В Мире

Новости в Мире 16 июля 2015

Обзор последних новостей в мире: США, Ливия, Иран, КНДР, Сирия, Греция, Йемен — сегодня 16 июля 2015.

Оглавление:

 

Парламент Греции одобрил закон о новых мерах жёсткой экономии в обмен на помощь кредиторов

фото: © Reuters
фото: © Reuters

Греческие парламентарии приняли закон о реформах, включающих меры жёсткой экономии. Этот закон был согласован как предварительное условие, чтобы начать переговоры между Афинами и странами еврозоны о третьей кредитной программе для спасения экономики страны. Объём помощи кредиторов превысит €80 млрд. Обсуждение резонансного закона проходило на фоне массовых беспорядков в Афинах.

Парламент Греции по итогам ночного обсуждения одобрил закон «Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским механизмом поддержки (ESM)», который позволит стране получить от европейских кредиторов очередной пакет помощи в размере €80 млрд, передаёт AFP. С другой стороны, документ предполагает согласованные с лидерами еврозоны реформы, которые, в свою очередь, сулят Греции очередные меры жёсткой экономии.

10 июля Афины передали Еврогруппе предложения по программе реформ, на которые правительство Греции готово пойти в обмен на пакет финансовой помощи. В стране будет повышен корпоративный налог до 28% и отменены налоговые льготы для некоторых островов.

Кроме того, пенсионный возраст в стране планируют повысить до 67 лет, а тем, кто прекратит работать раньше, пенсию урежут на 15%. Ещё одна мера — сокращение оборонного бюджета на €300 млн.

Также под управлением европейских экспертов в стране будет создан специальный фонд, рассчитанный на €50 млрд, куда будут поступать средства от приватизации госсобственности.

По данным РИА Новости из 300 депутатов парламента Греции «за» закон проголосовали 229 человек, «против» — 64, шестеро воздержались. Документ был поддержан большинством депутатов от партий правительственной коалиции СИРИЗА и «Независимые греки» (АНЭЛ), а также оппозиционных «Новой демократии», ПАСОК и «Потами» («Река»). Против выступили депутаты Компартии Греции и ультраправой «Золотой зари».

Голосовать за закон греческих парламентариев ранее призвал премьер-министр страны Алексис Ципрас. Он заявил, что Греция переживает критический момент и депутаты должны понимать ответственность и поддержать соглашение с кредиторами.

«Я принимаю на себя ответственность за всё. Но я горд, что мы боролись за народ. Эта борьба принесёт свои плоды», — приводит слова главы правительства Греции РИА Новости.

Обсуждение закона сопровождалось акцией протеста профсоюзных и левых организаций Греции — демонстрацию, которая быстро переросла в столкновения с полицией, они устроили прямо у здания парламента. Митингующие бросали в стражей порядка пиротехнику и «коктейли Молотова». Полицейские отвечали активистам слезоточивым газом и светошумовыми гранатами.

Напомним, на прошедшем 5 июля референдуме в Греции более 61% граждан проголосовали против требований европейских кредиторов. Жители страны должны были решить, соглашаться ли на условия «тройки» по предоставлению Афинам финансовой помощи или отвергнуть их. Правительство Греции объявило, что плебисцит стал победой демократии.

 

СМИ: турецкие истребители вторглись в воздушное пространство Греции

© Фото: Official Website of the Turkish Air Force
© Фото: Official Website of the Turkish Air Force

Инцидент произошел над Эгейским морем. Группа из шести истребителей, два из которых были оснащены вооружением, около 20 раз пересекли границу воздушного пространства. Состоялась перестрелка с самолетами ВВС Греции.

Группа из шести турецких истребителей вторглась в воздушное пространство Греции над Эгейским морем, сообщает портал Air News со ссылкой на представителей оборонного ведомства страны.

Турецкие военные самолеты около 20 раз пересекли границу воздушного пространства на северо-востоке, в центральной и юго-восточной части Эгейского моря.

Согласно информации Air News, два самолета были оснащены вооружением. Состоялась перестрелка.

Греческим ВВС удалось заставить турецкие самолеты покинуть воздушное пространство Греции.

Джордж Буш-старший сломал шейный позвонок

© AP Photo/ Gerry Broome
© AP Photo/ Gerry Broome

Жизни экс-президента США ничто не угрожает, он находится в больнице в стабильном состоянии. Джордж Буш-старший упал у себя дом в штате Мэн.

Бывший президент США 91-летний Джордж Буш-старший сломал шейный позвонок, упав у себя дома в штате Мэн, США, и находится в больнице в стабильном состоянии.

«Сорок первый (президент США) упал у себя дома в Мэне и сломал шейный позвонок. Он в стабильном состоянии, с ним все хорошо, но он вернется в шейном корсете», — сообщил на своей странице в социальной сети Twitter его представитель Джим Макграт (Jim McGrath).

Буш-старший — старейший из ныне здравствующих президентов США. Он занимал пост главы страны с 1989 по 1993 годы.

 

США не беспокоит, что обогащенный уран из Ирана может попасть в Россию

© РИА Новости. Екатерина Чеснокова
© РИА Новости. Екатерина Чеснокова

Российская Федерация, отметила советник американского президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, в течение десятилетий демонстрировала ответственность, когда речь идет о хранении подобных материалов.

США не беспокоит, что обогащенный уран из Ирана может быть переправлен в Россию, заявила в среду советник американского президента по национальной безопасности Сьюзан Райс.

