Экономика и Финансы

Набег на Сбербанк

Похоже, декабрьская паника вкладчиков Сбербанка была провокацией зарубежных агентов. Во всяком случае,глава Сбербанка Герман Греф назвал «спланированной» информационную атаку на Сбербанк в декабре прошлого года, которая и вызвала эту панику. Когда в результате набега — именно так это называется на языке финансистов, — россияне забрали с депозитов Сбера около 300 млрд рублей.

Как заявил Греф в интервью «Ведомостям», «…ни у кого нет сомнений, что это была хорошо спланированная провокация». Он считает, что целью этой провокации была дестабилизация крупнейшего банка и финансовой ситуации в стране. «Паники, к сожалению, не удалось избежать. Вы видели, что творилось. Но я могу лишь сказать, что в каждом регионе были отправлены сотни тысяч sms-сообщений, в том числе, большое количество рассылок делалось с зарубежных сайтов», — пояснил глава Сбербанка.

По словам Грефа, Сбербанк провел собственное расследование произошедшего. «Я бы не хотел сейчас раскрывать результаты. Но у нас есть и конкретные сайты, и IP-адреса, с которых велись рассылки, и даже лица, которым принадлежат эти адреса. Не все они находятся в зоне досягаемости. Ни у кого нет сомнений, что это была хорошо спланированная провокация», – заявил он.

На вопрос, кто же организовал эту атаку на Сбер, глава банка ответил: «Кто организатор – это тема открытая. Можно сказать, что ты знаешь организатора, когда он пойман и его вина установлена. Потому что это уголовное преступление. У меня такой информации нет».

Дело было так: 18 декабря прошлого года по интернету начали ходить слухи о том, что Сбербанк планирует заблокировать свои дебетовые и кредитные карты в связи с кризисом. Пресс-служба банка отреагировала оперативно. «Эта информация не соответствует действительности. Сбербанк не прекращал обслуживание своих карт и не рассылал уведомлений клиентам об этом», — сообщила она в пресс-релизе. Но это не помогло, и вкладчики забрали из Сбербанка сотни миллиардов рублей за день.

Кстати, на неделе Уфимская компания разместила на сайте работодателей необычную вакансию «распространитель слухов». Оплата еженедельно, работа по договору, сумма ежемесячного дохода до 30 тыс. рублей. И все что требуется – это распространять нужные слухи и информацию среди людей. Об этом писала «СП» в новостях от 28 мая. Так может, подобные компании и занимались дискредитацией уважаемого Сбербанка?

Однако на самом деле, вероятно, реакция вкладчиков основывалась вовсе не на слухах. Ведь за два дня до того совет директоров Банка России, на ночном (!) заседании повысил ключевую ставку с 10,5%, сразу до 17% годовых. После чего возникла паника на валютном рынке, которую сложно назвать «спровоцированной иностранными агентами». В результате российская валюта обвалилась до 62 рублей к доллару и 77 к евро.

Неудивительно, что после этого держатели рублевых депозитов немедленно побежали в банки снимать свои кровные, чтобы перевести их в валюту. При этом стоит отметить, что набеги были на все отечественные банки, а не только на Сбер. Но так как Сбербанк держит больше половины рынка рублевых депозитов всех банков страны, то сумма потерь у него, естественно, получилась больше всех. Вот вам и вся «спланированная провокация»…

«Математическая война» против рубля

Так зачем же Грефу было выдумывать историю про «иностранных агентов»? А вот зачем: прибыль акционеров ОАО «Сбербанк» по МСФО в первом квартале упала на 58%. Общая прибыль Сбера обвалилась с 73,4 млрд рублей в прошлом году, до 30,6 млрд в нынешнем. Между тем, 29 мая состоится годовое собрание акционеров Сбербанка, среди которых «очень уважаемые люди» – отечественные и зарубежные инвесторы. Кроме того, после «народного IPO» у Сбера сотни рядовых акционеров из народа. Надо же им всем было объяснить, почему они получат в два раза меньше дохода на свои акции!

