В России

«Не хочу, чтобы Прохоров становился Ходорковским»

После недолгой борьбы бизнесмен Михаил Прохоров потерял контроль уже над второй партией, созданной под собственным началом. В пятницу он сначала сумел добиться отстранения от руководства «Гражданской платформой» своего оппонента Рифата Шайхутдинова, однако после этого вслед за соратниками неожиданно вышел из партии сам. Корреспондент «Газеты.Ru» следил за обоими актами этой политической трагикомедии.

Шайхутдинов уходит…

Уже по тому, что накануне в редакцию «Газеты.Ru» пришло сразу два приглашения на заседание федерального гражданского комитета партии, стало понятно, что дела в партии идут совсем трудно: официальный релиз прислала пресс-служба партии, а пиарщики группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова дозвонилась до отдела политики, причем о партийных товарищах они ничего не знали. Без раскола явно не обошлось.

На самом заседании основатель партии Михаил Прохоров вроде бы сразу пошел в атаку, выразив требование членов политического комитета партии провести перед ФГК заседание руководящего органа — федерального политкомитета. «Надо исправить ошибку, совершенную год назад», – многозначительно намекнул он.

При этом рассадка оставалась традиционной: Шайхутдинов сидел по левую руку от бизнесмена, а Ирина Прохорова – по правую, и это только добавляло ситуации драматичности.

Шестеро из восьми членов ФПК предложили вынести на повестку дня смещение с должности своего главы Шайхутдинова с дальнейшим его исключением из партии.

«Мне можно высказаться?» – несколько раз робко спрашивал Рифат Шайхутдинов у Прохорова.

«Нет, вы вначале объявите заседание политкомитета по нашему требованию», – угрожающе отвечал основатель ГП.

Буквально через пару минут большинством голосов на пост главы ФПК вернули Прохорова.

Лишь тогда Шайхутдинову дали слово. В своем монологе он попросил объяснить, чем же «антимайдан» не соответствует идеологии партии, а также выразил опасения по поводу возможных метаморфоз, которые могут ждать партию: «Я не хочу, чтобы партия превращалась в ПАРНАС, не хочу превращаться в Навального. Надеюсь, Михаил Дмитриевич не хочет превращаться в Ходорковского», – то ли увещевал, то ли угрожал политтехнолог.

Заодно он обвинил основателя партии в отходе от принципов антиреволюционности, системности и демократичности. «Эти принципы подтвердил и сам Прохоров, когда легитимизировал выборы президента России, приняв в них участие в качестве политического партнера Владимира Путина», – все больше распалялся смещенный лидер партии.

«Ты, Михаил Дмитриевич, не хочешь выполнять те обещания, под которые тысячи людей пошли за тобой», – у Шайхутдинова был свой взгляд на то, кто и какую ошибку допустил.

«А что вы вообще тыкаете?» – возмутилась Ирина Прохорова.

После чего обвинения посыпались уже в адрес самого Шайхутдинова. Правда, за исключение Шайхутдинова из партии вовсе высказался только Соломон Гинзбург, обосновывая это плачевным положением дел в ГП: «Нам нужно готовиться к выборам в Госдуму, а в нынешнем положении партия непроходная. Мы не сможем толкаться локтями в вассальности». Напомним, что в СМИ Гинзбург первым открыто выступил против политики Шайхутдинова.

В итоге, несмотря на потерю полномочий, Шайхутдинов в партии остался. «Спасибо за поддержку, коллеги», – съязвил он, после чего пригрозил всем партийным съездом 24 марта и потребовал обсудить на ФГК поведение Андрея Макаревича.

Но, как выяснилось, это было только начало.

…и возвращается

В защиту Шайхутдинова выступил только полковник «Альфы» в отставке Сергей Милицкий: «Что вы сами из партии не уходите, если вам все так не нравится»?

Сложилось впечатление, что сторонники Прохорова восприняли это не как злобный выпад, а как руководство к действию. Один за другим члены ФГК стали заявлять о своем уходе. «Сама постановка вопроса об Андрее Вадимовиче является знаковой. Это значит, что в организме, который мы создавали, что-то пошло не так», – объяснял актер Леонид Ярмольник.

«Привет от Аллы Борисовны», – закончил он, объяснив, что Пугачева придерживается таких же позиций.

Аналогичное заявление поступило от Людмилы Улицкой. Его зачитала директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева, которая тоже оказалась полностью согласна с писательницей. В таком же ключе высказались полномочный представитель правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский и журналист Станислав Кучер.

Дальше они, как и полагается настоящим представителям интеллигенции, посыпали голову пеплом и во всех бедах обвинили себя самих.

В итоге сам Михаил Прохоров, буквально за двадцать минут до этого одержавший победу в аппаратной борьбе, предложил всем присутствующим уйти из всех органов ГП.

«Меня не смущает, что повторяется история с «Правым делом». Лучше сохранить честь и достоинство», – предварил напрашивающиеся вопросы журналист Александр Любимов.

При этом Прохоров потребовал от будущего съезда сменить название партии, чтобы никак не ассоциироваться с ней.

«Не хотел бы мракобесам мешать своим именем биться за места в Госдуме любой ценой».

«Или мы становимся как все и надеемся, что нам подарят шанс, или остаемся сами собой. Я считаю, что нет ничего дороже последнего», – заявил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

Их примером вдохновились и все остальные присутствующие. К концу заседания в ФГК и ФПК остались только Милицкий и Шайхутдинов. «Я не ухожу», – как-то уж очень зловеще хохотнул последний.

Напоследок Прохоров обещал подумать, как продолжать реализовывать инициативы своих бывших коллег по партии в другом формате.

Источник в ГП, объясняя странный разворот сторонников Прохорова, рассказал «Газете.Ru», что на съезде Шайхутдинов все равно бы выиграл, так как до этого установил контроль над контрольными отделениями: «В партию последнее время приходили странные люди, фактически выступающие спойлерами для других партийцев».

Правда, другие источники утверждают, что однозначные выводы было бы делать слишком поспешно: «Расклад был примерно 50 на 50».

Замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов объясняет, что для Прохорова деятельность Шайхутдинова несла серьезные имиджевые потери, которые могли обернуться и финансовыми:

«Партия не просто соревновалась с другими партиями в лояльности власти – так было и при Прохорове. Она решила конкурировать на одном поле с радикальными национал-патриотическими движениями, что было политически неприемлемо для целого ряда знаковых соорганизаторов партии».

Накануне сегодняшних событий источник, близкий к Кремлю, намекал «Газете.Ru», что Прохоров не уйдет из партии без санкции главы государства, так как экс-бизнесмена держат в запасе как возможного кандидата на следующих президентских выборах.

«В администрации президента и так не верят в перспективы либерального электората, а значит, и спойлера больше не нужно», — разъяснил произошедшее уже сегодня источник в одном из околокремлевских фондов.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.