Комментируя соглашение по ядерной программе Ирана, Райс отметила, что уран «может быть направлен в одну из третьих стран, например, в Россию». По ее словам, «возможно, это наиболее вероятный вариант». «У России есть собственные ядерные материалы, она хранит их соответствующим образом, так что у нас нет опасений по этому поводу», — сказала она в интервью агентству Рейтер.

Райс отметила, что Россия «ведет себя ответственно, когда речь идет о хранении подобных материалов, и она это демонстрировала в течение десятилетий».

Как сказала помощник американского президента, «они могут переработать (уран) в другой материал, который не используется таким образом, и это еще одна альтернатива». Кроме того, по ее словам, «есть международный рынок для таких материалов, и он может быть безопасно переработан и реализован на открытом рынке».

Райс подчеркнула, что по условиям достигнутого соглашения ядерные центрифуги «будут разобраны». «Сейчас у Ирана насчитывается порядка 19 тысяч центрифуг. В рамках соглашения их останется 6 тысяч. Остальные отправятся на склад, и за этим на постоянной основе будет следить МАГАТЭ», — сказала она.

Мозаику с библейскими текстами обнаружили на юге Турции

© РИА Новости. Рамиля Салихова
© РИА Новости. Рамиля Салихова

Общая площадь находки составляет 120 квадратных метров. Помимо библейского текста на греческом языке, на мозаике изображены домашние и дикие животные, обитающие неподалеку друг от друга, среди них волк, овцы, леопард, лев, бык, змея.

Мозаику площадью 120 квадратных метров с библейскими строками обнаружили археологи в административной области Адана на юге Турции, сообщает местный новостной портал BGN News.

Помимо библейского текста на греческом языке, на мозаике длиной 15 метров и шириной восемь метров изображены 16 домашних и диких животных, обитающих неподалеку друг от друга, среди них волк, овцы, леопард, лев, бык, змея.

Мозаика содержит цитату из пророка Исаи: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.»

Раскопки проводятся в 15 точках провинции Адана с целью найти экспонаты для выставки нового строящегося музея, объяснил порталу глава местного ведомства по культуре и туризму Сабри Тари (Sabri Tari).

 

The National Interest: США могут повторить судьбу Греции

© Fotolia/ Roman Lipovskiy
© Fotolia/ Roman Lipovskiy

Несмотря на различия между американской и греческой экономиками, у правительства США есть все основания беспокоиться по поводу проблемы бюджетного дефицита страны, утверждает издание The National Interest.

На фоне происходящих в Европе событий американским политикам следует задуматься о том, чтобы принять своевременные меры по сбалансированию федерального бюджета, пишет The National Interest.

Автор статьи анализирует греческий опыт, когда в июне страна просрочила платеж Международному валютному фонду, а в ходе национального референдума вскоре после этого греки решительно отклонили европейские условия для получения очередной финансовой помощи.

Однако Афинам удалось избежать серьезного финансового кризиса, по крайней мере сейчас, за счет одобрения программы реформ, на которой настаивали европейские кредиторы.

Несмотря на существующие различия между американской и греческой экономиками, есть все основания беспокоиться по поводу «мрачных перспектив федерального бюджета США», утверждает The National Interest.

По оценкам Бюджетного управления Конгресса, в рамках одного из возможных сценариев долг США к 2039 году вырастет до 180%, что превышает уровень текущей греческой задолженности. Автор статьи отмечает, что долг США уже находится в опасной зоне, что негативно отражается на перспективах роста экономики.

Различные научные исследования показывают, что экономический рост значительно замедляется при высоком уровне государственного долга. В частности, страны с развитой экономикой и высоким уровнем задолженности (85-90% ВВП и выше) растут медленнее, чем государства с более низким уровнем задолженности. Соединенные Штаты могут достичь этих показателей по размеру долга к концу десятилетия.

Американское издание отмечает схожесть бюджетных проблем, стоящих перед США и Грецией. В статье высказываются опасения, что растущие расходы на общественные блага могут сокрушить американскую экономику в долгосрочной перспективе. На федеральном уровне расходы на социальное обеспечение, федеральные программы медицинского страхования и другие программы в области здравоохранения потребляют более половины бюджета. Причем, как отмечает автор статьи, траты на эти программы продолжают стремительно расти — сейчас они составляют около 70% всех расходов в Соединенных Штатах.

«Реализация важных, но непопулярных мер в рамках бюджетной реформы будет непростым политическим решением. Однако откладывание реформ и доведение ситуации до критической точки по примеру Греции приведет к излишне болезненным мерам жесткой экономии», — уверен автор.

The National Interest резюмирует, что правительству страны стоит заблаговременно продумать пути решения бюджетных проблем. Альтернатива, как утверждает издание, – гораздо хуже.

Сделка десятилетия: структура и подводные камни соглашения по Ирану

© AP Photo/ Ebrahim Noroozi
© AP Photo/ Ebrahim Noroozi

Завершение переговоров между Ираном и «шестеркой» международных переговорщиков стало стартом многолетнего процесса поэтапных действий по реализации соглашения между сторонами.

Многолетние переговоры во вторник завершились в Вене объявлением о соглашении по иранской ядерной программе, однако эту веху нельзя считать окончанием беспрецедентных международных усилий по разрешению проблемы иранского атома — теперь предстоит многолетняя реализация сделки.

