shadow

Нефть, нефть, нефть… А что после?

Сегодняшний мир помешан на нефти (и в чуть меньшей степени на газе)


shadow

От цен за баррель чёрного золота зависят бюджеты многих стран, за неё ведут войны и гибнут люди. Сегодня нефть – один из рычагов управления миром. Но так было не всегда, и не всегда так будет. Давайте вспомним, какие источники энергии использовал в своём развитии наш безумный мир.

Несомненно, первым внешним источником энергии, открытым человеком, (кроме пищи, конечно), является дерево. С открытием такого замечательного свойства древесины, как способность к горению, технический прогресс человечества получил серьёзный импульс, а дрова стали основным источником энергии для не одной цивилизации. Не исключением стала и доминирующая и поныне европейская, отметившаяся в своём развитии массовой вырубкой лесов. Их становилось всё меньше, а населения – всё больше, и в XIX веке Великобритания первой столкнулась с топливным кризисом – древесины стало не хватать.


Так к концу XIX века дрова постепенно ушли в прошлое, уступив своё место углю и, в небольших количествах, газу, применявшемуся, к примеру, для освещения улиц. Нефть же была довольно экзотическим товаром, продававшимся в аптеках в маленьких пузырьках для смазывания горла при ангине. Грязный от угольной пыли и сажи Лондон – типичная картина того времени. Впрочем, в богатой лесами России ещё в начале XX века более половины энергии получали из древесины, однако в мировом масштабе уголь уже взял своё и готовился уходить, открывая дорогу углеводородам.

То, что мир стоит на пороге смены основного источника энергии, наглядно показала война моторов: румынской нефти странам Оси не хватало и немцам пришлось строить заводы по переработке угля в углеводороды. На сибирских просторах СССР в это время, кстати, по схожим причинам реализовывалась не менее интересная технология: на грузовой автомобиль устанавливалась специальная печка, в которой дрова при недостатке кислорода пережигались в углеводороды (так называемый синтез-газ), который уже сгорал в ДВС. Однако время диктовало свои условия, и во второй половине XX века мир стал таким, каким мы его знаем: прочно сидящим на нефтяной игле.

Очевидно, что длящаяся уже 50 лет гегемония углеводородов рано или поздно должна закончиться. Возможно, это произойдёт уже на нашей с вами жизни, и вовсе не обязательно для этого потребуется исчерпание существующих нефтяных запасов, альтернативный источник энергии может появиться гораздо раньше. Полностью спрос на нефть в этом случае, конечно же, не закончится, так как из неё производят огромное количество видов продукции, от грубых и грязных мазута и асфальта до утончённой искусственной кожи и туши для ресниц. Однако в мире с новым энергетическим гегемоном нефть займёт положение, аналогичное нынешнему углю: если сегодня построить благоденствие на угольных запасах не удалось Украине, то в будущем подобная участь может ожидать очень сильно (гораздо сильнее нас) зависящие от нефти страны Персидского залива.

Но что же это за таинственный новый источник энергии? Что может заменить нам нефть и газ? В эйфории 50-х и 60-х годов казалось, что век углеводородов будет краток и новым локомотивом выступит атомная энергетика, однако вскоре наращивание её мощностей замедлилось, а аварии на Три-Майл-Айленд, Чернобыле и Фукусиме возбудили у человечества настороженность к ядерной энергии. Таким образом, вопрос о новом источнике энергии пока остаётся открытым.

Рискну предположить, что им может стать водород. И дело не в том, что он идеален с точки зрения экологии (побочный продукт горения – вода), и даже не в том, что современная инфраструктура не требует адаптации к нему (классический ДВС почти готов его переваривать). Всё это является бессмысленным, пока у нас нет самого источника водорода. В самом деле, откуда взять энергию для расщепления воды на водород и кислород только для того, чтобы потом соединить их обратно, с выработкой уже меньшего из-за неизбежных потерь количества энергии?

Вполне возможно, что такой источник водорода у нас есть: по теории профессора Ларина, в недрах Земли довольно много гидридов металлов, которые, хоть и залегают на глубине в несколько сот километров (а самая глубокая созданная человеком шахта лишь 15 км), но в некоторых местах подходят к поверхности на 4-6 км. Некоторые из этих гидридов (в частности, гидрид магния) способны вступать в реакцию с водой с выделением водорода и большого количества тепла. Одно из таких месторождений предположительно находится в Тункинской котловине рядом с Байкалом. После того, как электромагнитное зондирование выявило огромную зону с аномально высокой проводимостью, академическое совещание в Геологическом институте в октябре 1989 года для проверки теории Ларина постановило рекомендовать разведочное бурение в Тункинской впадине на глубину 10-12 км. Обоснование для проекта было следующим: «бурение может иметь исключительно большое значение для энергетики и экологии, так как позволит оценить и проверить научно обоснованную возможность обнаружения принципиально нового и экологически чистого энергоресурса, могущего составить конкуренцию традиционным энергетическим источникам». Возможно, советская власть вплотную подошла к тому, чтобы стать первой в мире водородной державой! Однако раскручивающиеся процессы перестройки помешали этому, и бурение так и не было осуществлено…

Сегодня Россия является одной из крупнейших нефтяных держав, получая немалый профит от высоких цен на нефть (и даже текущие 60$ за баррель нельзя назвать низкими). Может, поэтому мы не спешим рубить сук, на котором сидим, и окунаться в неизведанный мир водородной энергетики. В самом деле, зачем обесценивать имеющиеся у нас нефтяные активы, когда их можно продать нашим «партнёрам», чтобы получить как можно больше выгоды? А переход на водородную энергетику может рассматриваться как самый высокий козырь, который стоит приберечь. И не об этом ли говорил Путин, называя Россию энергетической сверхдержавой? Да, мы занимаем лидирующие позиции в мире по углю, газу, нефти и атомной энергетике, а что будет, если к ним добавить ещё и водород?

Конечно, даже в таком случае нельзя говорить об одномоментной готовности по переходу на водородные рельсы: соответствующие технологии во многих отраслях ещё ждут своих исследователей. Однако технологии эти уже сегодняшнего дня, например, многие мировые автопроизводители работают над созданием водородомобилей, а Тойота уже выпустила первый серийный автомобиль с водородным двигателем. Разработки идут по всему миру, пока явочным порядком, без столь необходимого источника дешёвого водорода. Или они что-то подозревают?

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: