В Мире

Глобальный рейх Обамы

Принципы работы мирового хозяйства должны определять исключительно Соединенные Штаты. «Мы должны быть уверены, что это мы пишем правила для глобальной экономики, а не страны вроде Китая», – заявил Барак Обама в своем послании Конгрессу, где сейчас на рассмотрении находится закон о предоставлении президенту права самостоятельно заключать торговые соглашения в рамках Транстихоокеанского партнерства.

Свой тезис Обама мотивировал тем, что 95% потребителей продукции Штатов живут за их пределами. «Наш экспорт поддерживает более 11 миллионов рабочих мест, и мы знаем, что компании-экспортеры платят более высокую зарплату, чем остальные. Сегодня у нас есть возможность открыть еще больше новых рынков для товаров и услуг, которые опираются на три слова, вызывающих чувство гордости – «Сделано в Америке», – сказано в послании. Получается, что ради увеличения рабочих мест в своей стране, Вашингтон готов навязывать всему миру свои правила игры.

Слова Обамы можно считать знаковыми. Ранее вся риторика Штатов на международной арене сводилась к тому, что США – самая демократическая страна с самой лучшей экономической системой, и если другие государства хотят достичь больших успехов в развитии, то должны перенимать американский опыт. Еще был тезис, что Соединенные Штаты должны помочь другим народам построить демократию, а потому имеют право вторгаться во внутренние дела других стран. Теперь же фактически Обама говорит о том, что цель США – мировое господство. Соответственно, на пути к этой цели хороши любые средства.
Американский президент не случайно упомянул Китай. Дело в том, что за последнее десятилетие доля США в глобальном ВВП упала с 23 до 18%, а доля Китая возросла с 10 до 15%. В качестве рецепта, как не упустить мировое лидерство уже в ближайшие годы, в 2013 году было предложено создать Транстихоокеанское партнерство, подразумевающее формирование зоны свободной торговли. Одновременно было решено создать Трансатлантическое партнерство, куда бы вошли США и страны Евросоюза. Таким образом, по замыслу американских стратегов, Соединенные Штаты смогут свободно присутствовать на рынке, объединяющем 20% мирового населения, 65% мирового ВВП и 70% глобального экспорта. Не сложно догадаться, что при таком раскладе лидерство Штатов уже никем не будет поставлено под сомнение.

Но столь грандиозные планы наталкиваются на интересы других ведущих мировых игроков. Так, Китай уже много лет активно развивает идею АСЕАН+6 (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии плюс Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На КНР должна приходится половина ВВП шестнадцати входящих в объединение государств. Понятно, что идея Пекина и идея Вашингтона не могут реализовываться одновременно. Между двумя центрами притяжения уже развернулась борьба за союзников.

Не всё благополучно обстоит у США и с Трансатлантическим партнерством. В Евросоюзе многие понимают, что не выдержат экономической конкуренции с Соединенными Штатами, и так называемое «партнерство» превратится в объединение, где Америка будет беспрепятственно пользоваться достижениями народного хозяйства Старого Света.

Не стоит списывать со счетов и интеграционные процессы, в которых участвует Россия. И если Евразийский экономический союз не может сравниться по своей мощи с проектами ни Трансатлантического, ни Транстихоокеанского партнерства, то объединение БРИКС способно составить им серьезную конкуренцию.

Правда, сложно рассчитывать на то, что Вашингтон будет вести борьбу честно. Опыт последних лет показывает, что американцы для подрыва конкурентов активно используют как военную силу, так и игру на внутренних противоречиях в других государствах.

– Сегодня в мировой экономике Китайская Народная Республика стала серьезным конкурентом для многих стран, в том числе и для США, – считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Причина недовольства Вашингтона проста. В прошлом году дефицит торгового баланса у США в отношениях с Китаем составил свыше 300 миллиардов долларов. То есть, Америка стала импортером китайской продукции. Эта ситуация не устраивает Вашингтон. Пекин аккумулирует огромное количество американской валюты, которую вкладывает в американские ценные бумаги. Конгресс готовится выдать президенту США так называемые «торговые полномочия». И Обама очертил, как именно он собирается их использовать, то есть ограничивать конкуренцию со стороны Китая.

Это означает, что в ближайшее время следует ждать обострения американо-китайских торговых и экономических отношений. Все слова о господстве – больше риторика. Чтобы сократить торговый дефицит, американцам предстоит еще работать и работать. Вряд ли они в ближайшее время смогут сократить этот дефицит существенно.

– Что в ответ может предпринять Китай?

– На сегодняшний день Китай предлагает дешевый экспорт и демонстрирует динамичное развитие экономики. За счет технического прогресса КНР может еще больше понизить стоимость своих товаров. Американцы действуют по-другому: давят на Пекин с целью повысить курс юаня. Но Китай сам может сыграть на цене юаня, если ее снизить, то экспортные преимущества вырастут.

США же постараются заключить соглашения с другими азиатскими странами. Но и Китай начнет более агрессивно проводить внешнюю политику, добиваясь эксклюзивного права выхода на рынки некоторых стран.

– Есть ли у США столько товаров, чтобы вытеснить с мировых рынков Китай?

– По большому счету, Америка мало что может предложить массово. Пожалуй, только сельскохозяйственную продукцию. Возможно, США будут экспортировать энергоносители. Всё остальное выгоднее покупать у Китая. Обама высказал, скорее, декларацию о намерениях. Мол, буду отстаивать везде американские интересы, и мы будем первыми во всём.

