shadow

Рекламная кампания, которая «взорвет» Восток и Юг Украины — украинский эксперт


shadow

На фоне рекламной кампании по поиску «бытовых сепаратистов», мало кто обратил внимание на важную деталь. Вместе с листовками «Поймай сепаратиста» распространяются и другие – что делать, если «вдруг» в твоем городе начнется война.

Неувязки и объяснения

Авторов кампании по ловле «бытовых сепаратистов» помог найти Украинский кризисный медиацентр (УКМЦ), который тут оказался не причем. Оказалось, что разработало плакаты и листовки агентство маркетинговых коммуникаций RAM 360.

Выглядит довольно странно, что распространители агитации об этом не знали. «Объединение региональных медиацентров Харькова, Одессы, Днепропетровска и Запорожья в апреле 2015 года запустило социальную кампанию«, – сказано в пресс-релизе, который я получил из агентства в ответ на запрос. И дальше: «Творческий партнер инициативы – агентство маркетинговых коммуникаций RAM 360».

А вместо того, чтобы сказать «это наша с коллегами инициатива» и дать контакты авторов, Харьковский антикризисный инфоцентр (ХАКИ) в лице Глеба Тимошенко зачем-то запутывает следы. И объяснение гендиректора RAM 360 Алины Фроловой (она действительно когда-то работала в Украинском кризисном медиацентре) выглядит не слишком убедительно:

«Это чисто техническая путаница. Все работают с конкретными людьми: со мной, нашей рабочей группой (Иветта Деликатная и Елена Лобова), менеджером проекта, а не с агентством или УКМЦ. Глеб работает с нами как с людьми из агентства много лет по профессиональным задачам. Наше «социальное» лицо для него было впервые открыто в рамках УКМЦ год назад. При этом сейчас все, включая Глеба, прекрасно знают и уведомлены нами, что ни я, ни Иветта, ни Лена больше не являемся членами команды УКМЦ уже много месяцев. Вероятно, Глеб сказал это просто по привычке, не уделив этому внимания«.

Отсутствие выходных данных на агитации директор агентства объяснила тем, что «кампания – волонтерская, поэтому и отношение к материалам было менее формальное».
Алина Фролова утверждает, что проект реализуется при поддержке Министерства обороны Украины, СБУ, МЧС и областных государственных администраций. Если в поддержку ОГА поверить легко (например, упомянутый представитель ХАКИ Глеб Тимошенко является советником харьковского губернатора Игоря Райнина), то с силовиками – сложнее.
«Согласование шло на уровне текста», – сообщает Алина Фролова о взаимодействии с СБУ, Минобороны, МЧС.

Но, по крайней мере, в СБУ ничего такого не знали. Спикер СБУ Елена Гитлянская не слышала о кампании на момент ее начала. Трудно представить, что при жесткой иерархии согласований в этой структуре такая масштабная кампания прошла бы мимо спикера.

В СБУ все по-другому

Материалы, разработанные СБУ, как и Министерством обороны, разительно отличаются от «карательной» агитации «общественников». Минобороны на плакатах и билбордах показывает, скажем, героев-«киборгов» из Донецкого аэропорта, призывает мобилизоваться, чтобы защитить страну, – но не доходит до высот советской военной пропаганды типа «Убей немца».

366431966[1]

Так же и СБУ. Управлением СБУ в Харьковской области за последние месяцы проделана колоссальная информационная работа. В СМИ опубликована памятка, как действовать в случае выявления подозрительных предметов, при угрозе совершения теракта. Видеоролики и радиообращения запущены на харьковских телеканалах, радио, рекламных экранах в супермаркетах, метрополитене, на железной дороге.

Да, там есть телефон горячей линии областного УСБУ, куда можно в любое время суток сообщить о подозрительных предметах и личностях. Но речь идет о реальном подозрении на теракт, а не о разговорах на кухне.

«Звонки на горячую линию поступают в большом количестве. Все они тщательно проверяются, и далеко не каждое сообщение находит свое подтверждение. При выявлении признаков правонарушения или преступления Управлением принимаются предусмотренные законом меры правового реагирования. В любом случае, мы признательны всем харьковчанам и жителям области за проявленную бдительность и активную гражданскую позицию«, – говорит пресс-секретарь УСБУ в Харьковской области Владислав Абдула.

Важно, в каких словах Служба безопасности Украины обращается к харьковчанам с более чем 100 билбордов, сити-лайтов и плазменных экранов: она призывает к сохранению мира и спокойствия в городе. Как рассказал источник, близкий к УСБУ, к разработке этой агитации привлекались психологи. Целью было донести эту информацию, не спровоцировав роста напряженности в городе.

Судя по истерии, которая разыгралась после появления листовок «Заложи бытового сепаратиста», авторы кампании – RAM 360 – на эту тему не заморачивались.

Правозащитники бьют тревогу

По поводу такой агитации уже выступил Украинский хельсинкский союз по правам человека. В своем открытом обращении он отмечает, что охота на «бытовых сепаратистов» неизбежно приведет к нарушению конституционных прав граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений:

«Предложенный «рекламный» порядок  информирования не о тех лицах, которые готовят преступления, а о тех, кто «неправильно» думает, не предусмотрен действующим законодательством«.

В обращении также отмечается, что подобные призывы трудно не ассоциировать с практикой массового доносительства эпохи тоталитаризма. Такую параллель уже провели многие. Но этот удар по массовому сознанию не единственный. Вместе с материалами про «бытовых сепаратистов» распространяются и другие – на тему войны «в вашем городе».

Как сообщает агентство RAM 360, кампанию планируется развернуть в 27 городах: Запорожье, Бердянск, Мелитополь, Энергодар, Харьков, Чугуев, Лозовая, Изюм, Краматорск, Дружковка, Николаевка, Красный Лиман, Святогорье, Константиновка, Артемовск, Доброполье, Славянск, Мариуполь, Одесса, Херсон, Измаил, Ильичевск, Южный, Старобельск, Счастье, Северодонецк, Новоайдар.

Программа «Опасность – СМЕРТЬ»

Давайте представим себе, мысли и чувства жителя города, который уже пережил боевые действия – Славянска, например, Мариуполя, Константиновки или Счастья – при виде подобных плакатов. «В вашем городе начались боевые действия», «Вы встретили вооруженного человека», «Начались взрывы и выстрелы», «В вашем доме произошел взрыв».

Читает ли этот человек «полезные советы»? Да нет, он переживает паническую атаку – у нас опять будет война?! Через его тело вновь проходит вибрация минометного залпа. У него в ушах вновь свист снаряда: «к нам или от нас?» И хочется закрыть руками голову, и закопаться в землю – нет, бежать, не разбирая дороги к укрытию!..

Все это, напомню, сопровождается телефоном горячей линии правительства. То есть воспринимается так, что правительство советует людям собрать тревожный чемоданчик, аптечку, и готовиться выбираться из-под завалов.

Примерно то же переживает человек из городов глубокого тыла – Запорожья, Херсона, Одессы. Он видит предупреждение «от правительства», что завтра взрывы и выстрелы, которыми до сих был полон лишь каждый выпуск новостей по ТВ.

«С точки зрения психолога, это или неумелое и неуклюжее желание позаботиться о людях, или выбивание у них почвы из под ног самым банальным способом. «Опасность – СМЕРТЬ» – вот именно эта программа на бессознательном уровне запустится. Если есть предостережение плюс убеждение, что власти заботятся и вы в безопасности, только будьте бдительны, – это будет ресурсно, хоть и волнительно. А эти листовки просто запустят панику«, – убеждена психолог Ксения Лищинская.

Прием с «полезными советами на случай войны», к слову, применялся в Луганске задолго до начала боевых действий. Еще в марте прошлого года подъезды многоэтажек там были обклеены листовками «Где прятаться, если артобстрел?» Тогда их единственной целью было поднять градус массовой истерии и паранойи у обывателей в период затишья между штурмами админзданий.

Чего хотели профессионалы?

Гендиректор агентства RAM 360 Алина Фролова говорит, что психологов и социологов не привлекали к работе. Но человек, который занимается маркетинговыми коммуникациями, не может не понимать, как важны нюансы, чтобы донести месседж до адресата и не испортить дела.

Среди клиентов агентства были мировые бренды – Nokia, JTI, Nestle, La Redoute, Bonduelle, Danone, Coca-Cola, Nutricia. Как минимум, от тамошних специалистов в RAM 360 должны бы знать, что в массовой коммуникации важно всё – вплоть до наличия/отсутствия засечек у шрифта, не говоря об оттенках цвета или смысловых обертонах текста!
И вдруг у профессионалов рождается кампания, которая работает в направлении, обратном от заявленного. Тут поневоле задумаешься – а может, как раз и задумывалась акция, чтобы раскачать восток и юг Украины? Подготовить почву для объемного социального взрыва – от Харькова до Одессы?

Конечно, на вопросы Алина Фролова отвечает бойко. Знания по гражданской обороне – надо напомнить. Сепаратизм – преступление, должны сознавать персональную ответственность. Кампании про «бытовых сепаратистов» и про войну – отдельные, просто, если одновременно, то легче найти распространителей. Выходные данные не поставили – потому что волонтерский проект…

Но все же нестыковки, о которых написано выше, а главное – вот эта глобальная неувязка (катастрофические результаты кампании у профессионалов массовой коммуникации) заставляют насторожиться.

И, если уж на то пошло, прислушаемся к совету с плакатов про «бытовой сепаратизм» и проявим бдительность. Наверно, Службе безопасности Украины хорошо было бы заняться авторами кампании и распространителями этой агитации.

Мне-то Алина Фролова ответила, что деньги на кампанию собирали волонтерским способом «кто сколько сможет». Но мало ли что выяснится в ходе проверки.

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: