Статьи

Россия не проиграла «холодную войну»

На самом деле постепенно произошла подмена понятий, когда распад Советского Союза вследствие внутренних проблем и экономических трудностей стали выдавать за результат внешнего воздействия и целенаправленных усилий западной коалиции. Не так давно в телекартинке увидел я истерику постпреда США в Собезе ООН Саманты Пауэр, исчерпавшей аргументы в споре с нашим Виталием Чуркиным. «Россия не имеет права забывать, что она не победитель, а побежденный, – в запальчивости кричала она. – Поведение Москвы возмутительно, потому что Москва, шантажируя США ядерным оружием, унижает Америку». То есть, впервые так ясно было озвучено, что американцы всерьёз считают себя победившей стороной!

Пока не сломлен дух

11р_1

Однако как-то не связалось: «побеждённый» имеет силы и возможности шантажировать и даже унижать «победителя»? Для начала вернёмся ко времени распада Советского Союза. Это о давних событиях истории мы судим по документам и воспоминаниям, а развал страны происходил на наших глазах и без нашего на то желания. (Помните референдум с положительным результатом голосования о сохранении СССР?) Случилось великое предательство элиты (увы, не первое и не последнее в этом мире), которое западные политики записали в свой актив и самоназвались «победителями». Они явно переоценили себя. К катастрофе страну толкали, прежде всего, лидеры компартий союзных республик, почувствовавшие, что могут надолго и прочно самостоятельно «сесть на царство». Кому-то это действительно удалось, кого-то последовавшие события волной смели на обочину истории. Ну и, конечно, в центре композиции – перво-последний президент СССР. Именно М.С.Горбачёв сдал с потрохами завоёванные не им стратегические позиции и экономические зоны, союзников и друзей, ракетное вооружение и уникальные технологии, материальные активы и государственные тайны – факт неоспоримый. За это ему воздалось: награждён Нобелевской премией мира, поставлен на западный кошт и довольствие. Да так, что нынешние власти России в соответствии с новым законом вынуждены были записать его Горбачёв-Фонд в «иностранные агенты» – как организацию, финансируемую из-за рубежа.

От такого вероломства пострадали страна, люди. Обратимся к статистике: «Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции к концу 90-х гг. составило лишь 22-25 процентов от уровня 1989 года. Безработица выросла до 10-12 млн. человек. Лишь за 10 лет страна потеряла более 300 млрд. долларов вывезенного капитала. Если в XX век Россия вступила в первой десятке промышленно развитых стран, то в 2000-м году она по производству промышленной продукции на душу населения оказалась на 104-м месте, а по валовым показателям производства — во втором десятке. По совокупности основных экономических показателей Россия занимала к этому времени 94-е место».

Что там говорить, удар оказался серьёзным. Усугубило его и то, что первый президент новой России тоже, что называется, лёг под американцев. Может быть, именно это утвердило С.Пауэр и её коллег в своей безусловной победе? Только вот безусловной она становится тогда, когда сломлен дух противника, исключена его возможность к сопротивлению.

С этим сразу не сложилось. Во-первых, после распада СССР у России во многом сохранился оборонный потенциал и богатые ресурсы. Во-вторых, даже в новых непростых условиях страна жила, работала и думала о будущем. Вот пример: в последнее время ряды российского флота пополнили три стратегических ракетных подводных крейсера современнейшего проекта «Борей» – «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Проектировались они в трудные девяностые, а первый корабль серии зачислили в списки ВМФ и начали строить ещё в августе 1995-го года. На ближайшие десятилетия крейсера этого проекта станут основным средством стратегического сдерживания на море. В трудные девяностые проектировались или начинали строиться баллистические ракеты «Тополь-М», «Булава», «Ангара», «Ярс», оперативно-тактические ракетные комплексы семейства «Искандер», надгоризонтальные радиолокационные станции системы дальнего обнаружения «Воронеж», станции радиоэлектронной борьбы, новейшие зенитно-ракетные комплексы, надводные корабли, самолеты, вертолёты, бронетехника нового поколения… Это так, через запятую. Но если посмотреть внимательно на любой, вводимый сегодня в строй оборонный объект, история его чаще всего начинается в непростые годы становления современной России, в 90-е.

Оборонные старания не были исключением из общей картины. В середине девяностых завели меня дороги в Екатеринбург. Время было сложное. Казалось, предприятия не развивались – с трудом выживали. А здесь я увидел экспериментальный городской трамвай, созданный на местном заводе «Уралтрансмаш». Достойный современный вагон. С тех пор на его базе выпущено уже несколько модификаций. Но та первая, «Спектр-1», была откровением – люди не остановились в жизни, работали на будущее. Завод, между прочим, не одни трамваи клепает. Самоходные гаубицы «Мста-С» – тоже его творение.

Не только уральцы продолжили созидательный путь. Новые модели выпустили на рынок автомобильные заводы. Лидеры отрасли в девяностые годы сделали ВАЗ-2110, ГАЗ-3110 «Волга», ГАЗ-3302 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок», позволившие пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. Строились дома, дороги, мосты, заводы, электростанции. Много драматичного было в тех стройках. Взять, к примеру, Бурейскую ГЭС, пуск первого агрегата которой пришёлся на 2003-й год. Люди и без зарплаты сидели и на митинги ходили и бастовали, но станцию сделали. К 2008-му году были пущены все шесть её гидроагрегатов.