– США воспринимают Китай как серьезного конкурента, – говорит руководитель Центра исследования внешнеполитических механизмов США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов. – Администрация Клинтона проводила в отношении КНР политику стратегического партнерства. Обама, когда только стал президентом, попытался вернуться к этой стратегии. Бжезинским и Киссинджером даже выдвигалась идея так называемой G-2, чтобы США и Китай вместе правили миром.

Сейчас Вашингтон придерживается другого плана. США хотят создать Трансатлантическую и Транстихоокеанскую зоны свободной торговли. План направлен на утверждение господства Америки.

– Какими средствами США будут утверждать свое господство?

– Не случайно сейчас Китай добивается от России поставок самого современного вооружения, такого как комплексы С-400 и самолеты Су-35. Интересно, что до кризиса на Украине Москва воздерживалась от продажи современного оружия Китаю. Но после резкого обострения российско-американских отношений, мы склоняемся к этой идее.

Сейчас Соединенные Штаты проводят политику «мягкого» сдерживания Китая, окружая его поясом государств, которые готовы противостоять КНР. В частности, Америка замирилась с Вьетнамом, фактически согласилась на ядерный статус Индии. К политике сдерживания активно подключают Японию.

– Но многие страны относятся к планам США отрицательно. Удастся ли Америке достичь своих целей?

– Мир уже движется к многополярному устройству. Как показывает кризис на Украине, этот процесс не будет идти безболезненно. Но в целом, у американцев ничего не получится. Стоит учитывать, что в Вашингтоне очень громоздкая бюрократическая машина. Обама сформулировал концепцию двух больших зон свободной торговли. Но до конца его президентства можно ожидать, что американцы начнут делать лишь робкие шаги. До предполагаемого утверждения экономического господства еще очень и очень далеко.

В то же время, будет расти сопротивление государств, несогласных с планами Штатов. Есть Шанхайская организация сотрудничества. Страны БРИКС приняли решение о создании своего банка. Постоянно поднимается вопрос, чтобы в торговых отношениях отказаться от долларового эквивалента, а пользоваться национальными валютами.

– Речь Обамы знаменует принципиальный поворот во внешней политике Соединенных Штатов, – уверен старший научный сотрудник РИСИ Аждар Куртов. – Слова американского президента поражают своей напористостью. Давайте вдумаемся, что значат слова о том, что Вашингтон будет определять мировую экономику. Обама мотивирует свой посыл тем, что его страна должна развивать экспорт. Но торговля это же далеко не вся мировая экономика. Цель экономики – обеспечение жизнедеятельности общества, и торговля далеко не главная составляющая благосостояния государств.

Дело в том, что США за последние полтора десятилетия столкнулись с сокращением своего могущества. В начале 1990-х годов американцы чувствовали себя монополистами в мировой экономике и политике. Они избавились от своего главного геополитического конкурента – Советского Союза, а Китай еще не воспринимали всерьез как глобальную силу. Американцы уверовали в свое всемогущество, и что оно будет длиться бесконечно долго. Но Россия, пройдя через разруху «девяностых» и преклонение перед Западом, стала отстаивать свои национальные интересы. Китай показал быстрый рост.

– Как США могут противодействовать росту своих конкурентов?

– В Вашингтоне стали понимать, что эра всемирного господства Штатов уходит. И американцы стали предпринимать активные шаги по нейтрализации своих геополитических конкурентов. Они не стали конкурировать на равных, увеличивая свою экономическую мощь, а стали навязывать всем свои правила поведения в бизнесе и в политике. И мы видим, что средства крайне разнообразны, включая свержение правительств, мятежи, создание управляемого хаоса в разных государствах. Параллельно блокируют усилия России и Китая через международные экономические структуры, такие как МВФ и Всемирный банк.

Кроме того, США стали создавать зоны свободной торговли в Атлантике и на Тихом океане. А это уже глобальные объединения. На мой взгляд, Соединенные Штаты вынашивают далеко идущие планы по радикальному переформатированию международных организаций, таких как ВТО и даже ООН.

– Кто может противостоять американским планам?

– В последнее время активно развивается Шанхайская организация сотрудничества, двусторонние отношения России и Китая. Сам Китай очень активен, и у него есть для этого экономические возможности. Не случайно, сейчас вспыхивают различные застарелые конфликты. Обратите внимание, что одной из сторон конфликта становится Китай, а другой – Япония, Корея, Вьетнам. Вашингтон заинтересован поддерживать образ Китая, как страны, представляющей угрозу для других государств Тихоокеанского региона, чтобы предлагать свои услуги гаранта сохранения «статуса-кво».

Россия тоже активно стала возвращаться в регион. Скажем, заново открывается наша военная база во Вьетнаме. Недавний визит премьера Медведева в эту страну показал, что сотрудничество Москвы и Ханоя имеет хорошие перспективы.

Есть БРИКС. Летом должен состояться саммит этого объединения, и сейчас доступны некоторые документы, которые будут обсуждать на встрече. По ним видно, что государства БРИКС недовольны американской политикой в мире и, в частности, американскими регулирующими инструментами в экономике, такими как рейтинговые агентства.

– Что можно ожидать от Вашингтона?

– Когда страна имеет большие амбиции, но у нее нет для этого ресурсов, то правительство может пойти на радикальные действия. От США можно ожидать инициирования региональных конфликтов, в том числе, в «горячей» форме. Некоторые специалисты говорят даже о развязывании новой мировой войны. Я сам скептически отношусь к такой перспективе. Но стоит помнить ситуацию конца 1920-х – начала 1930-х годов. Тогда из экономических сложностей попытались выйти методом перекройки границ и развязывания большой войны. Так что этот вариант тоже исключать нельзя.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.