Финансы

Как крымские предприниматели выживают в условиях санкций

Крупные американские компании одна за одной покидают Крым.
О прекращении работы на полуострове уже объявили в Apple, Google, HP, Dell и других крупных компаниях. Платёжный сервис PayPal, а также системы MasterCard и Visa больше не обслуживают жителей полуострова (правда, недавно появились сообщения о том, что они вернутся в апреле). Предприниматели Крыма рассказали, как изменился их бизнес за последний год.

НИКИТА СЕМЁНОВ

директор
digital-агентстваSECL Group

Я начал свой IT-бизнес в Крыму в 2005 году, где и прожил почти всю сознательную жизнь. В начале прошлого года в один день пришли вооружённые люди без опознавательных знаков и перекрыли центр Симферополя, где я находился в тот момент. Для меня, как и для всех местных жителей, не было тайной, кто они. Через две недели я уже паковал чемоданы и решал для себя, куда ехать жить: во Львов или Москву. Это было вынужденное решение. На тот момент в Симферополе у нас работали 30 человек.
У меня нет политических предубеждений — только холодный экономический расчёт. Мои главные клиенты на тот момент находились в Украине, России и США. Сначала была фаза шока: мои украинские клиенты в течение нескольких недель начали массово отказываться работать с Крымом, некоторые российские клиенты тоже высказывали сомнения и боялись, что у нас начнётся война. Тогда для себя я решил срочно открывать офис на материковой Украине. По бизнес-показателям я выбрал Львов, где открыл офис в начале апреля. Сейчас в нём работают почти 20 человек. Тут у нас собралась целая крымско-донецкая община. Мы срочно зарегистрировали отдельное юрлицо в Украине и этим спасли украинскую часть нашего бизнеса. Параллельно мы спасали и российскую часть бизнеса, для чего перерегистрировали местную крымскую компанию в России и открыли офис в Москве.

Затем наступила фаза перераспределения ресурсов, финансов и усилий. Мы сократили крымский офис в три раза, я боялся отключений света и интернета. Собственно, отчасти мои опасения подтвердились, на тот момент мы успели вывести 70 % ресурсов из Крыма. Сейчас там работают всего десять человек. Работать в Крыму крайне сложно. Нормально не работают банки, большие сложности с переходом к местному законодательству, блокировка счетов и так далее. Но тем не менее мы продолжаем бороться и выживать в Крыму, своих в беде не бросаем. Для обхода блокировок мы настроили VPN для сокрытия нашего местонахождения и сейчас без проблем пользуемся американскими сервисами, которые нам жизненно нужны для работы. Все западные счета переоформили, чтобы их ничего не связывало с Крымом и их не блокировали. Сокращать больше никого не планируем в Крыму, но и новых сотрудников не берём, мы в стадии ожидания.

Многие наши коллеги закрылись или вывезли офисы целиком в другие регионы, часть поступила как мы. В Симферополе и Львове у нас производственные офисы, ещё один производственный офис я думаю открывать в регионе России — каком именно, пока не решил, но это тоже часть плана диверсификации. Возможно, через какое-то время мы вернёмся к вопросу развития крымского офиса, будущее покажет. Пока нам удалось обойти санкции в части блокировки сайтов. Деньги можно пускать на другой регион России, а после их отправлять на зарплаты сотрудникам в Крыму, так мы можем обойти и другие запреты.

За всё это время лично у нас было очень много проблем: не могли получать деньги безналом даже от российских компаний, сложности с перерегистрацией и новым законодательством, огромные очереди в банки, блокировка счетов в США, блокировка платёжных систем и наших аккаунтов. Однажды Google Apps для бизнеса отследил, что мы заходили из Крыма, и грозился нас заблокировать. Кроме того, сильно упал спрос на местном рынке, с которым мы раньше работали мало, а сейчас и вовсе не работаем. Все эти проблемы мы решаем одна за одной, но мне кажется, что поток проблем просто нескончаемый. Правительство России не спешит помогать местному бизнесу. Я лично очень надеюсь на мост, на льготы для местного бизнеса, на помощь в обходе санкций.

