии Зоран Миланович объявил, что приемные центры переполнены, страна не справляется с нахлынувшим со стороны Сербии потоком, перестает регистрировать беженцев, которых на тот момент прибыло 14 тысяч примерно за два дня, и начинает их переброску к совместной границе с Венгрией. Миланович назвал это планом Б, а наблюдателям осталось удивляться, как так получилось, что власти не справились с количеством прибывших людей, которое эквивалентно числу зрителей на не самом посещаемом концерте.

Закрытие КПП

В день объявления плана Б Хорватия закрыла семь из восьми КПП на границе с Сербией с объяснением, что нужно сократить поток беженцев с сербской территории. Решение всем знакомым с местной топографией сразу показалось сомнительным. Дело в том, что ограды на пограничной линии между Сербией и Хорватией не существует. Поэтому беженцы, как и предполагалось, стали подъезжать на автобусах или такси к границе, за несколько сотен метров до официальных КПП сворачивать с асфальта в поля и пешком по равнинной местности переходить на хорватскую территорию.

Статистика в последующие дни также показала малую эффективность ограничительных мер — счет новоприбывших в Хорватию мигрантов, по данным местного МВД, до сих пор стабильно составляет по несколько тысяч человек ежедневно. В основном речь идет о гражданах Сирии, Афганистана и Ирака.

В этой связи хорватские власти пожелали еще более ограничить пропускной режим с Сербией. С 21 сентября Хорватия перестала впускать весь грузовой транспорт с сербской стороны через последний работавший на тот момент КПП «Баяково — Батровци» на скоростной магистрали Е70 — центральной транспортной артерии между двумя странами, которой пользуются перевозчики всего региона. При этом движение грузопотока из Хорватии в сторону Сербии продолжало осуществляться без помех.

После этого водители большегрузных автомобилей из тех, кто имел нужные документы, стали объезжать проблемную зону через территории соседних Венгрии и Боснии и Герцеговины. Остальные остались ждать в очереди у хорватской границы, которая в итоге растянулась с сербской стороны на 13 километров.

Хорватия также объяснила этот шаг необходимостью защиты от наплыва мигрантов. Зоран Миланович позже объяснил, что откроет движение, если Сербия перестанет доставлять к ее границам автобусы беженцев, а будет их подвозить равномерно и к границам соседних государств — Венгрии и Румынии.

Гнев Сербии

Введенные ограничения на грузоперевозки вызвали гневную реакцию в Сербии, которая пожаловалась на действия Загреба в Евросоюз. Премьер-министр Александр Вучич назвал это «скандалом невиданных размеров», а про объяснение причин закрытия КПП для транзита грузов сказал, что они относятся «к зоне сумрака».

В определенный момент показалось, что обострения кризиса удастся избежать — 22 сентября в часы, когда сербские власти обсуждали контрмеры в отношении соседей, Хорватия открыла КПП «Баяково — Батровци», но в целях пропуска скоропортящихся и опасных грузов. Однако практически сразу здесь взбунтовались дальнобойщики, некоторые из которых к тому моменту ждали очереди на проезд по четыре дня. В знак протеста против такого неравноправия они перекрыли своими фурами межграничную зону, закрыв движение и для легковых автомобилей.

Также 22 сентября сербский премьер Вучич заявил, что оставляет на урегулирование конфликта с Хорватией 30 часов (которые истекли в ночь на четверг), в противном случае Сербия применяет контрмеры.
Двадцать третьего сентября во второй половине дня после переговоров с представителями сербского МВД смягчили свою позицию дальнобойщики, которые разблокировали дорогу на границе. Но ситуация с грузопотоком в сторону Хорватии стала еще более запутанной — несмотря на формальное разрешение для въезда транспорта со скоропортящимися или опасными грузами, работавшие у КПП представители СМИ засвидетельствовали, что хорватские таможенники за несколько часов не приняли ни один грузовик.
За все эти дни потери от перебоев в работе КПП для каждой из стран стали оцениваться миллионами евро, не считая убытков владельцев грузов и транспортных компаний.

Взаимные обвинения

Все эти дни из Белграда и Загреба слышались упреки оппонентов в нежелании идти на уступки. По поводу сербских требований открыть границу глава МВД Хорватии Ранко Остоич сообщил, что это будет сделано после того, как Сербия перестанет направлять колонны беженцев к хорватской границе.

Министр торговли Сербии Расим Ляич в одном из своих последних выступлений в СМИ заявил, что беженцы идут туда, куда они сами хотят, и что эти люди не хотят задерживаться ни в Сербии, ни в Хорватии, а используют эти страны исключительно как транзитные территории.

Хорватский премьер Миланович заявил, что все шаги он предпринимает в консультации с Австрией и Германией, которых назвал «самыми могущественными государствами в Европе». Он упрекнул Сербию в том, что там процветает бизнес частных перевозчиков, зарабатывающих деньги на транспортировке беженцев к хорватской границе. «Они ставят ультиматумы? Да я только и жду полночи. Меня очень интересует, что содержит этот ультиматум Вучича», — заявлял он в среду.

Отсутствие компромисса привело к тому, что в ночь на четверг Сербия ввела эмбарго на ввоз и транзит по своей территории хорватских товаров любым видом транспорта — грузовиками, поездами и судами. Также Сербия приняла решение не впускать грузовики, поезда и суда, зарегистрированные в Хорватии. Провоз хорватских грузов на транспортных средствах, зарегистрированных в Сербии или третьей стране, также невозможен.

Глава МВД Сербии Небойша Стефанович подчеркнул, что запретные меры вступают в силу не только на сербско-хорватской границе, но и на всех границах Сербии. Белград готов снять запрет практически сразу, если Хорватия откроет границу со своей стороны.

Тем временем первыми жертвами таможенной войны стали водители большегрузных автомобилей, не имеющие никакой связи с мигрантами с Ближнего Востока. Из-за длительного простоя на дороге им стало не хватать продуктов и воды. Судя по сообщениям с мест, многие из них начали принимать помощь в виде продовольствия от Красного Креста и активистов Авто-мото союза Сербии.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.