В Мире

Саудовцы объявили бойкот Обаме

Король Саудовской Аравии Сальман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд пошел на беспрецедентный демарш. Он отказался от участия в саммите США и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГАПЗ), который должен был пройти 13-14 мая в Вашингтоне и Кэмп-Дэвиде. Причина такого шага – саудовцы потеряли надежду сорвать готовящуюся ядерную сделку с Ираном, ключевым геополитическим соперником Эр-Рияда.

В пресс-службе администрации Белого дома заявили, что как раз во время саммита американцы планировали дать партнерам в Персидском заливе необходимые разъяснения, и снять их обеспокоенность. Однако, как заявил посол Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в США Юсеф аль-Отайба, Эр-Рияд и его ближайшие союзники ждали не просто разъяснений. Они требовали гарантий, желательно письменных, что США, учитывая готовящуюся ядерную сделку с Тегераном, будут готовы защитить их в случае нападения со стороны Ирана.

Вашингтон такая постановка вопроса не устроила: арабам дали понять, что о юридических гарантиях, типа пятого пункта устава НАТО (обязывает страны–члены альянса совместно реагировать на агрессию в отношении любого из них), речи идти не может. Вместо этого Вашингтон посулил союзникам поставки новых вооружений, а также активизацию проекта общей системы ПРО стран ССГАПЗ.

В результате разразился скандал. Король Сальман накануне саммита внезапно отменил уже подтвержденный визит, сославшись на крайнюю занятость. К демаршу присоединились король Бахрейна Хамад и монархи Омана и ОАЭ, сославшиеся на болезнь. В итоге, в Вашингтон на встречу с Бараком Обамой прибыли только двое из шести приглашенных глав государств – эмиры Катара и Кувейта.

Все это говорит об одном: Вашингтон начинает нести издержки из-за сближения с Ираном. Суннитские монархи, видимо, попытаются заставить США максимально заплатить за геополитическую смену курса. Одним из пунктов торга, как считают эксперты, могут стать цены на нефть, которые Эр-Рияд уже некоторое время держит низкими, позволяя Вашингтону оказывать давление на Москву.

Как далеко зайдет конфликт Вашингтона и монархий Персидского залива, и какие последствия он будет иметь для России?

– США затеяли стратегическую игру на Ближнем Востоке, – уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. – Ее цель – обмануть Иран и заставить его подчиниться определенным требованиям политики США. В частности, это касается отказа Тегерана от поддержки режима Башара Асада в Сирии и сотрудничества с Россией. Для этого американцы пытаются внушить Ирану, что имеется реальная перспектива налаживания отношений с Западом и получения выгод от этого сотрудничества.

– Что это дает американцам?

– По сути, США пытаются внести раскол в треугольник Россия–Иран-Китай. Этот треугольник включает основные державы незападной цивилизации, которые представляют собственные цивилизационные проекты. Сейчас эти державы сплотились против США – формально не заключая альянса. Штаты пытаются треугольник расколоть, чтобы бить геополитических противников поодиночке.

На сегодня для США главное – нанести основной удар против России: спровоцировать дестабилизацию внутриполитической ситуации, заставить Владимира Путина пойти на уступки в вопросе Донбасса. В достижении этих целей Вашингтону и должно помочь заигрывание с Тегераном.

Речь идет о том, чтобы Иран участвовал в проектах по поставкам газа в Европу в обход России, о заморозке ряда его экономических проектов с РФ, о преференциях для западных компаний на иранском рынке.

Чтобы дожать Россию, США временно идут на уступки Тегерану и, видимо, Китаю. Иран, правда, пока четко заявляет, что не намерен отказываться от своих региональных приоритетов в регионе – от поддержки шиитского населения в Йемене, Саудовской Аравии, Бахрейне.

– Партнерские отношения с монархиями Персидского залива мешают Вашингтону?

– Если США дадут юридические гарантии защиты странам ССГАПЗ, это будет выглядеть, как выпад против Ирана. Тогда стратегия американцев по разыгрыванию иранской карты провалится: Иран поймет, что США действуют неискренне, и намерены блокировать все усилия Ирана на Ближнем Востоке.

У монархий сейчас могут возникнуть серьезные проблемы с шиитскими меньшинствами. Я уже не говорю о том, что Саудовская Аравия оказывается практически единственным спонсором анти-асадовской деятельности в Сирии. Фактически, монархии чувствуют, что США их «развели» и бросили.

Однако для Вашингтона стратегическая цель – расколоть треугольник трех держав – куда важнее интересов саудовских партнеров.

– Эти партнеры могут чем-то ответить США, например, повысить цену на нефть?

– Они уже подняли цену на «черное золото». Что симптоматично, в конце апреля король Саудовской Аравии Сальман звонил президенту Путину, чтобы обсудить ситуацию на Ближнем Востоке. Могу предположить, что Путин дал понять: шиитскому меньшинству нужно предоставить автономию, и на этой основе запустить в Йемене мирный процесс.

Думаю, после нынешнего демарша Саудовская Аравия поубавит военный пыл. Сейчас становится очевидным, что прямой военной поддержки от США арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией, воюющая в Йемене, не получит. Это значит, события и дальше будут развиваться по сценарию гибридной войны малой интенсивности, которая имеет все шансы перекинуться на саудовскую территорию.

Саудовцы вынуждены в такой ситуации маневрировать, и даже искать поддержки у России. Однако РФ не собирается разрывать отношения с Ираном ради спасения саудовской монархии. Не собирается спасать персидские монархии и Запад – он тоже маневрирует и решает собственные проблемы.

– Можно ли сказать, что Россия в данной ситуации выигрывает, поскольку перед ней открываются дополнительные возможности на Ближнем Востоке?

– Любая игра, когда она переходит в маневренную стадию, открывает новые возможности, но в то же время порождает большое количество опасностей. Тут все зависит от искусства дипломатии, политических интриг, смелости действий. У России сильная дипломатическая школа и по Ирану, и по Ближнему Востоку в целом. Главное сейчас – не поддаться влиянию российской «пятой колонны» в нашем дипломатическом корпусе, которая настроена откровенно против Ирана и в пользу Израиля. Если строго держаться собственных интересов, мы на Ближнем Востоке можем разыгрывать сейчас неплохие партии…

– Американцы не учитывают исторической глубины раскола между суннитами и шиитами, – уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров. – Штаты живут сегодняшним днем. Они считают, что есть проблема с Саудовской Аравией, Ираном, а также странами, которые их поддерживают, но эту проблему можно отрегулировать, и иметь влияние на оба центра силы на Ближнем Востоке. Американцы не понимают, что если та же Саудовская Аравия согласится с политикой, которую проводит Вашингтон в отношении Тегерана, то мгновенно потеряет авторитет в арабском мире. И что это для саудовцев совершенно неприемлемо.

Именно поэтому Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ заняли столь жесткую позицию накануне саммита ССГАПЗ. Теперь, надо думать, цены на нефть действительно пойдут вверх – что России только на руку…

Источник

Фото: EPA/ ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.