Сейчас фаза смирения. Имеем то, что имеем. В светлое будущее Крыма я не верю, как ни прискорбно: слишком много санкций и запретов, но и покидать мы его не будем. Мы заканчиваем вывод основной деятельности в другие регионы Украины, России и США, а в Крыму останется только небольшая часть команды. Другого выбора я для себя не вижу. В Крыму мы не живём, мы выживаем.

МИХАИЛ ШТЫРЛИН

генеральный директор
ГК «Легенда Крыма»

С 2010 года наша группа компаний реализует в Крыму проект создания современного крупного (20 миллионов бутылок в год) винодельческого предприятия с собственными виноградниками на площади 1 350 гектаров. Сейчас посажены свыше 300 гектаров виноградников, приобретена площадка под строительство завода и закончено его проектирование. За последний год прошло много изменений, в которых есть и плюсы, и минусы.
Минусы:
Нам пришлось менять поставщиков многих компонентов (с украинских на российских), используемых в виноградарстве (столбы, шпалера, удобрения, техника и так далее). И, как следствие, выросли цены по разным позициям от
20 % до 50 %.

Приходится привыкать к новому законодательству, намного более строгому в части лицензирования и регулирования алкогольной отрасли.

Страдаем без воды в Северо-Крымском канале. Система капельного орошения простаивает, что приводит к дополнительным тратам на полив.

Существенно усложнилась транспортная логистика до основных рынков закупок и продаж.

Теперь приходится получать разрешения на ввоз в Россию саженцев винограда из Европы (в Украине не было в этом необходимости).

Нужно заново получать документы на землю, проводить геодезические работы по межеванию участков и перерегистрировать договора аренды земли, так как все данные остались в украинском госреестре, доступ к которому Украина заблокировала.

Украинский рынок сбыта для крымских вин потерян. Для разных производителей вина в Крыму его доля составляла от 25 % до 60 %. Единственный рынок, который может компенсировать эту потерю, — российский. В случае решения всех производственных проблем с поставкой сырья (Крым не обеспечен на 100 % собственными виноматериалами) и комплектующих, с получением акцизной марки и решения проблемы транспортного сообщения потерь в объёмах производства удастся избежать. Более того, отдельные предприятия смогут увеличить эти объёмы.

Плохо работает банковская система. Помимо проблем с кредитованием (это сейчас актуально не только для Крыма), возникают трудности с переводом денег иностранным поставщикам товаров и услуг. Например, мы столкнулись с тем, что американский банк-корреспондент заблокировал из-за санкций перевод денег нашего крымского предприятия в Италию за уже оказанные услуги по архитектурному проектированию винодельческого завода. Но отсутствие возможности использовать при расчётах карты платёжных систем Visa и MasterCard — это всё же, скорее, проблема как для предприятий розницы и общепита, так и неудобство для физических лиц. Но на промышленные предприятия это влияет в минимальной степени.

Плюсы:
Существенно вырос спрос на крымские вина в России. В этом в первую очередь сыграли роль патриотическая волна в связи с присоединением Крыма, желание поддержать крымского производителя и девальвация рубля — во вторую.

В отличие от буксовавшей в Украине системы компенсации затрат на виноградники, в 2014 году нам удалось получить 30 млн рублей в рамках программы господдержки сельхозпроизводителей из российского бюджета.

В целом нам всем непросто, оптимизм улетучился, пессимизм и неуверенность в будущем нарастают. Успокаивает лишь сравнение с тем, что происходит в Украине.

ВИКТОРИЯ БАКАЛЬЧУК

руководитель
отдела продаж
Present-Crimea

Больше десяти лет наша компания занимается продажей цветов и подарков, а также их доставкой по всему Крыму. Я считаю, что в целом ажиотаж вокруг прекращения работы Visa и MasterCard преувеличен. Потери понесли крупные маркеты и субъекты рынка, долю оплат в которых занимали платежи терминалами. Если взять в расчёт то, что на полуострове была проблема с выпуском карт и обзавелись ими немногие, потребитель безболезненно перешёл на наличные расчёты. Мы мониторили ситуацию каждый день, поэтому оперативно подключились к платёжной системе, которая зарегистрирована в Москве, и платежи наших клиентов происходят без проблем независимо от того, в каком городе они находятся.
Цены поставщиков выросли в два, а то и в три раза — в зависимости от позиций. Здесь, с одной стороны, повлиял курс доллара, с другой — проблема с доставкой товара на полуостров. Цветы не выдерживают долгих переездов, и задержки на пароме вынуждают нас отправлять товар авиакомпаниями, что не может не влиять на его входящую цену. Для клиентов цена за год выросла в среднем на 40–50 %, мы максимально сдерживаем удорожание за счёт оборота и внутренних сокращений издержек. Конечно, товары первой необходимости сейчас в приоритете, и мы не можем поднять розничные цены пропорционально росту закупочных, поэтому сфера услуг и цветочный рынок сейчас не дают той рентабельности, которая была год назад.

Настроения в бизнес-сообществе можно разделить условно на два направления. Новые компании, которые появляются и за счёт привлечения инвестиций извне осознанно идут на убытки, завоёвывая рынок. Старые игроки, которые имели налаженные каналы сбыта и поставок, не готовы на дополнительные расходы.
И те и другие ведут бизнес по своим правилам. Первые убивают сложившиеся цены и методы работы на рынке услуг, вторые — либо принимают эти правила и пересматривают политику, либо находят новые ниши.

ЕЛЕНА НОВИКОВА

генеральный директор рекламного агентства
«Пандора Юг»

В России другие требования к местам под размещение рекламы и другие ГОСТы для самих металлических конструкций. В итоге ни одна из тех конструкций, которые сейчас стоят в городах и на трассах, не соответствует им. Мало того, что две трети всех конструкций вообще уберут, — те, что останутся, нужно будет или переделывать, доводить до ГОСТа, или изготавливать новые. И то и другое несёт за собой огромные затраты.

Сейчас разрабатываются схемы мест для размещения наружной рекламы (борды, ситилайты). После этого все места будут выставлены на торги, а это значит, что владеть ими смогут только крупные рекламные фирмы, у которых есть богатые инвесторы не в Крыму.
Таким образом, малый и средний бизнес в этом направлении просто умрёт, так как мы не сможем конкурировать. Без работы останутся тысячи крымчан: дизайнеры, менеджеры, поклейщики, монтажники и прочие рабочие. Мы пытаемся противостоять этому процессу, создали союз операторов Республики Крым, в который входят более 20 фирм, которые не хотят остаться без своего бизнеса.

Из Крыма ушли все крупные заказчики и производители из Украины, а российские ещё не зашли в том же объёме. То есть количество клиентов сократилось примерно в два раза. Те, что остались, — в основном это крымские заказчики.

После резкого перехода Крыма в состав России у многих предпринимателей, в том числе и у меня, банки, в которых были открыты расчётные счета, свернули свою деятельность за один день и скрылись с нашими деньгами. У меня лично осталось 80 тысяч гривен (около 210 тысяч рублей) в «Имэксбанке» — я не могу их забрать до сих пор. Для меня это значительная сумма. Многие украинские заказчики, не имея возможности оплачивать нам далее по безналу, просто оказались в наших должниках, и мы опять понесли убытки. Работа выполнена, а деньги мы не смогли получить.

