Статьи

Темная сторона миротворцев ООН

За миротворческими усилиями Организации Объединенных Наций уже давно скрывается темная сторона: целый ряд случаев сексуальной эксплуатации и злоупотреблений в отношении гражданских лиц со стороны личного состава ООН. В то время как ООН на словах обещала положить конец такого рода сексуальному насилию, недавно опубликованный внутренний обзор демонстрирует по-прежнему вызывающие тревогу масштабы этих преступлений — и неспособность международного сообщества привлечь виновных к ответственности.

После нескольких лет бездействия и невыполненных обещаний, тем не менее, несколько факторов сегодня намечают перспективные пути, дающие политической среде импульс для прогресса. Вопрос только, как далеко сможет пойти этот прогресс.

Сексуальное насилие со стороны миротворцев на настоящий момент стало волнующе знакомым явлением. Первые сообщения о таких преступлениях относятся уже к 1990-м годам, к миссиям ООН в Мозамбике, Боснии, Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. Злоупотребления включали в себя весь спектр преступлений: от секс-торговли до проституции в обмен на деньги, еду или медикаменты.

После неоднократных призывов, в 2003 году в специальном официальном сообщении Генерального секретаря ООН осудила эти нарушения, а в 2005 году установила политику «нулевой терпимости». В действительности же бизнес, как обычно, продолжается.

Эксперты находят этим непрекращающимся злоупотреблениям различные объяснения, начиная с бесправия доведенных до нищеты гражданских лиц перед лицом облеченных властью миротворцев и заканчивая отсутствием должного обучения и воспитания принципам ООН в странах, предоставляющих свои войска. Однако через все случаи жестокого обращения проходит общая нить: благодаря структуре миротворческой системы ООН ее участники пользуются ошеломляющим уровнем безнаказанности.

По большому счету, богатые государства участвуют в миротворческих операциях, внося средства, а бедные государства — предоставляя свои войска. Миротворческие миссии ООН достигли исторических показателей развертывания, имея в своем распоряжении 106 тысяч военных и полицейских подразделений (по сравнению с 34 тысячами в 2000 году) и 19 тысяч гражданских сотрудников, участвующих в 16 операциях под командованием ООН по всему миру. Более того, современные миссии длятся почти в три раза дольше, чем их предшественники, и ООН также оказывает материально-техническую поддержку более чем 20 тысячам сотрудников Африканского союза.

Высокий спрос на миротворцев ООН означает, что Департаменту операций по поддержанию мира (ДОПМ) постоянно приходится собирать не только средства, но и личный состав, чтобы заполнить штатные вакансии миротворцев.

Предпринимаемые сегодня ООН меры идут далеко вперед, чтобы и дальше поощрять страны на отправку людей — что оборачивается катастрофическими последствиями для надзора и подотчетности. В настоящее время, соглашения между ДОПМ, странами, предоставляющими свои войска, и принимающими странами определяют юрисдикцию для расследования любого предполагаемого нарушения исключительно для страны, предоставляющей войска. Любое дисциплинарное действие со стороны государства, направившего войска, однако, остается сугубо добровольным.

Эта политика явным образом содержит в себе два четких посыла: суверенитет стран, предоставляющих войска, будет находиться под защитой, а ООН на руку дальнейшее поступление войск, а не их возвращение домой.

Как следствие, учитывая желание ООН не наступить никому на пятки, внутренние усилия по реформированию ООН на сегодняшний день оказываются малорезультативными в отношении прекращения сексуального насилия миротворцев. Управление международных услуг по надзору ООН в своем майском докладе зарегистрировало 480 обвинений в злоупотреблениях в период между 2008 и 2013 годом. (Учитывая неполное освещение сведений о такого рода преступлениях, число жертв, скорее всего, намного выше).

В то время как ни одна миссия ООН не избежала расследований, в отчете наиболее вопиющими были признаны четыре миссии: в Гаити, Демократической Республике Конго, Либерии и Судане / Южном Судане. Кроме того, в докладе прозвучал намек на тревожную тенденцию: в 36 процентах случаев предполагаемыми жертвами были несовершеннолетние.

Этот отчет, наряду с недавно просочившимися обвинениями против французских войск в Центральноафриканской Республике и еще рядом обвинений в жестоком обращении со стороны миротворческих контингентов ООН из Чада и Экваториальной Гвинеи, наводит на мысль о том, как мало было сделано, чтобы обуздать сексуальное насилие в операциях ООН за ту четверть века, что прошла после того, как о нем впервые стало известно.

Между тем, наконец-то на горизонте замаячили реальные действия. В июне Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о создании внешней независимой группы экспертов, где сопредседателями выступят Мари Дешам (Marie Deschamps, Канада), Хасан Джеллоу (Hassan Jallow, Гамбия) и Ясмин Соока (Yasmin Sooka, Южная Африка). Они займутся изучением того, как ООН обрабатывает обвинения в сексуальной эксплуатации и жестоком обращении. Подобный надзор ООН вводит в действие впервые.

В течение 10 недель экспертная группа обнародует свои выводы, которые будут впоследствии использоваться «так, как Генеральный секретарь сочтет нужным в интересах Организации Объединенных Наций».

