В Мире

Американская мелодия для Дуды

25 мая в Польше подвели официальные итоги второго тура президентских выборов, в котором победу одержал кандидат от партии «Право и справедливость» 43-летний юрист Анджей Дуда. Он набрал 51,5% голосов, в то время как действующий президент Бронислав Коморовский получил 48,5%. Поражение стало неожиданным для Коморовского, чья партия «Гражданская платформа» находится у власти уже восемь лет. Но, несмотря на стабильные показатели экономического роста, многие поляки не чувствуют улучшения уровня жизнь, и продемонстрировали свое недовольство на выборах.

«Право и справедливость» — партия президента Польши Леха Качинського, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году. Его брат Ярослав остается одним из лидеров «ПиС», которую относят к правому спектру и называют консервативной и популистской. Сам Анджей Дуда на большой политической арене пока ничем отметиться не успел, но в рамках избирательной кампании сделал ряд обещаний, которые могут свидетельствовать о политике нового президента.

В частности, выступил за снижение пенсионного возраста, выплаты за рождение ребенка, развитие сети бесплатных детских садов и вообще за традиционные семейные ценности и чувство национального единства. Некоторые европейские издания уже назвали Дуду гомофобом и ретроградом из-за отрицательного отношения к абортам. Впрочем, новый президент и не скрывает, что является евроскептиком – выступает против введения евро в Польше и вообще больше тяготеет к Вашингтону.

Что касается позиции в отношении России, Анджей Дуда проявлял ее довольно сдержанно, но в характерном для Польши ключе с обязательным осуждением «аннексии Крыма» и политики Москвы на Украине. В частности, заявил, что «нельзя соглашаться с тем, чтобы Россия проглатывала Украину по кусочкам», а «согласие на гнилой компромисс будет поражением».

Дуда также снялся в документальном фильме «Туман», который ставит под сомнение официальную версию гибели президентского самолета под Смоленском и выдвигает теорию, обвиняющую в трагедии российские спецслужбы.

В Польше полномочия президента ограничены, более значимую роль играет парламент и избираемый им кабинет министров. Однако именно президент считается главнокомандующим и определяет внешнюю политику страны. Так что недооценивать влияние Анджея Дуды не стоит. Кроме того, многие эксперты называют его победу заявкой на успех в парламентских выборах, которые состоятся уже осенью 2015. Если «Право и справедливость» вернется к власти после десятилетнего перерыва, можно ожидать изменения внешней политики Польши.

Вопрос в том, пойдет ли Варшава на еще большую конфронтацию с Россией, продолжит ли выступать в роли главного адвоката Украины, и как будет строить свои отношения с Брюсселем?

— Дуда появился на польской политической сцене в качестве игрока первого ряда достаточно внезапно, — рассказывает главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, доктор исторических наук Лариса Лыкошина. — Он, конечно, в политике не первый год, но на таком уровне появление его стало неожиданностью. В качестве кандидата на президентский пост от партии «Право и справедливость» его выдвинул Ярослав Качинський, который сказал, что этот политик станет новым лицом партии, так как объединяет в себе энергию молодости и опыт предшественников. Он даже сравнивал его с Юзефом Пилсудским, наследниками которого позиционируют себя «ПиС», и с Лехом Качинським. Заход многообещающий.

В ходе избирательной кампании в отношении внешней политики Анджей Дуда, продолжая линию «Права и справедливости», говорил о необходимости углубления и расширения сотрудничества с США. Этого следовало ожидать, потому что по идеологии «ПиС» Соединенные Штаты — это главная надежда и опора Польши во внешней политике. «Право и справедливость» считают самой проамериканской партией страны.

В то же время, можно предположить, что Дуда продолжит характерную для его партии линию на сдержанные отношения с Германией. Нынешняя правящая «Гражданская платформа» выступает за гораздо более близкие отношения с Берлином.

— А какие отношения у партии Дуды к Брюсселю?

— «ПиС» относится к евроскептикам. Евросоюз в целом расценивается этой партией, как нечто положительное. Вместе с тем, для них это структура, пребывание в которой требует больших усилий для соблюдения польского национального достоинства и отстаивания своих интересов.