Переговоры между Ираном и «шестеркой» международных переговорщиков (США, Британия, Франция, Россия, Китай, Германия) об ограничении иранской ядерной программы и отмене санкций в отношении страны велись более десяти лет, а их финальный раунд продолжался в Вене более 18 дней.

Однако долгожданный финиш переговорного марафона стал лишь стартом многолетнего процесса поэтапных действий по реализации соглашения между сторонами, отношения которых до последнего времени характеризовались глубоким недоверием. Так что процесс осуществления объявленных решений таит в себе опасные моменты, которые способны обрушить созданную соглашением сложную систему действий, считают эксперты, изучившие более 100 страниц соглашения. В то же время, переговорщики понимали предстоящие трудности и заложили в соглашение многоуровневую систему разрешения споров, включающую и саму «шестерку», и Совет Безопасности ООН.

«Независимо от эйфории, которую все испытали во вторник, впереди очень много работы, прежде чем мы сможем понять, идут ли США и Иран по пути, намеченному этим соглашением», — говорит Марк Хиббс, старший научный сотрудник берлинского отделения Фонда Карнеги за международный мир, специализирующийся на атомной энергии и ядерном нераспространении.

Хиббс надеется, что стороны пойдут по этому пути, хотя исполнение соглашения, рассчитанного на 10-15 лет, а по мерам контроля на 25 лет, будет полностью зависеть от доброй воли сторон. «Если определенные силы в США окажутся не готовы снимать санкции, если Иран не будет выполнять свои обязательства, вступит в силу механизм разрешения споров. Стороны будут обсуждать ситуации в поиске решения, но нет никакой гарантии того, что это решение будет найдено. В этом случае вполне возможно, что соглашение провалится», — говорит он.

Структура

Соглашение включает основной текст и пять приложений. Основной текст закладывает общие принципы и ключевые параметры сделки, в том числе общий график их исполнения и механизм разрешения возможных споров.

Приложение I перечисляет обязательства Ирана по ограничению ядерной деятельности: по исследовательскому реактору на тяжелой воде в Араке и производству тяжелой воды, по переработке отработанного топлива, по обогатительным мощностям, центрифугам и обогатительному заводу в Форду и по запасам урана. Здесь же содержатся требованию к обеспечению прозрачности и ряд вопросов взаимодействия с МАГАТЭ, в том числе по возможным прежним военным аспектам ядерной программы. Приложение I также содержит концептуальный проект перестройки реактора в Араке.

Приложение II перечисляет санкции США и ЕС, которые подлежат отмене в рамках соглашения, а в дополнительном документе ко II приложению обозначены лица, организации и активы, затронутые этими санкциями. Эти списки составляют почти половину от общего текста соглашения — около 45 страниц.

Приложение III касается гражданского ядерного сотрудничества, в том числе по энергетическим и исследовательским реакторам на легкой воде, ядерной медицине и радиоизотопам и связанному с ними оборудованию. Оно также затрагивает соответствующие аспекты ядерной безопасности и гарантий МАГАТЭ и модернизацию реактора в Араке.

Приложение IV перечисляет состав, функции и порядок работы Совместной комиссии участников соглашения, в том числе ее рабочих групп по снабжению и по ходу отмены санкций.

Приложение V закрепляет график исполнения соглашения обязательств сторон (из приложений I и II), закрепляя пять ключевых дат. День окончательного согласования (Finalisation Day), за которым должно последовать внесение в СБ ООН резолюции об отмене международных санкций. День одобрения (Adoption Day) считается днем вступления соглашения в силу и должен наступить через 90 дней после резолюции Совбеза или раньше по соглашению сторон.

День исполнения (Implementation Day) — когда МАГАТЭ подтвердит соблюдение ядерных положений соглашения. В этот день с Ирана снимаются все санкции СБ ООН и часть санкций ЕС и США.

Переходный день (Transition Day) должен состояться через восемь лет после Дня одобрения или раньше, если МАГАТЭ заявит, что все ядерные материалы в Иране используются лишь в мирных целях — в этот день снимаются остальные санкции ЕС и США. Наконец, в День прекращения (Termination Day) — через десять лет после Дня одобрения — иранское ядерное досье в СБ полностью закрывается, в этот день в урегулировании иранской ядерной проблемы будет поставлена точка.

Риск 1: чувствительные военные аспекты

Эксперты согласны, что одно из серьезнейших испытаний для соглашения наступит уже в ближайшие месяцы. В соответствии с подписанной генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано и президентом Иранской организации по атомной энергии Али Акбаром Салехи дорожной картой, МАГАТЭ должно до 15 октября получить от Ирана ответы на вопросы о возможных военных аспектах иранской ядерной программы (possible military dimensions / PMD), а до 15 декабря утвердить решение по этому вопросу в Совете управляющих МАГАТЭ.

«Если я вижу риск, то он — в следующие шесть месяцев, когда Иран будет отвечать на вопросы о военных аспектах», — говорит Лора Рокуэлл, директор Венского центра по нераспространению и разоружению.

«Если иранцы вернутся к спору о форме, а не о содержании, если они будут просто говорить, что МАГАТЭ фабрикует обвинения, это не породит доверия. Но я думаю, что иранцы, вероятно, сделают усилие для разрешения этих вопросов — просто потому, что у них есть слишком много чего терять, если они будут играть дурачка», — добавляет она.

