В Мире

Евросоюз колется о кактус собственного непризнания Крыма, но продолжает жевать

Ее риторика меняет направление словно флюгер от легкого дуновения ветерка. То она утверждает, что «с Путиным не будет договоренностей, разве что на его условиях, а это неприемлемо и невозможно», то заговорит о едином пространстве «от Владивостока до Лиссабона». Несколько дней назад, выступая на заседании партии Христианско-демократический союз, канцлер Германии пообещала, что «правительства европейских государств будут делать все, чтобы Россия вновь стала их партнером», уточнив, что европейский порядок нужно строить вместе с Россией, а не против нее. И тут же заявила о возможности введения против нашей страны новых санкций, которые, впрочем, по ее словам, не являются самоцелью.

Глядишь, пройдет еще день-другой, и настроение Ангелы Меркель снова поменяется, отразившись и на ее речах в адрес России. Посему доверять этим словам, радоваться или печалиться по поводу очередного заявления, не стоит. Тем не менее, если оценивать словесные кружева политика хронологически, все чаще канцлер ФРГ говорит о необходимости партнерства между Россией и Европой. При этом, как зазубренная мантра, непременно звучат обвинения в «аннексии» Крыма, что, якобы, и является поводом вспомнить о санкциях и необходимости изоляции нашей страны.

В то же самое время российская власть ведет себя последовательно и без суеты. Мы стоим на том, что ни с кем ссориться не хотим и готовы вступить в конструктивный диалог с любым государством, обсудить взаимовыгодные предложение какой угодно страны. Однако сами за потенциальными партнерами не бегаем, ни к чему нам это. Россия вполне самодостаточна и острой нужды в беззаветной любви со стороны того же Евросоюза не испытывает. Тем более, что хватает стран, готовых сотрудничать с нами без всяких предварительных оговорок и условий. И это не какие-нибудь худосочные захудалые государства, а стремительно растущие экономики вроде стран БРИКС, к примеру.

Но давайте вернемся к Европе. Какие такие чудеса произошли, побудившие членов ЕС вдруг активно заговорить о том, что они видят в России своего партнера? Причин здесь, как обычно бывает, несколько.

В нынешний век меркантильных геополитических отношений ничто так не способствует дружбе между государствами, как взаимные экономические интересы. И тут Европа спохватилась, что, заигравшись с санкциями и изоляцией, она вырыла себе уже солидную яму. Западная нефтянка и европейские производители продовольствия страдают особенно сильно. Да и бизнес-лобби той же Германии не устает напоминать своим властям, что Россия — важный торговый партнер ФРГ.

Никак нельзя упускать из виду и то, что рядовые европейцы, мягко говоря, не полностью поддерживают своих лидеров в их антироссийских нападках. К примеру, абсолютное большинство немцев с самого начала были против идеи изоляции России. Народным недовольством активно пользуется европейская оппозиция. Так, о необходимости наладить отношения с нашей страной неустанно заявляет лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен. Ее последователи нашлись и в Польше в лице кандидата в президенты Магдалены Огорек. Разумеется, нынешним лидерам европейских стран идти на конфронтацию с собственными избирателями совсем не хочется. А потому все больше первых лиц государств Европы официально заявляют, что с Россией надо искать партнерства.

Слова премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, президента Чехии Милоша Земана и министра национальной обороны Греции Паноса Камменоса — яркие тому подтверждения. То есть на Западе происходит четкое осознание: из-за конфронтации ЕС и России Европа начинает сама трещать по швам.

Да и причина конфликта уже стала для европейских лидеров тяжкой гирей на шее и острой костью в горле. Стоило им пальцем поманить Украину в Евросоюз, и та понеслась с такой прытью, какой государства Европы, пожалуй, не ожидали. Украинский президент Петр Порошенко без устали катается по своим новым «друзьям» и… непрерывно клянчит денег. Мол, вы же сами говорили, что надо дружить, вот и помогайте. Причем куда он девает уже полученные деньги, неведомо никому, в том числе народу незалежной — недаром тот потребовал подробного годового отчета, что удалось сделать новой киевской власти.

Да и игнорировать собственные интересы в пользу геополитических амбиций Вашингтона Европе, похоже, до смерти надоело. Вот и ищут в Евросоюзе компромиссное решение, благодаря которому удастся и с Россией отношения наладить, и США при этом не особо расстроить. То есть сценарий вырисовывается такой: Европа продолжит демонстративно журить нас за «аннексию» Крыма, призывать прекратить войну на Украине и, возможно, даже введет очередные санкции против очередных физических лиц. Однако в экономической плоскости, скорее всего, одновременно с политическим брюзжанием будет неукротимо идти России навстречу. При этом ритуальное непризнание российского Крыма Евросоюзом помехой никак не станет. Подобных примеров в мировой практике хватает, смотрите сами, вот лишь некоторые из них.