Впрочем, доходы всех российских банков в начале года резко сократились из-за девальвации рубля и роста процентных ставок в декабре, после того как Центробанк повысил ключевую ставку. В результате этого банки, привлекающие существенный объем средств от ЦБ, не могли так же быстро повысить ставки по кредитам. В Сбербанке рост расходов на обслуживание дорогих займов Банка России в начале 2015 года, а также увеличение резервов по «плохим» кредитам, привели к снижению его прибыли. Только расходы Сбербанка на создание дополнительных резервов под «плохие долги» заемщиков в первом квартале составили почти 115 млрд рублей, в сравнении с 77 млрд в прошедшем году, говорится в пресс-релизе банка. И больше всего денег пришлось потратить на создание резерва по кредитам украинским заемщикам, где у Сбера работает филиал.

Вот так бы Грефу и объяснить акционерам, почему у них уменьшилась прибыль на акцию! Но это значит, фактически, взять на себя ответственность за эффективность управления банком, и широкую раздачу кредитов. Вместо этого, была озвучена версия про «иностранных агентов».

Так это или не так? Об этом «СП» спросила инвестора на рынке, который вкладывает деньги клиентов в акции с целю получения прибыли, управляющего активами инвесткомпании Chebotarev Lab Юрия Чеботарева.

— Насчет того, что набег вкладчиков на Сбербанк был провокацией, тем более иностранных агентов – думаю, что это не так. Понятно, Грефу проще сказать, что это была спланированная акция, чем признать свои ошибки в управлении банком. Вкладчики кинулись снимать свои деньги с рублевых депозитов, потому что рубль резко обвалился к доллару и евро. А насчет того, почему это произошло, могу сказать следующее. Есть такие, так называемые «математические методы ведения экономической войны», которые, на мой взгляд, четко прослеживаются в ситуации на валютном рынке России в декабре прошлого года. Это дело рук участников рынка, и не обязательно иностранных. Причем, эта ситуация прослеживается на рынке и сейчас. И скорее всего, к 15 июня, когда у нас будет происходить экспирация (окончание срока действия и расчет по ценным бумагам – прим. Авт.) опционов на пару «доллар – рубль», мы увидим такую же ситуацию, как тогда.

— То есть, рубль может опять обвалиться?

— Да. Не буду загружать читателей высшей математикой, но такие методы на финансовом рынке существуют давно. И тем, кто профессионально занимается игрой на рынке, я могу объяснить индивидуально, как это делается, обращайтесь. То есть, все это делается не за счет каких-то провокаций в интернете, слухов, а на самом рынке. Могу сказать проще: дайте мне 10 млрд долларов, и я устрою вам то же самое, что было в декабре, и заработаю на этом 50 млрд.

— Это то же самое, что сделал Джордж Сорос на британском рынке, обвалив фунт?

— Не совсем, у Сороса была некая инсайдерская информация, и он на ней заработал. А я говорю о другом, когда на рынке производных ценных бумаг на валюту можно применить сложные математические технологии, и добиться нужного результата. Это не совсем одно и то же.

— Ну а насчет того, что вкладчики среагировали на слухи, и помогли «математической войне» против рубля, что вы думаете?

— Нет, я думаю, что здесь Греф пытается найти простые способы, чтобы объяснить ту сложную ситуацию, в которую сейчас попал Сбербанк. А объясняется она во многом тем, что у нас сейчас в экономике спад, и Грефу лучше было бы заняться оптимизацией работы Сбербанка, чтобы адекватно реагировать на экономические вызовы. Например, когда он пришел на эту должность, то заявлял, что создаст при Сбербанке эффективный инвестиционный банк. А что он сделал? Вместо того чтобы создать инвестиционную структуру, Греф купил далеко не эффективную инвесткомпанию «Тройка Диалог», и сказал, что теперь она будет называться СберИнвест. Но от этого она не стала эффективней — все как было, так и осталось.

— А может, Греф решил снять с себя ответственность перед акционерами за потерю прибыли, переложив ее на «иностранных агентов»?

— Вполне возможно. Ведь сегодня состоится собрание акционеров Сбербанка, и нужно будет как то отчитаться за потерю прибыли. И что же, Греф должен выйти перед акционерами и сказать: извините, я не смог сделать банковскую структуру эффективной? Поэтому он ищет «врагов», которые во всем виноваты, а враги к нас в России, как водится — на Западе. Тем более, что сейчас они воюют с нами санкциями… Проще всего сказать, что «у соседа корова жива, а у нас сдохла, значит, он и виноват в этом».

Источник

Фото: Михаил Почуев/ ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.