Амано заявил в среду, что рассчитывает на прозрачность и конструктивный подход со стороны Ирана и что прописанный в дорожной карте механизм ответов на вопросы и последующих технических консультаций для разрешения неясностей позволит разобраться в ближайшие месяцы с проблемами, которые МАГАТЭ не могло решить более десяти лет.

Хиббс обращает внимание на то, что авторы соглашения решили не откладывать этот наиболее чувствительный момент на более поздний срок, а поместили его в самом начале осуществления соглашения.

«Это представляет большую сложность, потому что эта деятельность наиболее чувствительна и, как доказало последнее десятилетие, является самым серьезным препятствием для продвижения МАГАТЭ в отношениях с Ираном. Но здесь также заложена и большая перспектива, так как если МАГАТЭ и Иран разрешат вопрос об этих подозрениях в установленные временные рамки, то это приведет в движение всю систему соглашения и даст уверенность, что Иран пойдет дальше в этом процессе», — говорит эксперт.

Риск 2: исполнение поэтапных мер

Параллельно с прояснением подозрений в военной ядерной деятельности МАГАТЭ будет проверять в течение ближайших месяцев действия Ирана по ограничению его обогатительной программы.

Здесь и обязательство не обогащать уран до концентрации выше 3,67%, и снижение числа центрифуг на две трети, притом что они останутся только на заводе в Натанзе, и постепенное сокращение запасов обогащенного урана до 300 килограммов. Впереди будет и преобразование обогатительного центра в Форду в совместный иранско-российский исследовательский центр, и перестройка тяжеловодного реактора в Араке.

Именно когда МАГАТЭ подтвердит исполнение большей части иранских обязательств по ограничению ядерной программы (описаны в приложении I к соглашению), наступит День исполнения договоренности. Точной даты этого дня в соглашении не установлено, но предполагается, что он наступит примерно через полгода после того, как СБ ООН утвердит соглашение своей резолюцией — а это событие ожидается в ближайшие дни. Именно в День исполнения, согласно приложению V о порядке вступления договоренностей в силу, произойдет снятие большей части санкций в отношении Ирана.

Такое разнесение фактического заключения соглашения и даты его официального исполнения потребовалось, чтобы, с одной стороны, удовлетворить требование Ирана о том, что санкции должны быть сняты сразу при вступлении соглашения в силу, а, с другой стороны, — позицию США и других стран международной «шестерки» о том, что прежде должны быть получены доказательства исполнения Ираном своих обязательств.

Но ряд санкций, в частности запрет на поставки Ирану баллистических ракет и сопутствующих технологий, будет действовать до Переходного дня, который наступит через восемь лет после Дня одобрения соглашения. А компромиссом по снятию эмбарго на поставки оружия стал срок в пять лет.

Со своей стороны Иран лишь к Переходному дню через восемь лет обязался решить вопрос о ратификации дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, предоставляющего агентству расширенную информацию и доступ к иранским ядерным объектам, включая — по специальному обоснованному запросу — и недекларируемые, то есть военные. А до тех пор Тегеран будет применять дополнительный протокол лишь на добровольной основе.

В этом восьмилетнем сроке Хиббс видит еще одну проблему заключенного соглашения. «Мы знаем из прошлого, что Иран неудовлетворительно исполнял дополнительный протокол на добровольной основе», — говорит эксперт.

Однако Переходный день может наступить и раньше, если МАГАТЭ выдаст «расширенное заключение» о том, что все ядерные материалы и ядерная деятельность в Иране происходят исключительно в мирных целях. По существу это будет означать снятие иранского ядерного досье с повестки дня СБ ООН, что в противном случае должно наступить, согласно венскому соглашению, лишь через десять лет после начала его действия — этот день будем Днем прекращения.

Риск 3: одобрение конгресса США

Одна из потенциальных опасностей для срыва соглашения — отказ конгресса США снимать национальные санкции в отношении Ирана, которые находятся в его юрисдикции.

«Часть обещанного США зависит не только от администрации, а должно быть утверждено Конгрессом. Похоже, это решение пройдет через Конгресс. Но поскольку прямое снятие санкций проходит только через законодательную власть, на этом пункте могут возникнуть некие сложности», — говорит Андрей Баклицкий, директор программы «Ядерное нераспространение и Россия» московского ПИР-Центра.

В соглашении прописано, что если санкции не будут сняты, как обещано, Иран будет считать себя свободным от обязательств по венскому документу.

Опрошенные РИА Новости эксперты едины во мнении, что, скорее всего, в результате 60-дневного обсуждения Конгресс все же одобрит сделку, а в крайнем случае не сможет преодолеть вето президента, которое Барак Обама наверняка наложит на такое решение. » Я думаю, что трезвые головы восторжествуют. Если рассмотреть альтернативу отсутствия сделки, отсутствия ограничений иранской ядерной программы и возможность военной интервенции, я думаю, все равно будут возражающие, но процесс принятия решения в США прописан так, что конгрессу будет очень сложно преодолеть вето президента (на возможный отрицательный отзыв Конгресса о сделке)», — считает Лора Рокуэлл.

Николай Соков из Центра изучения проблем нераспространения Монтерейского института (Калифорния) оценивает вероятность положительного решения Конгресса более чем в 50%. «Республиканцы попытаются сохранить в действии как минимум часть санкций. Возможно, будет установлен порядок их отмены, причем этот порядок может вызвать сопротивление Ирана. В любом случае республиканцы сохранят иранскую проблему как повод для критики демократов — именно поэтому для них было бы выгодно не ставить палки в колеса сейчас (тогда их можно обвинить в срыве сделки), а не станут голосовать против, зато станут ругать соглашение на каждом углу», — сказал он РИА Новости.