— Какие перспективы у российско-польских отношений с новым президентом?

— «ПиС» партия не то, чтобы совсем антироссийская, но сдержанно-скептически, а иной раз достаточно резко высказывающаяся о России, ее политике и лидерах. Будет ли Дуда продолжателем этой линии, сказать трудно. В ходе избирательной кампании он использовал сдержанную риторику. Например, говорил, что конфликты с Россией Варшаве не нужны и оснований для них нет. Но вместе с тем заявлял, что Польше надо заботиться о своей безопасности, апеллируя к США и подчеркивая необходимость размещения на территории страны воинского контингента и баз НАТО. То есть, в его представлении, отношения не стоит обострять, но нужно постоянно быть начеку и надеяться на помощь США.

Пока непонятно, какая линия возобладает – сдержанная политика или игра на обострение. Будем надеяться, что хотя бы до избирательной кампании в парламент осенью 2015 Дуда не изменит свою риторику. Ведь обострения отношений с Россией не хочет его основной электорат – польские крестьяне. Не потому, что они очень любят Россию, а потому, что напряженность в отношениях с нашей страной осложняет их собственную жизнь. Для них закрываются серьезные рынки сбыта. Скорее всего, сейчас мягкая, сдержанная линия возобладает, а о том, что произойдет после парламентских выборов, надо будет рассуждать уже осенью.

— Останется ли Польша главным союзником Украины в Европе?

— Анджей Дуда в ходе избирательной кампании подчеркивал, что для Польши главное — это мир, безопасность и спокойствие. Но и он лично, и партия «Право и справедливость», как и весь политический класс Польши, самым решительным образом осудили политику России на Украине. Они расценивают присоединение Крыма, как аннексию, говорят об агрессии, так что здесь акценты расставлены определенно.

С другой стороны, многим полякам не очень нравилась политика Бронислава Коморовского, связанная с терпимым отношением к героизации украинских националистов, ужасно поступавших с польским населением во время Второй мировой войны. Поляки хорошо помнят события «Волынской резни», в ходе которой погибло до ста тысяч человек. Поэтому отсутствие решительного осуждения украинских националистов не нравилось большинству поляков. Пока преждевременно судить, как себя в этом отношении поведет Дуда. Но, вероятно, он учтет эти настроения и изменит акценты в этом вопросе.

Что касается польско-украинских отношений в целом, нужно учитывать, что Польша – член Евросоюза, подчеркивающий свою роль особого эксперта по Востоку. Поэтому политика Брюсселя в значительной мере определяет и политику Варшавы. Говорить о том, что Польша может проводить самостоятельную линию, нет оснований.

— Вы сказали, что главный электорат Дуды – это польские крестьяне. С чем это связано?

— Польша в ходе выборов разделилась практически на две равные части. Коморовский одержал победу на западе страны, а Дуду поддержала Польша восточная. Это традиционная, католическая, крестьянская Польша, которая на протяжении последнего времени постоянно голосовала за Ярослава Качинського. Сохраняется деление Польши на модернистскую, промышленно развитую и проевропейскую часть с одной стороны и более консервативную, условно говоря, более отсталую с другой. Следует учитывать, что в крупных городах победил Коморовский. В Варшаве он вообще набрал 60%. Люди с высшим образованием тоже голосовали главным образом за бывшего президента, а избиратель Дуды – это человек с более низким уровнем образования.

Но случилось нечто совершенно неожиданное – Дуду поддержала польская молодежь. На предыдущих выборах 2010 года молодые люди голосовали в основном за Коморовского, а Ярослав Качинський не снискал их поддержки. Но сейчас все наоборот. Это свидетельствует о том, что поляки ждут перемен. Несмотря на положительную статистику, они испытывают разочарование и недовольство. Так что в известной степени голосование за Дуду было протестным и выражало несогласие с линией «Гражданской платформы».

— Могут ли консервативные взгляды Дуды обострить отношения Польши с Брюсселем?

