В Мире

Порошенко призывает отнять у России право вето

Глава Украины готовит международно-правовую почву для торпедирования Минских соглашений.

В интервью американским СМИ Пётр Порошенко выступил за лишение России права вето в Совбезе ООН по конфликтам, в которых она является участником. В одном из них, по мнению Киева, Россия активно участвует. Учитывая лёгкость, с которой западные политики жонглируют голословными обвинениями в адрес нашей страны, право вето в этой глобальной организации, отвечающей за поддержание мира и безопасности на планете, остаётся чуть не единственным легальным сдерживающим механизмом, остающимся в распоряжении у Москвы.

Лишив российскую дипломатию этого инструмента, Москву можно будет на вполне законных основаниях (учитывая доминирование в Совбезе ООН союзников США и вечно воздерживающегося от голосования Китая) обвинить в тотальной агрессивности. Поскольку, если верить спикерам Госдепа США, Кремль (в отличие от Белого дома, разумеется) имеет непосредственное отношение ко всем конфликтам на Земле. Включая, естественно, события на Украине. При такой постановке вопроса «рукой подать» и до полного исключения России из института, учрежденного державами-победительницами во Второй мировой войне.

Напомним, вопреки пунктам договорённостей, достигнутым в Минске, власти «незалежной» отказываются согласовать с властями ДНР и ЛНР сроки проведения местных выборов в Донбассе. Что само по себе можно характеризовать как прямое нарушение Минских принципов.

Сам Киев назначил выборы в местные органы власти на 25 октября. В свою очередь, власти ЛНР назначили местные выборы на 1 ноября, а в ДНР они должны пройти 18 октября. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Донецк и Луганск должны отказаться от общенародного плебисцита, проведение которого, по его словам, возможно только по украинским законам. О каких законах идёт речь, не понятно. Напомним, в принятом Радой и вступившем в силу законе о местных выборах «прямо запрещено проводить голосование 25 октября на территориях, контролируемых ополчением».

Несмотря на абсурдность аргументации киевской стороны — «вы должны провести выборы 25 октября, но мы вам это запрещаем», США и ЕС уже пригрозили Москве ужесточением санкций в случае, если в Донецке и Луганске откажутся от модальности выборов, продиктованной абсурдной логикой депутатов Рады.

В свою очередь, представители донецких республик сообщают о том, какие именно «персональные санкции» в отношении республик готовят киевские силовики. Последние, в частности, усиливают позиции близ линии соприкосновения бронетехникой. По словам заместителя командира батальона бригады «Призрак» Народной милиции ЛНР Михаила Писарева, ни о каком отводе вооружений от линии фронта со стороны ВСУ в такой ситуации речи не идёт. «Дополнительно накопали капониров (сооружения для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям — прим. ред.), и эти все капониры заполнили техникой, в основном это БМП, есть капониры и в лесопосадке, где два танка стоят», — уточнил Писарев.

Можно предположить, что созданная Киевом патовая ситуация, связанная с реализацией Минских соглашений, будет разрешаться украинскими политиками в привычном военном ключе. Главный вопрос в этой ситуации, как отреагирует Россия. А именно, удастся ли киевским протеже Вашингтона вовлечь её в открытое силовое противостояние в случае окончательного срыва Минских соглашений и возобновления боевых действий против ДНР и ЛНР.

Порошенко и его западные покровители могут осуществить задуманное только в случае признания России стороной конфликта, указывает доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.

— Причем это должно быть не голословное обвинение, а решение Совбеза ООН. Таким образом, это, скорее, элемент давления на Москву в ситуации, когда минские соглашения находятся в подвисшем состоянии. Потому что высока вероятность того, что местные выборы в ДНР и ЛНР в том виде, в котором их навязывает Киев, не состоятся.

Учитывая многочисленные нарушения буквы и духа «Минска-2» со стороны Киева, если они будут проведены, Запад обвинит в их срыве Россию. Потому что в тексте соглашений записано, что местные выборы в республиках Донбасса нужно проводить по украинскому законодательству. При этом никакого согласования модальности их проведения между сторонами не было. А выборы по законам ДНР и ЛНР Западом будут признаны недействительными. Западные политики уже делают заявления, что если голосование состоится, то санкции против России будут ужесточены.

 — Кадровая рокировка на уровне руководства парламента ДНР как-то связана с желанием Москвы сгладить ситуацию?

— Фактически это означает усиление позиции «партии мира» в республике. И, можно предположить, это решение было поддержано российской властью. Причем, насколько я понимаю, позиции «партии мира» усиливаются и в самой Москве. По сути, Народный совет ДНР возглавил политик, который выступает сторонником сохранения имущества Рината Ахметова. Поскольку это вариант, который способствует реализации более мягкого автономистского сценария.

Кстати говоря, не случайно эти события совпали с заявлением представителя ЛНРДейнего. Последний высказался в компромиссном ключе. Дескать, власти республики не против передать под контроль Киева границы между донбасской республикой и Россией, но назначение украинских силовиков необходимо будет согласовывать с руководством ЛНР. Как вы понимаете, это означает некоторое отступление от прежних, более жестких позиций.

— Многие сторонники классической идеи Новороссии считают это подготовкой к т.н. «сливу» этого проекта. Или он просто переформатируется?

— На самом деле всё это игра словами — важно, какие пункты минских соглашений реально удастся отстоять. Россия должна иметь гарантии, что Запад «ослабит хватку». Хотя, на мой взгляд, никто не может дать нам такой гарантии. Можно вспомнить историю Сербской Краины в Хорватии, которой тоже изначально была предоставлена автономия. Но в августе 1995 года армия Хорватии и 5-й корпус армии Боснии и Герцеговины провели силовую операцию «Буря», после чего республика прекратила своё существование.