«Именно поэтому меня беспокоит процесс выполнения — хотя те вопросы, которые будут возникать, будут в общем и целом техническими, раздуть их для политических целей будет несложно, тем более что практически никто не будет в состоянии разобраться о чем идеи речь», — пояснил эксперт.

Риск 4: разрешение споров

На всем протяжении реализации договоренности возможны споры и неудовлетворенности сторон, и переговорщики предусмотрели для этих случаев изощренный механизм урегулирования разногласий.

Согласно приложению IV, будет создана Совместная комиссия по рассмотрению споров, которая должна быть созвана координатором от Евросоюза в течение недели со дня поступления жалобы или в течение трех дней, если жалоба касается вопросов доступа. Если комиссия не может принять решения, вопрос поступает на рассмотрение глав МИД «шестерки» и Ирана. Следующая инстанция — Совет Безопасности ООН, но и там возможны повторное голосование и промежуточные дискуссии в надежде разрешить противоречие.

Баклицкий отмечает, что даже если в конце этого процесса одна из сторон окажется неудовлетворенной, это означает не завершение действия документа, а лишь временное приостановление недовольной стороной своей части соглашения.

«Этот очень сложный, тщательно продуманный механизм говорит, во-первых, о том, что над соглашением работали реалисты, которые понимали, что они будут сталкиваться с множеством сложностей, которые будут возникать на протяжении всего этого времени. А во-вторых, это показывает, что главное для всех сторон — сохранить договоренности, потому что альтернативы для них по большому счету нет», — говорит российский эксперт.

Есть и вопросы принципиального характера, оставленные на усмотрение Совместной комиссии.

В частности, она должна будет утвердить представленный специальной совместной рабочей группой «шестерки» и Ирана проект перестройки реактора в Араке. Пока же по этому вопросу, который был серьезным камнем преткновения на венских переговорах, обозначены лишь концептуальные параметры, подразумевающие, что реактор будет перепрофилирован на производство изотопов для медицинских и научных нужд, будет производить минимум плутония и вообще не будет производить оружейного плутония, а его мощность будет снижена до 20 мегаватт.

Однако это редкий случай в венском соглашении, когда существенный вопрос выведен за скобки документа, да и то лишь в сфере детализации довольно четко прописанных параметров. Здесь также не применялась распространенная дипломатическая практика, когда противоречия разрешаются путем подбора таких формулировок, которые каждая сторона могла бы интерпретировать по-своему.

Лучшая сделка

«Ни одно из ключевых требований, которые были условием для соглашения, не были замылены», — говорит Баклицкий. «Если глубже вчитываться в документ, то ряд вещей будет означать не совсем то, что представляется на первый взгляд, но ни один из главных вопросов не был обойден или опущен», — добавляет он.

«Это лучшая сделка, на какую можно было надеяться», — считает директор Венского центра по нераспространению и разоружению Рокуэлл. «При таком надзоре невозможно перейти к оружейной ядерной программе так, чтобы это не заметили. В соглашении достаточно контрольных клапанов и интенсивной верификации. Если что-то пойдет не так, то есть достаточные механизмы, чтобы поднять тревогу и мобилизовать мировое сообщество против этого», — говорит она.

 

В Японии расширяется применение сил самообороны

4р
© AP Photo/ Eugene Hoshiko

Нижняя палата японского парламента приняла законопроекты о безопасности, принципиально новым положением которых является признание за Японией права на коллективную самооборону, что фактически открывает дорогу для более широкого вовлечения сил самообороны в военные действия за пределами страны.

Нижняя палата японского парламента несмотря на ожесточенное сопротивление оппозиции приняла пакет законопроектов о безопасности, которые должны будут значительно расширить возможности применения сил самообороны страны и допустить их использование за пределами Японии.

Принципиально новым положением законопроектов является признание за Японией права на коллективную самооборону, что фактически открывает дорогу для более широкого вовлечения сил самообороны в военные действия за пределами страны. Если до сих пор Япония отказывалась от этого права, считая его противоречащим Конституции страны, то после принятия законопроектов парламентом это станет возможно.

Законопроекты допускают применение оружия силами самообороны в случае, если близкий союзник Японии подвергся нападению и при этом возникла угроза существованию страны и безопасности населения, а также признают право на применение оружия в случае возникновения так называемой пограничной ситуации между миром и войной — иными словами, в случае военной провокации. Они предусматривают возможность использования вооруженных сил самообороны для защиты своих граждан за пределами страны и освобождения японских заложников в других странах.

Пять оппозиционных партий не участвовали в голосовании. Законы о безопасности были приняты за счет того, что у правящей оппозиции подавляющее большинство депутатских мандатов.

Оппозиционные партии считают принятые нижней палатой законопроекты противоречащим действующему Основному закону страны. Несмотря на то, что на его обсуждение было потрачено 116 часов, что значительно превосходит запланированные 80, убедить оппозиционные партии в его необходимости не удалось. Левые силы в Японии считают законопроекты первым симптомом отказа от мирной Конституции 1947 года, согласно котрой Япония отказывается от войны как средства разрешения международных конфликтов и от применения своих вооруженных сил за границей.