МАРИЯ КАРАЧАЕВСКАЯ

помощник руководителя компании UniSol

Нашей компании, которая занимается разработкой мобильных приложений для ресторанно-гостиничной сферы, нет ещё и двух лет. Мы начинали свою работу с Крыма, но с собирались выйти и за его пределы.

Поскольку мы оказываем услуги, то переход в Россию для нас был относительно безболезненным. Трудности были в переоформлении документов, но и то — скорее из-за того, что всем предпринимателям Крыма нужно было это делать.
Серьёзнее повлияли санкции. В первую очередь это блокировка аккаунтов всех крымских разработчиков со стороны Apple и Google. Но русские — народ изобретательный, они найдут выход из любого затруднительного положения (VPN, расширение смены IP и так далее).

Поскольку работаем и по всей России, то ограничения для Крыма не наносят огромного ущерба, как американским и европейским филиалам компаний, которые вынуждены переезжать. Тех сотрудников, которых переезд не устроил, вынуждены были сократить. Ну и заблокированы сервисы для фрилансеров oDesk и Elance, что также ведёт к большой безработице среди IT-специалистов. Нас сокращения обошли стороной.

Многие наши клиенты приостанавливают какие-либо маркетинговые движения: неизвестно, что будет завтра. В Крыму цены абсолютно на всё выросли в два раза, поэтому стоимость и наших услуг подорожала (но, конечно, не настолько). Нашу сферу не ждёт в Крыму ничего хорошего. Исключения составляют компании, которые работают на внутренний рынок. В то же время это даёт толчок для развития отечественного софта. Пора и самим производить хорошие вещи.

ВИТАЛИЙ ВЕНДА

директор сети розничных магазинов «Парк цифровых технологий»

В первую очередь полностью изменились законодательство и принципы налогообложения, переход на новые рельсы был достаточно болезненным для многих предпринимателей. Мы подошли к этому вопросу серьёзно, перерегистрировались в мае и стали активно обучать свой персонал новым стандартам работы: в первую очередь это касалось бухгалтерии и кадрового отдела. Но многие тянули до последнего.

Второй вопрос — поставки товара из Украины. Полная отмена поставок ударила в первую очередь по тем, кто вёз до последнего продукцию от прежних партнёров. Те же, кто уже в середине 2014 года переключился на поставщиков из России, уже успели подписать договора и наладить процесс. Единственная загвоздка — в транспортной логистике, так как переправа в Керчи не всегда справляется. Да и стоимость доставки, особенно габаритного товара, часто бывает очень высока.
В существующей ситуации выиграли местные производители и компании. У производителей резко уменьшилась конкуренция, и те, кто решил свои проблемы с сырьевой базой, вырастили свой бизнес в разы. Такая же ситуация и с местными торговыми компаниями — такими, как наша компания. Многие украинские конкуренты ушли с рынка, а российские ещё не зашли, соответственно, есть все предпосылки для бурного развития внутри региона и увеличения доли. А HP и Dell, которые прекратили свои поставки на полуостров, в нашем регионе никогда не пользовались огромным спросом (исключение — ноутбуки, но мы их не продаём).

Очень сильно поменялась структура спроса. Повысились заработные платы бюджетников, в то же время покупательская способность среднего класса снизилась. Это повлекло рост продаж категорий товара средней и дешёвой ценовой группы и снижение в премиальном сегменте.

Структура закупок и ведения бизнеса в целом также очень изменилась. Российский рынок привык работать в рубле, а украинский был больше завязан на доллар. К этому тоже пришлось адаптироваться, хотя при нынешних скачках курса закупки в рубле — это, скорее, плюс.

В общем и целом 2014 год для крымских предпринимателей был очень неоднозначным. С одной стороны, переход на новое законодательство, рост курса доллара и постоянные политические потрясения заставили действовать в постоянном антикризисном режиме, ежемесячно пересчитывать планы продаж и в ручном режиме работать с поставщиками. С другой стороны, этот год стал годом огромных возможностей для развития своего бизнеса в регионе.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.