В 1988 году было провозглашено государство Палестина. На сегодняшний день его независимость признают 135 из 193 стран-членов ООН. Является Палестина и государством-наблюдателем в Организации Объединенных Наций. При этом не признают ее, в частности, Соединенные Штаты. К примеру, совсем недавно официальный представитель госдепа Джен Псаки пыталась не пустить Палестину в Международный уголовный суд, участником которого государство стремится стать. «США не признают Палестину суверенным государством, у них нет права присоединяться к МУС», — лаконичнообъяснила она причину американской неуступчивости. Примечательно здесь даже не то, что Штаты сами не являются участником Международного уголовного суда и лезут, по сути, в чужой огород — это как раз для них характерно. Занятно другое. Несмотря на непризнание независимости Палестины со стороны США, Штаты вполне себе идут с ней на контакт. Так, весной 2013 года американский госсекретарь Джон Керри рассказывал об инвестиционных планах, согласно которым Вашингтон готовился вложить в Палестину четыре миллиарда долларов.

Еще один яркий пример лукавых подходов — Косово, суверенитет которого был обеспечен НАТОвскими бомбардировщиками без всяких там лишних референдумов. Про двойные стандарты, по которым независимость Косово признает 108 государств-членов, а народу Крыма в праве на самоопределение отказывают, уже сказано много. Поэтому хочется обратить внимание на другой момент. Косово активно рвется в Евросоюз. На днях ЕС заявил, что поможет деньгами косовским реформам, а к маю намерен подписать с ним соглашение об ассоциации. При этом до сих пор не все члены Евросоюза признают независимость Косово. Суверенным государством его не считают, к примеру, Испания и Словакия (у которых есть собственные проблемы с сепаратистскими настроениями), а также Кипр, Румыния и Греция. Однако это не мешает ЕС идти на сближение с Косово — солидарность проявляется удивительная.

Очень интересная ситуация сложилась с так называемой Китайской Республикой. С 1971 года она спорит с КНР о том, кто же из них обладает истинными правами на Китай. При этом под контролем КР находится несколько островов, в частности Тайвань. Китайскую Республику признают лишь 22 государства во всем мире. Ни Европейские страны, ни США, ни Россию, ни, разумеется, КНР в этом списке вы не найдете. Но это не мешает огромному количеству государств вести дела с Тайванем. Даже Пекин, который считает законными свои права на остров, давно и регулярно проводит с руководством Тайваня неформальные встречи, во время которых налаживает транспортные, торгово-экономические и прочие связи. А уж прочий мир и вовсе не устает поднимать тайваньскую чудо-экономику. На этом острове производят целую кучу электроники, в том числе для таких гигантов, как Canon, Sony, Apple, Motorola, Microsoft и прочих.

Для России показателен опыт с Курильскими островами, в аннексировании которых нас долгие годы обвиняет Япония. Отношения между двумя нашими странами не всегда складывались гладко, однако все последние годы дело шло к потеплению. И к западным санкциям Япония присоединялась также без особой охоты, не горя желаниям портить эту положительную динамику. Как это проявляется? Видим на поверхности: Япония упорно твердит, что мы украли у нее Курилы, и страна, мол, поддерживает западные санкции. А теперь смотрим, что происходит в наших взаимоотношениях на самом деле. Объем российско-японской торговли за прошлый год вырос, причем экспортируем мы больше, чем импортируем; премьер Японии Синдзо Абэ приглашает Владимира Путина в гости; нашу промышленность ждут инвестиции из страны восходящего солнца.

Ровно то же самое происходит с Крымом. Европа переборщила в своих плясках под Вашингтонскую дудку и теперь, подсчитывая убытки, кусает локти из-за того, что отношения с Россией натянулись. Ей и дружить с нами хочется, и лицо перед США терять боязно. Так что настают времена политического маскарада. Европа хочет сближения с Россией и обязательно на него пойдет. Но непременно твердя при этом как заклинание: «И все-таки Крым не ваш». Помните анекдот про «шашечки или ехать»? Так вот Европе шашечки принципиальны, и таковыми для нее стал Крым. Ну и пусть себе рисуют их дальше. Нам-то намного важнее, насколько успешно мы «поедем».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.