Вечером в четверг пакет законопроектов поступит на рассмотрение верхней палаты, но даже если он не сможет преодолеть сопротивление оппозиции в верхней палате, по действующей Конституции, которая обеспечивает преимущественное принятие законов нижней палатой, он будет считаться автоматически принятым всем парламентом через 60 дней после голосования в нижней палате, то есть 14 сентября.

Аналитик: «роман» между Германией и Францией окончен

© РИА Новости. Николай Лазаренко
© РИА Новости. Николай Лазаренко

Даже если Берлину и Парижу удастся решить греческий вопрос, вероятнее всего, это станет их последним компромиссом. Из-за недостаточной интеграции пути Германии и Франции в решении европейских проблем могут разойтись, считает Франсуа Хайсбург.

Германия и Франция всегда умели достигать компромиссов по многим важным для всей Европы вопросам, однако греческий кризис показал, что роман между двумя европейскими центрами силы завершается, пишет специальный советник Фонда стратегических исследований (Париж) Франсуа Хайсбург в своей статье для The Financial Times.

Противоречия, всегда существовавшие между Берлином и Парижем, на прошлой неделе усугубились и расширились. Берлин жесткими разговорами о необходимости выхода Греции из еврозоны продемонстрировал, что экономика превалирует над политикой и стратегическими целями. Подход Германии явно отличался от подхода Франции, которая стремилась сохранить Грецию в еврозоне, отмечает эксперт.

На этот раз обе страны получили то, что хотели – Германия добилась от Греции ужесточения бюджетной политики без реструктуризации долга, а Франции удалось сохранить Грецию в еврозоне. Однако в случае повторения греческого кризиса компромисс между Берлином и Парижем будет невозможен. Канцлер ФРГ Ангела Меркель наверняка снова потребует выхода Греции, а перед французским президентом Франсуа Олландом встанет серьезный выбор – либо играть роль подчиненного воле Германии, либо ввязаться в «безнадежную борьбу» за сохранение целостности еврозоны, полагает Франсуа Хайсбург.

Повторение событий последних недель в случае с Грецией вполне вероятно. Германия может пострадать от несогласия пойти на уступки Афинам в вопросах долга. Если к греческой задолженности прибавятся миллиарды, пенсии будут постоянно сокращаться, а налоги расти, и все это – на фоне возобновившейся рецессии, план Берлина не сработает так, как сработал несколько лет назад, считает эксперт.

«Даже франко-немецкое совместное руководство не сможет добиться компромисса. Кулуарные перемены заключаются в том, что связь Берлина и Парижа больше не может черпать силы из совместного проекта европейской интеграции. Отказ Франции в 2005 году ратифицировать Конституцию Евросоюза был переломным моментом. После этого отношения стали прагматичными и, как результат, дни максимального сближения стран Евросоюза, возможно, подходят к концу», — пишет Франсуа Хайсбург.

 

Более 700 автомобилей сожжены во Франции из-за Дня взятия Бастилии

© AFP 2015/ Thomas Samson
© AFP 2015/ Thomas Samson

Всего 13 и 14 июля был сожжен 721 автомобиль, в связи с этим задержаны 723 человека. По сравнению с прошлым годом увеличилось как число сожженных авто, так и число задержанных.

Во Франции во время празднования дня взятия Бастилии 13 и 14 июля были сожжены в общей сложности 721 автомобиль и были задержаны 723 человека, сообщает агентство Франс Пресс со ссылкой на министерство внутренних дел.

Количество сожженных автомобилей увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом, число задержанных также возросло на 68%.

«Полностью мобилизованные, в частности в рамках системы Вижипират (национальная система Франции тревожного оповещения об уровне террористической угрозы — ред.), силы полиции показали полную нетерпимость против этих беспорядков», — сообщил агентству Франс Пресс представитель министерства.

День взятия Бастилии отмечается во Франции 14 июля. В этот день в 1789 году была взята крепость-тюрьма Бастилия. Этот день считается началом Великой французской революции.

Весь день во Франции будут проходили праздничные мероприятия, а вечером на Марсовом поле у Эйфелевой башни в Париже прошел концерт, который завершился традиционным красочным салютом.

Time: Германия не хочет быть главным злодеем в греческой драме

8р
© AP Photo/ Yorgos Karahalis

Германия трепетно относится к своему имиджу на мировой арене как «благожелательной экономической силы». Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель придется научиться спокойно реагировать на нападки, если она хочет сохранить за своей страной лидерство в ЕС, пишет Time.

Разлад ФРГ с некоторыми странами из-за Греции продемонстрировал не только всю глубину обеспокоенности Европы растущим влиянием Германии, но и то, насколько неуютно чувствует себя Берлин, когда ему приходится пользоваться этим влиянием как «политическим оружием», пишет Time.

По всей Европе, а теперь все больше и в самой Германии, канцлера Ангелу Меркель обвиняют в том, что она обращается с Грецией как с «непослушной падчерицей», а не как с равноправной участницей еврозоны. Особенно усилились такие обвинения после соглашения между Евросоюзом и Грецией и заявлений Афин о том, что они пошли на компромисс только потому, что кредиторы – особенно Берлин – угрожали Греции «немедленным финансовым удушением» в случае отказа от соглашения, отмечает издание.

«Этой стране (Германия – прим. ред.) с трудом дается привыкание к роли лидера, к тому, что она находится у руля. Для немцев роль доброжелательного гегемона приемлема, но мы крайне тонкокожи, когда речь заходит о  реакции, которую мы вызываем, исполняя эту роль», — цитирует Time эксперта по международным отношениям в Германском фонде Маршалла Йорга Форбрига.

