Финансы

Налоговые махинаторы ругают инвестиционный климат России

Посол Швеции в Москве Вероника Бард, пригрозила, что шведские компании могут покинуть российский рынок. По ее словам, в нашей стране присутствуют некие «раздражители», которые портят ее инвестиционный климат, и это может привести к нежеланию шведов вести дела в России. Одним из таких раздражителей она назвала то, что российская налоговая… заставляет иностранные компании честно платить налоги.

Речь шла о судебных разбирательствах между ФНС и шведским производителем косметики Oriflame. В результате выездных проверок 2013-2014 годов налоговики предположили, что местное представительство компании намеренно занижает свои доходы, чтобы меньше платить в российскую казну. Летом 2014 года в столичном офисе Oriflame прошли обыски, и расследование, в котором принимало участие сразу несколько ведомств, выявило некоторые нестыковки.

В 2006 году выручка компании на российском рынке составила 10,7 миллиардов рублей, однако вместо прибыли Oriflame задекларировала чистый убыток в 956 миллионов. К 2010 году выручка выросла вдвое – почти до 20 миллиардов рублей, тем не менее производитель косметики опять признал свою деятельность нерентабельной, заявляя о суммарных убытках в три миллиарда за последние пять лет.

Проведенные проверки показали, что на самом деле прибыль в компании была. С начала 2008 года и по осень 2010 она превысила два миллиарда рублей, однако эти деньги были списаны в расходы под видом лицензионных отчислений в голландский офис.

Материалы передали в Следственный комитет, и было установлено, что в период с 2006 по 2010 год из-за подобных махинаций бюджет России мог недополучить налогов с суммы больше трех миллиардов рублей, плюс причитающиеся пени. Всего налоговики затребовали доплатить 537 миллионов.

Аргументы об отсутствии махинаций и необходимости лицензионных отчислений не выдерживают никакой критики. Даже далекому от налоговых дел человеку понятно, что ни одна компания, руководство которой находится в здравом уме, не будет продолжать свою деятельность на протяжении долгих лет, если деятельность эта исключительно убыточна.

Согласился с доводами налоговиков и российский суд, в ноябре прошлого года наказавший компании уплатить недостачу. Oriflame подала апелляцию, но 25 февраля, жалобу отклонили, и вердикт остался в силе.

Если прежде суды чаще вставали на сторону налогоплательщика, то в последнее время они стали занимать позицию налоговиков. Так, к примеру, весной прошлого года под раздачу попало местное представительство японской компании Mazda, закупавшей автомобили по завышенной цене, и работавшее по документам себе в убыток, чтобы избежать уплаты налогов. Теперь настала очередь косметического концерна. К слову, последний уже имел печальный опыт судебных тяжб с российскими ведомствами, а именно с таможенной службой, впрочем, тогда суммы были куда менее значительными.

Похоже, тенденция к тому, что наша страна не желает упускать свое и не позволяет зарубежным компаниям химичить с налогами, некоторым из них очень не нравится. И именно в этом они усмотрели ухудшение местного инвестиционного климата. Вероника Бард, к примеру, вслух изумляется такой дикости, как необходимости честно платить налоги, ведь добродетельные шведские компании и без того заботятся о нашей стране, создавая здесь рабочие места.

«Для них создают проблемы налоговая служба и другие ветви российской власти, в том числе продолжают требовать, чтобы компания платила роялти, несмотря на то, что есть судебное решение, что им не надо это делать, и эти требования не соответствуют международному праву. В такое сложное время это может привести к тому, что русские лишатся работы», — всплескивает руками посол Швеции в Москве.

Слухи о том, что зарубежные компании вот-вот побегут из России, в которой им ну никак не дают работать, в течение последнего года появлялись с завидной регулярностью. Некоторые даже действительно покидают наш рынок. Но действительно ли имеет место ухудшение инвестиционного климата или тому есть совершенно другие причины?

На самом деле все намного проще. Необходимость уплаты налогов большинство иностранных компаний совершенно не смущает – они прекрасно понимают, что законы страны, в которой зарабатываешь деньги, нужно соблюдать. Другое дело, что зарабатывать в связи с экономическими проблемами стало сложнее. Падение курса рубля отразилось как на валютной прибыли зарубежных компаний, так и на активности российского потребителя. Именно этим большинство уходящих с нашего рынка иностранных компаний объясняют свое решение.

Особенно сильно это ударило по производителям одежды. Закрывают свои магазины такие международные бренды, как Esprit, NewLook и RiverIsland, вдвое уменьшает количество торговых точек компания Vis-a-vis. Сообщила о закрытии 200 магазинов марка Adidas, которой российский рынок приносит 7% общей прибыли.

«Мы являемся жертвами собственных успехов. Являясь безусловным лидером рынка, мы были особенно затронуты экономическим спадом, ухудшением потребительских настроений и высокой промо-конкуренцией в России», — объяснил ее генеральный директор Герберт Хайнер. Впрочем, он уточнил, что российский рынок остается для компании очень перспективным, несмотря на сиюминутные трудности. К слову, закрыв 200 магазинов на территории России, лишь часть из которых убыточна, а остальные просто требуют дизайнерских изменений, Adidas планирует открыть в нашей стране 100 новых.

Кстати, меньше прочих брендов одежды пострадала как раз шведская компания H&M. Ее руководство довольно финансовыми результатами прошлого года и закрывать российские магазины не собирается. Не планирует уходить с нашего рынка и шведская же IKEA. Наоборот, до 2020 года она намерена инвестировать в Россию два миллиарда евро и собирается строить новые торговые центры.

Да и действия компании Oriflame несколько противоречат прогнозам Вероники Бард. Экономические проблемы затронули и ее, о чем свидетельствуют прошлогодние поиски покупателя на завод по производству губной помады в Красногорске, однако одновременно с этим ею недавно был открыт новый производственно-логистический комплекс в Ногинске. Да и цифры говорят лучше всяких слов. Продажи Oriflame на российском рынке за прошлый год выросли, увеличилась и прибыль в местной валюте. С падением курса же производитель косметики вполне успешно борется, повышая цены.

Так что российский рынок более чем интересен иностранным компаниям, и уходить с него по собственному желанию никто не намерен, прекрасно понимая, что основная масса реализуемой здесь продукции заменима, и освободившееся место сразу займут другие. И все разговоры об ухудшении инвестиционного климата России напоминают шантаж не желающих платить налоги в соответствии с требованиями законодательства нашей страны. Вот только шантажировать-то по большому счету нечем – наш рынок для иностранных компаний намного важнее, чем для России их присутствие на нем.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.