Не просто было и с оборонными проектами. Тот же «Юрий Долгорукий» строился без малого четырнадцать лет. Подводный крейсер другой серии – «Северодвинск» провёл в заводских цехах семнадцать лет. Зато сегодня они уже «унижают» постпреда США в ООН.

Над головой – Эверест напечатанных долларов

11р_2

Бытует мнение, что в восьмидесятые годы американцы и саудиты по сговору обрушили рынок нефти и тем самым кончили СССР. Спору нет, шла «холодная война» и взаимных пакостей было сделано немало. Однако эта версия весьма сомнительна. У неё есть автор – Егор Гайдар. Егора Тимуровича уже нет с нами, а теория его жива. Она легко ложится на западные кальки. В России расклад иной – страна, не раз пережившая тяжелейшую разруху, всегда восстанавливалась волей народов, объединить которые в новых исторических условиях оказалось попросту некому. Трудности, так напугавшие московского экономиста, уже не кажутся непреодолимыми для таджиков, узбеков, киргизов, молдован, ищущих сегодня прокорм своим семьям в российской столице. Но и время, ностальгия по которому всё гуще и гуще, назад уже не вернуть.

А что же самоназванные «победители»? Конспирологическая теория про сговор американцев и саудитов весьма занимательна, если бы не одно «но» – Соединенным Штатам в восьмидесятые годы самим позарез нужна была дешевая нефть. Они с серьёзно подорванной экономикой только недавно выбрались из энергетического кризиса. Деградировали промышленные центры. Это особенно было заметно на крупных – Чикаго, Детройте. (Автомобильная столица США – Детройт так и не поднялась после того удара. Город потерял половину населения и в итоге дошел до банкротства.) Страна захлёбывалась гонкой вооружений – давили нарастающий дефицит федерального бюджета, инфляция (вызванная, кстати, высокими ценами на энергоносители), увеличивающийся государственный долг. Это результат, в том числе, и рейганомики – экономической политики администрации США, суть которой заключалась в постоянном кредитном стимулировании конечного спроса.

Дешевая нефть продержалась достаточно долго, аж до конца девяностых (При чём тут сговор против СССР? Страны не было уже десять лет!), и помогла на какое-то время снизить остроту проблемы. Потом к ней просто привыкли. Есть воспоминания министра финансов США в 2001-2002 гг. Пола О’Нила. На одном из совещаний по проблемам экономики в кабинете вице-президента Чейни он поднял вопрос о том, что рост дефицита госбюджета угрожает экономике. На что Дик Чейни заявил: «Рейган доказал, что дефицит госбюджета не представляет опасности».

Гром грянул в 2008-м году, когда в Соединённых Штатах начали лопаться финансовые пузыри, образованные бесконтрольным кредитованием. Лиха хватило на весь долларовый мир, который так до конца и не оправился от того кризиса. Но и США не решили свои проблемы. Над ними по-прежнему Эверестом висит всё нарастающий государственный долг, уже превышающий $18 триллионов. Что с ним делать – не знает никто. Было предложение изготовить из платины средства платежа номиналом по триллиону каждое. Узнав об этом, даже союзники-«победители» потеряли в дыхании кислород. Столь откровенного жульничества не могли перенести и они. Вопрос сняли, но проблема осталась.

Она серьёзно заботит ответственных политиков. Мир начал стелить себе соломку от обрушения американской валюты. Появился БРИКС (экономический блок Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР) – с перспективой нового мирового валютного центра. Изменилось поведение государственных центральных банков. Они стали переориентироваться с доллара на золото. По оценке экспертов Китай, например, наращивает его запасы с темпом 500 тонн в год. Серьёзно пополнила свои резервы Россия. Сейчас они превышают 1200 тонн. Запасаются золотом и наши соседи. У Казахстана его стало под двести тонн, Белоруссии – свыше сорока, Азербайджана – более тридцати, Таджикистана – около десяти, у Киргизии накоплено почти четыре тонны. (К слову, по сведениям Григория Явлинского, бывшего в начале девяностых заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, после Горбачёва в стране осталось всего 290 тонн золота. Сейчас только у перечисленных мной стран его без малого полторы тысячи тонн.)

Похожую политику ведут и ближайшие союзники американцев. У них уже есть серьёзные золотые запасы, но хранятся они в Федеральной резервной системе США. В прошлом году центробанки европейских стран предприняли попытку вернуть золото домой. Удалось это не всем. Небольшие объёмы резерва перевезли только Германия, Нидерланды и Австрия. Поговаривают, что американцы золото давно распродали. Так это или нет, сказать не может никто, потому что предметного аудита золотых резервов ФРС не делала с начала пятидесятых годов прошлого века. В последнее время проводится лишь документальная сверка.

…Если с золотом нет ясности, то с государственным долгом США как раз полная определённость. Даже в Интернете выставлен счётчик, цифирки которого мелькают чаще, чем на табло бензоколонки. Растущий долг, как наследие гонки вооружений, напоминает всем о безответственной экономической политике Соединённых Штатов и ещё о том, что последний бой «холодной войны» ещё не сыгран. Только в нём главным противником американцев будет их собственная национальная валюта.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.