Для греков Германия является главным источником их проблем, несмотря на то что не одна она выступала за ужесточение мер в отношении Греции, поскольку Берлин был наиболее решителен и заметен в своих требованиях. Кроме того, Ангеле Меркель пришлось столкнуться с критикой и дома – некоторые представители внутренней оппозиции заявили, что соглашение между Афинами и Брюсселем было достигнуто за счет «диктата Германии и шантажа». Также к критике берлинской линии в отношении Греции присоединились некоторые немецкие СМИ, говорится в статье.

Греческий кризис может нанести вред положению на международной арене, которого Германия добивалась так долго. За несколько десятилетий Берлину удалось перебороть восприятие Германии как виновницы ужасающих зверств во время Второй мировой войны и успешно сформировать имидж благожелательной экономической силы с умеренными амбициями на международной арене. Теперь из-за ситуации с Грецией достижения Германии поставлены под угрозу, считает издание.

«Если бы Германия оставалась демонстративно несговорчивой, несмотря на все дипломатическое давление, то она бы оказалась в положении, с которым не сталкивалась в течение десятилетий. Она будет восприниматься как задира в Европе, если не будет помогать непутевым членам еврозоны привести свои дела в порядок, а вместо этого будет наказывать их, применяя всю экономическую мощь», — полагает Time.

Как пишет издание со ссылкой на Йорга Форбрига, меньше всего немцы хотят создать именно такое впечатление о своей стране. Как полагает эксперт, «людям сложно примириться с тем, что если ты берешь на себя роль лидера, ты подвергаешься нападкам и критике». Однако если Германия хочет сохранить за собой роль ведущую роль в Евросоюзе, ей придется научиться справляться с нападками, пусть даже и ценой такой желанной популярности, полагает Time.

 

Добыча сланцевой нефти вызвала рост числа сердечных заболеваний в США

© Фото: Ruhrfisch
© Фото: Ruhrfisch

Рост добычи сланцевой нефти и газа в Пенсильвании сопровождался значительным ростом в частоте появления болезней сердца, нейрофизиологических расстройств и прочих недугов среди жителей прилежащих к скважинам регионов.

Сланцевый бум в Пенсильвании сопровождался значительным ростом в частоте появления болезней сердца, нейрофизиологических расстройств и прочих недугов среди жителей прилежащих к скважинам регионов, заявляют экологи в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«И хотя наше исследование пока не позволяет напрямую заявить о том, что разработка сланцевых месторождений действительно вызывает эти проблемы со здоровьем, резкий рост частоты госпитализации, произошедший за столь короткое время, говорит о том, что потенциальный ущерб для здоровья людей стоит учитывать при расчете экономической выгоды «фрекинга», — пишут Рейнольд Панеттьери (Reynold Panettieri) из университета Пенсильвании (США) и его коллеги.

Панеттьери и его коллеги раскрыли возможную связь между добычей сланцевых углеводородов и проблемами со здоровьем, проанализировав причины и частоту обращений к врачам в тех районах Пенсильвании, которые находятся на территории отложений сланцев Марселлус.

Сопоставив медицинскую статистику с тем, насколько плотно были расположены скважины в том или ином уголке штата, экологи выяснили, что начало бурения и добычи нефти в них сопровождалось резким ростом числа жалоб на здоровье сердца и нервной системы. Вдобавок к этому росло, хотя и не так сильно, число больных раком, людей с проблемами кожи и мочеполовой системы.

В среднем, появление одной нефтедобывающей вышки в километре от городов и поселений приводило к росту частоты сердечно-сосудистых заболеваний на 27%, и аналогичное увеличение наблюдалось и среди других категорий болезней.

В ближайшее время Панеттьери и его коллеги сфокусируют свое внимание на отдельных болезнях из этого списка и попытаются доказать, что рост в частоте их появления среди жителей Пенсильвании действительно связан с добычей сланцевой нефти, а не с какими-то другими факторами.

Генштаб Турции: истребители Греции преследовали группу ВВС Турции

© РИА Новости. Александр Ковалев
© РИА Новости. Александр Ковалев

Генштаб Турции также отметил, что два греческих истребителя Mirage 2000 удерживали два самолета как цель на радиолокаторе в течение одной минуты, а турецкие самолеты ответили тем же.

Четыре греческих истребителя во вторник преследовали группу ВВС Турции в международном воздушном пространстве над Эгейским морем, говорится в сообщении турецкого генштаба.

Ранее СМИ сообщали о том, что группа из шести турецких истребителей вторглась в воздушное пространство Греции над Эгейским морем.

«Шесть турецких истребителей F-16 во вторник совершали учебно-тренировочный полет над международными водами Эгейского морем, во время которого два греческих истребителя F-16 преследовали один из них, а два греческих истребителя Mirage 2000 удерживали два наших самолета как цель на радиолокаторе в течение одной минуты. Турецкие самолеты ответили тем же», — говорится в сообщении генштаба Турции.

В 1996 году спор о территориальной принадлежности двух необитаемых скалистых островов Имиа в Додеканезском архипелаге в Эгейском море привел к кризису в отношениях между Грецией и Турцией. Две страны, хотя и являются союзниками по НАТО, оказались на грани войны. Конфликт был прекращен после вмешательства международного сообщества, НАТО и США.

