shadow

Резолюция невыполнима

В бюджете-2016 не хватает 827,1 млрд рублей на реализацию поручений президента РФ


shadow

22 сентября Минфин представил президенту Владимиру Путину последние бюджетные корректировки. Вопрос номер один повестки дня — стратегия расходования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2016-м году. Второй вопрос — финансирование указов, поручений и указаний самого Владимира Путина. Как утверждает «Коммерсант», в материалах к совещанию Минфин привел таблицу такого рода указаний главы государства, которые сейчас не учтены в бюджетных проектировках. Для них нужны дополнительные источники доходов, или же от «расходов по резолюциям» следует в 2016-м году отказаться.

Поясним: президент практически еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента также являются обязательными к исполнению. Так, в числе самых дорогостоящих майских указов 2012 года было предложение установить денежное довольствие военнослужащим не ниже ведущих отраслей экономики. Еще летом 2015 года предполагалось, что на эти цели бюджет в 2016 году потратит 406 млрд рублей, однако в сентябре 2015 года стало понятно, что на исполнение этого пункта требуется еще 82,8 млрд рублей.

В целом Минфин подсчитал: десятки поручений и резолюций президента требуют 893 млрд рублей в 2016 году и чуть большие суммы — в 2017—2018 годах. Между тем, в бюджете-2016 финансовое ведомство готово учесть резолюции президента только на сумму 65,9 млрд рублей, в 2017-м — на 60 млрд рублей, в 2018-м — на 55,4 млрд рублей.

Самые дорогостоящие учтенные поручения — 37,1 млрд рублей в 2016 году на срочное решение проблем с пригородными электричками, 12 млрд рублей на госдотации автосборки во Владивостоке и 4,2 млрд рублей на подготовку проведения в 2019 году Универсиады в Красноярске.

Надо сказать, что в благополучные 2007−2013 годы любая позитивная резолюция Владимира Путина на документе — «прошу поддержать», «прошу проработать», «прошу рассмотреть» — трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы. Теперь — в условиях сверхжесткой бюджетной ситуации — президенту предстоит определиться с приоритетностью поручений 2014−2015 годов, или сокращать какие-либо бюджетные расходы взамен.

Каким будет бюджет-2016, почему его параметры так принципиальны для власти?

— Сейчас наступает момент истины для власти, и связан он с принятием бюджета-2016, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Власть в России, на мой взгляд, не вполне готова к структурным реформам, которые бы могли обеспечить устойчивый рост в среднесрочной перспективе. Тем не менее, намерение двигаться в этом направлении у нее не отнять.

Бюджет 2016 года принципиально важен. Он может послужить ключом к снятию структурных ограничений, что приведет к росту экономики. И надо понимать: спрятать голову в песок не получится. Условия в мировой экономике — даже помимо антироссийских санкций — очень жесткие, и улучшаться в ближайшее время не будут. Прогнозы аналитических центров говорят о том, что цены на нефть в 2016-м году, возможно, опустятся до 30 долларов за баррель. Для России это серьезный вызов, поскольку более 50% бюджета приходится на углеводородную составляющую.

 — Что будет, если правительство отложит структурные реформы?

— Экономика РФ в будущем году гарантированно окажется в состоянии вялого спада. А в 2017-м, и в последующие пять-семь лет, она будет демонстрировать рост не выше 2% ВВП. Для экономики России это означает ощутимое снижение ее доли в глобальном хозяйстве. Сейчас мы находимся на 6−8 месте — смотря как считать — в глобальном экономическом «табеле о рангах». Но после пребывания в течение пяти лет на отметке роста 2% ВВП мы из десятки ведущих экономик мира гарантированно выйдем: остальные страны «десятки» будут развиваться темпом свыше 3% ВВП.

 — Какие принципиальные «развилки» бюджета-2016?

— Главная «развилка» — в 2016 году, я считаю, необходимо начинать структурный маневр в расходах. Их, прежде всего, необходимо в целом сократить на 5−7% в реальном выражении. При этом расходы необходимо еще и правильно перераспределить. У нас, как известно, имеются «священные коровы» — расходы на оборону, социальную политику, правоохранительную деятельность, ряд субсидий экономике. Мне думается, эти четыре статьи нужно уже в 2016 году начинать сокращать.