Между тем, президент Обама планирует провести саммит по поддержанию мира в конце сентября, на неделе созыва Генеральной Ассамблеи ООН. После рассмотрения призывов государств заполнить пробелы в действующих миссиях и планирования будущих операций президент может использовать эту платформу, чтобы выделить вопиющую проблему сексуального насилия в миссиях ООН. Наконец, в октябре, Организация Объединенных Наций планирует на высшем уровне пересмотреть Резолюцию 1325 (2000) Совета Безопасности, призывая миротворческие миссии ООН проявлять большую деликатность в гендерных аспектах и положить конец безнаказанности за гендерные преступления.

Параллельно с этими многосторонними усилиями, некоторые государства, обеспечивающие ООН воинскими контингентами, начинают бороться с безнаказанностью самостоятельно, серьезно рассматривая обвинения против своих граждан и публично объясняя подробности своих дисциплинарных мер. Так, недавно на первые полосы индийских газет попало сообщение о наказании нескольких членов контингента, обвиняемых в сексуальных злоупотреблениях в ДРК, а Франция объявила, что примет правовые меры в отношении своих солдат, обвиняемых в изнасиловании детей в Центральной Африканской Республике в 2014 году.

Еще одним перспективным направлением стал рост активности субъектов гражданского общества. До недавнего времени правозащитное сообщество сосредотачивало свои усилия на более широкой категории сексуального насилия в условиях конфликта, что порой отвлекало их внимание от конкретной проблемы злоупотреблений со стороны миротворцев.

Эта ситуация поменялась. В мае Code Blue стала первой пропагандистской кампанией, сосредоточенной именно на сексуальной эксплуатации со стороны личного состава миротворцев. Группа раскрыла информацию из внутренних отчетов ООН, оказывая очередное давление на ООН, предоставляющие свои войска государства и основные источники финансирования миротворческих операций, в том числе и на Соединенные Штаты.

Совсем недавно, в июле, заместитель верховного комиссара ООН по правам человека, Флавия Пансиери (Flavia Pansieri), подала в отставку после просочившихся благодаря Code Blue отчетов, свидетельствующих о том, что она оказалась не в состоянии предпринять соответствующие действия после получения информации об обвинениях в адрес французских солдат в Центральноафриканской Республике.

Это беспрецедентное стечение факторов, в том числе внимание на самом высшем уровне со стороны ООН, национальных правительств, средств массовой информации и правозащитных организаций дает надежду на то, что реальные реформы могут быть уже не за горами. Но это отнюдь не гарантировано. Это внимание открывает возможности для действий против сексуального насилия со стороны миротворцев, но окно это не останется открытым слишком долго, так как интересы неизбежно смещаются к другим международным кризисам и скандалам.

Кроме того, это небольшое окно возможностей может быть открыто не для всех потенциальных реформ. Настоящий прогресс в этом вопросе повлечет за собой большую прозрачность и сотрудничество со стороны стран, предоставляющих войска; последовательный процесс рассмотрения обвинений и определения наказания; и некоторые формы взаимодействия ООН с государствами, которые отказываются подчиниться. Но пока для борьбы с высоким спросом на войска и низкими ресурсами делается слишком мало, в ближайшее время мы вряд ли станем свидетелями этих крупномасштабных реформ.

Опасность состоит в том, что государства-члены ООН и сама ООН продолжат принимать косметические меры, такие как не имеющая обязательной силы резолюция Генеральной Ассамблеи, осуждающая сексуальное насилие со стороны миротворцев и направляющая тех, кто предоставляет войска, и командиров миссии предпринимать шаги, в том числе нацеленные на улучшение подготовки перед развертыванием войск и мониторинг миссии, чтобы сократить случаи таких злоупотреблений. Еще один риск заключается в том, что ООН будет приветствовать доклад как переломный момент, только чтобы позволить рекомендациям заблудиться в дебрях бюрократии.

Хотя продвижение норм имеет важное значение, подотчетность и последствия играют еще более существенную роль. ООН должна создать механизм для привлечения к ответу войск и гражданского персонала за сексуальные преступления, совершенные в ходе миротворческих операций, так чтобы те не могли оказаться под защитой национального суверенитета.

Истинные изменения потребуют трех ингредиентов: больше прозрачности, щедрое финансирование и политическое давление на высшем уровне.

Во-первых, ООН должна улучшить механизмы, позволяющие жертвам сообщать о жестоком обращении и предписать новые требования к отчетности для стран, предоставляющих войска. Миссии должны подробно и публично раскрывать число жертв и преступников, с разбивкой по национальности, и в результате обоснованных обвинений предпринимать дисциплинарные меры.

Большая прозрачность обнажит масштабы проблемы и поможет правозащитным группам призывать к ответственности страны, предоставляющие свои войска, путем озвучивания конкретных имен и порицания правительств, которые делают своим солдатам поблажки, когда дело доходит до совершения сексуального насилия.

Во-вторых, богатые страны-доноры должны оказывать правовую, техническую и другую помощь, чтобы помочь преследующим благие намерения правительствам, готовым привлекать свои войска к ответственности, но страдающим от нехватки финансовых и других возможностей.

Наконец, Соединенные Штаты должны взять в этом вопросе инициативу в свои руки. Президент Обама должен использовать специальную сессию ООН по миротворческим операциям в сентябре этого года, чтобы поместить в центр внимания проблему сексуального насилия со стороны миротворцев, и его администрация в последующие месяцы должна оказывать соответствующее давление, чтобы убедиться, что красивые слова ООН претворятся в жизнь.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.