— Благодаря своим консервативным взглядам он обрел поддержку значительной части консервативного населения. Польша — страна католическая, роль костела там велика, особенно на востоке, где преобладают традиционные ценности. То, что Дуда выступает против абортов, процедуры In vitro (искусственного оплодотворения, — прим. ред.) и гомосексуалистов, не нравится Брюсселю, но зато очень нравится многим полякам.

Правда, неизвестно, будет ли Дуда таким же последовательным в отношении этих вопросов, когда станет президентом. Например, он уже значительно смягчил свою позицию по искусственному оплодотворению, за которое изначально предлагал, чуть ли не сажать в тюрьму. Сейчас некоторые его идеи в Европе вызывают недоумение и неодобрение, но именно это позволило ему победить более либерального Коморовского.

Директор фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Юрий Бондаренко полагает, что избрание нового президента может привести к ухудшению отношений с Россией, но дальше слов дело не зайдет.

— Внешнеполитический курс Польши будет окончательно выработан после парламентских осенних выборов. Если на них одержит победу «ПиС», можно ожидать определенных изменений в худшую для нас сторону. С другой стороны, куда еще хуже? Что может сделать Варшава – разорвать с Москвой дипломатические отношения, объявить войну? Нет, это абсурд.
Что касается экономики, к счастью, Россия никоим образом не зависит от внешней торговли с Польшей. На протяжении последних десятилетий Варшава проводила достаточно жесткую экономическую политику в отношении нашей страны, сама отказалась от многих взаимовыгодных проектов, начиная от газопровода, который шел бы через Польшу, до раскрученных в Советском Союзе брендов, таких, как Hortex, Ursus и другие.

У Польши не осталось возможностей экономически влиять на Россию. Они импортируют из нашей страны только те товары, без которых не смогут функционировать. С другой стороны, Россия завозит из Польши товары, без которых спокойно может обойтись или заменить их – стройматериалы, пластмассы, бытовую химию, косметику.

Так что даже возможное ужесточение позиции Варшавы в отношении России останется на уровне более-менее громких, ни к чему не ведущих деклараций. Один за другим будут делаться жесты в сторону непримиримой оппозиции внутри России, попытки поддержать жесточайших критиков руководства. Варшава может приглашать к себе деятелей типа Касьянова, Павловского и подобных политиков.

— А что с политикой в отношении Украины?

— Дуда будет проводить прежнюю политику. Но нужно понимать, что возможности Польши сильно ограничены по сравнению с их старшими партнерами по Брюсселю и особенно Вашингтоном. Никакие войска Дуда на Украину не пошлет. Максимум это будет сотня-другая инструкторов, после отправки которых крику будет на всю Ивановскую.

Возможно, Варшава в тайне постарается поставлять Киеву оружие, доставшееся Польше от Советского Союза. Например, может передать Украине самолеты МиГ. Но ни о какой финансовой помощи речи не идет. Польша не так богата, да еще Дуда наобещал избирателям манну небесную на 80 миллиардов долларов. Убежден, все останется на уровне деклараций и барабанного боя. По крайней мере, до парламентских выборов.

— А какова позиция Дуды к историческим событиям, в частности, печально известной «Волынской резне»?

— Совсем замалчивать исторические разногласия с Украиной, игнорировать героизацию УПА* и Бандеры Дуда не сможет. Ему придется более жестко выступать в отношении исторической политики Украины, чем Коморовскому. Дуде не позволит закрывать на это глаза его консервативный электорат. Но не нужно думать, что это приведет к кардинальному изменению политики. Скорее всего, просто увеличится количество осуждающих заявлений, и все.

— А близость к Вашингтону повлияет на отношения Варшавы с Брюсселем?

— Нужно понимать, что в польском политическом классе не проводников американских интересов практически нет. Их отличает только степень зависимости от Брюсселя, например, «Право и справедливость» больше евроскептики. Но в отношении США практически все значимые партии стоят в «коленно-локтевой позиции». Кандидаты от неамериканских сил в сумме набирают не более 6-7 процентов.

*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.

Источник

Фото: Анджей Дуда/ Фото: Zuma/ ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.