Я считаю, необходимо снизить затраты на эти статьи на 3% ВВП в год, и вложить сэкономленные деньги в сферы, которые принципиально важны для будущей конкурентоспособной российской экономики. Это, прежде всего, уже начатые инфраструктурные проекты, без которых мы не можем развернуться на Восток и эффективно развивать транспортно-логистическую составляющую. Плюс необходимо вложить деньги в человеческий капитал — в образование и здравоохранение. Надо понимать, что уже через 10−15 лет главным ресурсом экономики станет как раз качество ее человеческого капитала.

Если осенью 2015 года мы начнем маневр с перераспределением расходов — у российской экономики есть шансы подняться. Если же нет… Правда заключается в том, что государство набрало обязательств — социальных, оборонных — для исполнения которых в полном объеме нужны темпы роста 4−4,5% ВВП в год. При темпах роста в 2% ВВП эти обязательства останутся невыполненными.

Имеются в проектировках бюджета-2016 и дополнительные «развилки». Например, нужно определиться, что делать с тарифами инфраструктурных монополий. По идее, эти тарифы следовало бы заморозить на весь 2016 год, или хотя бы ограничить их рост величиной официальной инфляции.

Еще «развилка» — как быть с индексацией пенсий и социальных пособий. Минфин предлагает проиндексировать эти выплаты всего на 4−5%, то есть ниже уровня инфляции. Да, это решение тяжелое, оно сопряжено с ухудшением жизненного уровня огромного количества людей. С другой стороны — это еще и вопрос выживания российской экономики.

 — Означает ли сказанное, что в 2016 году необходимо заморозить и неисполнимые поручения и указы президента?

— Нужно посмотреть, прежде всего, по какой причине эти поручения не были исполнены. Если причина в отсутствии источников финансирования, об этом нужно честно сказать. Я вообще считаю, что решения по сокращению расходов должны быть максимально публичными.

Не надо стесняться, что какие-то поручения не исполнены — допустим, из-за падения цен на нефть. Величие политика — прежде всего, в правде, которую он транслирует своему народу и избирателю. Страна истосковалась по такому откровенному разговору и, думаю, его оценит. И не стоит забывать: ситуация действительно жесткая, но имеет неплохие шансы для рациональных решений…

— Прежде чем что-то решать в такой ситуации, нужно семь раз отмерить, — уверенполитолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Понятно, что у Минфина есть свои резоны, а у президента — свои. Но, как мне кажется, оптимизация расходов все же затронет и поручения главы государства.

Жить надо по средствам. Надо либо искать дополнительные возможности для наполнения бюджета, либо секвестировать расходы. Но прежде чем урезать расходы, нужно определиться с приоритетами. Например, ответить на вопросы: сокращать ли расходы на «оборонку», в целом на силовой блок?

Собственно, решение по бюджету-2016 даст ответ, как выстроены наши приоритеты в условиях, когда нефть дорожать не собирается. Регионы уже сегодня сталкиваются с огромными трудностями по исполнению «майских указов» Владимира Путина. Некоторые из регионов даже берут кредиты в банках на повышение зарплат бюджетникам. Это не вполне нормальная ситуация, особенно с учетом нынешних реалий в экономике.

 — Насколько велики негативные политические последствия того, что поручения президента не исполняются?

— Рейтинг Путина абсолютно железобетонный. А поскольку вся система российской власти живет под «зонтиком» президентского рейтинга, больших проблем из-за недофинансирования президентских поручений не возникнет. Я не исключаю, что те или иные проекты и программы, получившие одобрение президента, но так и не исполненные, просто тихо свернут.

Думаю, правительство еще приложит усилия, чтобы «закрыть» хотя бы некоторые из «горящих» президентских поручений. Тем более, что некоторые резервы для такого экстренного финансирования, по-видимому, имеются. Достаточно вспомнить, что в Москве по третьему кругу меняют тротуарную плитку. Или заглянуть в астрономические сметы некоторых объектов, которые мы собираемся строить или реконструировать к Чемпионату мира по футболу-2018…

Источник

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. Павел Ларионов    

    Статья из серии «погодаем на кофейной гуще»

    Рейтинг: 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.