Турция не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг островов, что приводит к многочисленными инцидентам с преследованием ВВС Греции вторгающихся в эту зону турецких военных самолетов.

 

Минобороны Венгрии: забор на границе с Сербией достроят к 30 ноября

12р
© AP Photo/ Marko Drobnjakovic, File

Министр обороны Венгрии Чаб Хенде сообщил, что над возведением забора будут одновременно трудиться около 900 человек. Согласно проекту, высота забора составит четыре метра, а протяженность — 175 километров.

Строительство на границе Венгрии и Сербии забора, предназначенного для того, чтобы остановить поток нелегальных мигрантов и беженцев, завершится к 30 ноября этого года, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на министра обороны Венгрии Чаба Хенде.

Министр сообщил, что над возведением забора будут одновременно трудятся около 900 человек. Согласно проекту, высота забора составит четыре метра, а протяженность — 175 километров. Он будет располагаться вдоль границы между Венгрией и Сербией.

Глава МВД Венгрии Сандор Пинтер отметил, что построение забора — это временное, но единственное экстренное решение, которое на данный момент могли принять власти Венгрии, чтобы остановить поток мигрантов.

Строительные работы, которые ведут венгерские военные, начались в понедельник в окрестностях города Морахалом на юге Венгрии. Агентство ООН по делам беженцев (UNHCR) уже выразило озабоченность планами Будапешта, отметив, что они могут иметь «фатальные последствия» для беженцев.

Ранее венгерский премьер Виктор Орбан заявил, что именно его страна подвергается в этом году наибольшему нашествию беженцев. Подавляющее их число использует территорию Венгрии для того, чтобы затем перебраться в Австрию или Германию, где значительно выше размер социальных пособий, а также существуют крупные мусульманские сообщества.

Премьер Испании: Каталония не будет независимой

© AP Photo/ Daniel Ochoa de Olza
© AP Photo/ Daniel Ochoa de Olza

Выборы в Каталонии будут исключительно автономными, заявил премьер-министр Испании Мариано Рахой. Он отметил, что не будет независимости Каталонии, не заставят граждан выбирать между статусами каталонцев, испанцев и европейцев.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой заявил в четверг, что Каталония не получит независимости от Испании, поскольку это незаконно.

«Правительство гарантирует всем испанцам выполнение законов — в Каталонии и в любом другом регионе Испании. Когда обещают то, что не может быть осуществлено, это провоцирует неопределенность и разочарование. Выборы в Каталонии будут исключительно автономными. Не будет независимости Каталонии, не заставят граждан выбирать между статусами каталонцев, испанцев и европейцев», — заявил испанский премьер на совместной пресс-конференции в Мадриде с премьер-министром Польши Эвой Копач.

На этой неделе сепаратистские партии и организации Каталонии объявили, что пойдут единым списком на региональных выборах в автономии 27 сентября. В этом списке помимо «Левых республиканцев Каталонии» (ERC) и Демократической конвергенции Каталонии (CDC), которую возглавляет нынешний глава автономии Артур Мас, будут представлены общественные организации «Каталонская Национальная ассамблея» и Omnium Cultural.

В случае победы сторонников каталонского суверенитета на выборах 27 сентября будет запущен процесс обретения независимости, который продлится максимум 18 месяцев. Сепаратистские силы планируют за это время создать новый парламент, разработать конституцию и объявить новые выборы в 2017 году.

По последним опросам каталонского Центра изучения общественного мнения, более половины жителей Каталонии выступают против независимости автономного сообщества от Испании. Ровно половина опрошенных (50%) заявили, что выступают за сохранение Каталонии в составе Испании, независимость поддерживают 42,9% — на 1,2% меньше, чем в марте.

Юнкер: ЕК дополнительно поможет Кипру при успешном объединении острова

16р
© AP Photo/ Virginia Mayo

Еврокомиссия будет глубоко вовлечена в финансирование последствий воссоединения Кипра, заявил глава ЕК Жан-Клод Юнкер.

Еврокомиссия окажет дополнительную финансовую помощь Кипру при успешном объединении острова, заявил глава ЕК Жан-Клод Юнкер.

«Я отметил в беседе с обоими лидерами (Кипра и турков-киприотов), что (Евро)комиссия в конце процесса будет глубоко вовлечена в финансирование последствий воссоединения острова. Но мы не обсуждали подробности, потому что этот вопрос слишком рано обсуждать в подробностях», — сказал Юнкер на пресс-конференции в Никосии, которую транслировали службы Еврокомиссии.

Кипр разделен с 1974 года после вооруженного вторжения Турции, спровоцированного попыткой присоединения острова к Греции. Оккупированными оказались 37% территории острова, на которой в 1983 году была провозглашена Турецкая республика северного Кипра. Ее признала только Турция.

 

Источники: РИА Новости, RT

По теме:

1 комментарий

Алекс 16.07.2015 at 07:16

Греция: коктейли Молотова, камни и шумовые гранаты 15.07.2015…

В АФИНАХ ПРОИСХОДИТ ПРОТИВОСТОЯНИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ АКЦИИ ПРОТЕСТА И ПОЛИЦИЕЙ

Протестующие начали бросать бутылки с зажигательной смесью, полиции пришлось в ответ применить слезоточивый газ…

https://youtu.be/ymBfFp61bBc

Ответ

Добавить комментарий для Алекс

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.