 — Порошенко сделал неожиданное заявление о том, что Украина не готова ко вступлению в НАТО.

— Предполагается, что Украина будет иметь нейтральный статус. При этом мы знаем, что многие страны, не будучи официальными членами НАТО (например, Грузия), декларируют о своей готовности размещать на своей территории военные базы Альянса.

Впрочем, и России помимо сил в ДНР и ЛНР придётся работать с теми, кто официально находится в украинском политическом поле. С тем же «Оппозиционным блоком» и даже откровенно прозападно настроенными политиками. Придётся работать через них и разного рода дипломатические каналы.

Что же касается автономии, то последние события в ДНР и ЛНР демонстрируют желание части политических элит РФ «засунуть это обратно». Проблема в том, что Киев и Запад, почувствовав слабину с нашей стороны, будут действовать в ещё более экспансивной манере. В этом плане многое будет зависеть от внутриполитической ситуации в России. А также от того, как Москва будет договариваться с Вашингтоном по другим вопросам.

 — Пока наши «партнёры» не демонстрируют конструктивного подхода. Тот же Госсекретарь США Керри заявил, что усиление военных позиций РФ в Сирии может привести к угрозе конфронтации с коалицией, которая борется с ИГ*.

— Это лишний раз подтверждает мои слова. Разумеется, для США наше право вето в Совбезе ООН — это «кость в горле», от которой они уже давно мечтают избавиться. Поэтому пока у меня нет уверенности, что смягчение позиции Москвы по украинскому конфликту не приведёт к окончательной сдаче республик Донбасса.

Политолог Павел Святенков согласен, что непосредственной опасности потерять право вето России в Совбезе ООН нет.

— Зато есть опасность того, что принято называть «сливом» Донецка и Луганска. Насколько мне известно, Россия начала строительство стены на границах с непризнанными республиками. И недавние кадровые перестановки в руководствах ДНР и ЛНР говорят о том, что сдача возможна. Потому что убирают как раз сторонников жесткой линии по отношению к Киеву.

Насчет лишения РФ права вето в Совбезе ООН, повторюсь, это, скорее, риторика. Поскольку изменения в её уставе возможны с согласия этого органа. Точнее, изменения в основополагающем документе этой организации должны быть ратифицированы двумя третями её членов, включая пять постоянных членов Совбеза. То есть, фактически у Москвы есть право вето на внесение изменений в устав ООН.

Кроме того, Запад, наверняка, помнит об опыте Лиги Наций, которая имела обыкновение исключать из своего состава те или иные государства. Это закончилось тем, что указанная организация утратила какое бы то ни было влияние. Когда выяснилось, что ключевые, да и просто значимые страны в неё попросту не входят (США, СССР, Германия, Япония, Италия, Румыния, Бразилия, Венгрия). В результате Лига Наций просто перестала быть эффективной площадкой для переговоров и балансирования интересов крупнейших игроков.

 — США и их союзники часто предпочитают действовать не по уставу, а валюнтаристким путём…

— Допустим, они объявят Россию агрессором и лишат её права вето. А Китай тогда тоже можно будет исключить при каких-то выгодных Западу обстоятельствах.

 — В последние годы всё активнее муссируется тема реформирования ООН за счёт увеличения количества постоянных членов Совбеза. Заинтересована ли в этом Россия?

— На абстрактно-формальном уровне Москва это поддерживает. Понимая при этом, что на расширение Совбеза ООН сейчас не пойдут. Просто потому, что слишком много претендентов. Во-первых, это две великие державы (Германия и Япония), которые проиграли во Второй мировой войне. Сегодня они представляют серьёзную экономическую силу. Кроме того, с точки зрения численности населения, в числе постоянных членов Совбеза должна быть Индия. При этом нельзя «обидеть» и Латинскую Америку. Объективно по потенциалу это должна быть Бразилия. Но здесь говорят по-португальски, а в Латинской Америке преимущественно говорят на испанском языке. Тогда США будут лоббировать включение Мексики.

Затем возникает вопрос о непредставленности стран исламского мира (допустим, это будет Саудовская Аравия или Египет). А что делать с Африкой? Давайте дадим место и право вето в Совбезе ООН ЮАР или Нигерии. В конечном счете, произойдёт раздувание Совбеза ООН вдвое-втрое. И у каждого государства будет право вето. Это будет абсолютно неработоспособный организм.

— А если отменить право вето и принимать решения квалифицированным большинством?

— Тогда это будет невыгодно великим державам. Причем, необязательно России. Например, в Генассамблее ООН резолюции, осуждающие союзника США в лице Израиля, проходят подавляющим большинством голосов.

— Возвращаясь к украинской проблематике…

— Вопрос, будут ли самостоятельно проведены выборы в ДНР и ЛНР. Если да, то это означает игру в долгую. Начнём с того, каким образом можно провести выборы по украинскому законодательству. Ведь Минские соглашения предусматривают специальное местное самоуправление. В противном случае к участию в выборах надо допустить нынешние украинские партии, киевских кандидатов, символику. Но тогда это означает отказ от самого существования двух республик, которые претендуют на автономный статус.

Насчёт силового обострения, всё будет зависеть от указаний, которые Порошенко получит от американцев. А также от позиции Франции и Германии, которые в этом не заинтересованы.


* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

Источник

Фото: Zuma/ ТАСС

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.