Экономика и Финансы

Рецепты Прохорова

России лучше иметь 5–7 процентов роста ВВП при инфляции 17–20 процентов в год, чем падение экономики при инфляции 8–10 процентов, заявил на страницах газеты «Коммерсант» владелец группы ОНЭКСИМ и основатель партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров. В статье он изложил собственную антикризисную стратегию для нашей страны. Экономисты, впрочем, полагают, что пункты этой программы либо нельзя выполнить, либо они не приведут к перелому в борьбе с разрастающимся кризисом.

Главными задачами правительства, пишет миллиардер, должны стать снижение налоговой нагрузки на бизнес и поддержка банковской системы в целом, а не только системообразующих банков. Он пишет: «Сегодня микроэкономика — экономика домохозяйств, предприятий, регионов — важнее макроэкономики, о которой обычно так много говорится. В кризис нужно как можно быстрее перейти от стратегического принципа управления к проектному».

Переломить наступающий спад, по мнению бизнесмена, позволит «вовлечение в хозяйственный оборот массы новых земельных угодий, развитие строительства и производства стройматериалов, повышение эффективности энергетики и ЖКХ, создание единого рынка медицинских услуг как базы для развития фармацевтики».

При этом автор указывает, что сейчас, когда среди нефтедобывающих стран обостряется конкуренция за долю на мировом рынке, России нельзя допустить сокращения нефтедобычи. Если «пробуксовывают» крупные компании, нужно обратить внимание на средние и мелкие. По мнению Прохорова, переход на налогообложение исходя из финансового результата для компаний, добывающих до 2 миллионов тонн нефти в год, и вычитание из НДПИ затрат на геологоразведку позволят нарастить добычу в целом по России на 50–60 миллионов тонн в год (примерно на 10 процентов) в течение ближайших четырех-пяти лет.

— Стимулировать экономический рост, вызывая при этом дополнительно инфляцию, можно было бы за счет удешевления массового кредитования и разгона потребительской активности. Но делать это стоило, когда начинался экономический «откат» после первой волны кризиса. Однако тогда это не было реализовано. А теперь и не может быть сделано, да и не даст никакого эффекта, — заявляет руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. Он продолжает:

— Налоговые льготы для бизнеса как ключевая мера по борьбе с экономическим спадом не дадут ничего. Даже если сегодня ввести серьезные налоговые поблажки для бизнеса — он не воспрянет. Бизнес в России поражен по инерции, а вот главный «больной» – покупатель. Можно говорить о необходимости разгрузить население от долгов, резко снизить ставки кредитования, обеспечить граждан рабочими местами. В этом случае потребительская активность выросла бы. Но ничего этого не делается.

В результате снижения потребления падает экономическая активность, вызывая рост инфляции. Намного больший, чем тот, который разгонялся бы широким потребительским кредитованием и ростом спроса. И тут с Прохоровым можно было бы согласиться: действительно, лучше иметь относительно высокую инфляцию в здоровой, растущей экономике, в которой создаются новые рабочие места и расширяется производство, чем в «больной» экономике, где рост потребительских цен разгоняется из-за сворачивания экономической активности. Но в реальности у нас такого выбора уже нет.

— Согласны ли вы с тезисом, что дополнительный рост экономики мог бы получиться за счет охвата микроэкономики — от домашних до региональных хозяйств – большим количеством проектов вместо сегодняшней практики властей заниматься лишь стратегией развития крупнейших предприятий?

— Но именно такой проектной деятельностью, по сути, занимается наше федеральное правительство под руководством Медведева — оно реагирует на частные проявления экономического кризиса. Вся предлагаемая им антикризисная программа как раз и состоит из набора частных проектиков.

Чего не хватает нашим властям – создания системной антикризисной программы, которая в целом реагировала бы на текущую ситуацию, вызванную спадом спроса. Падение цен на нефть лишь ускорило снижение экономики. Но сам спад был намного раньше вызван мощным внутренним фактором — снижением покупательской активности россиян.

— Главную задачу – обозначить свое присутствие в медийном пространстве и свой креативный потенциал – Прохоров выполнил, вызвав дискуссию. Хотя его тезисы довольно спорны. В целом можно сказать, что его советники по экономической теории бизнесмена несколько «подставили»,- отмечает председатель Экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук, профессор, «Справедливая Россия» Никита Кричевский.

— В теории экономической науки уже давно нет четкой взаимосвязи между экономическим ростом и высокими темпами инфляции. Посмотрим на пример Китая: инфляция в среднем не превышает 3 %, а рост экономики до недавнего времени был 1 0% и более ежегодно. Поэтому тезисы Прохорова можно рассматривать лишь умозрительно, поскольку практика давно доказала, что возможен другой, более предпочтительный вариант: высокий и устойчивый экономический рост вкупе с незначительными темпами инфляции. Конечно, инфляция до некоторой степени необходима. Невысокие темпы инфляции экономистами приветствуются, ведь по своим отрицательным последствиям это намного лучше, чем дефляция.

Между тем, минимум последние 15 лет мировая экономическая наука уже живет в другом измерении, нежели заявлено в тезисах Прохорова. Вообще не могу вспомнить в истории, когда высокая инфляция сочеталась бы с приличными темпами экономического роста. В 1990-х годах для многих развивающихся стран, прежде всего из Юго-Восточной Азии, было характерно сочетание высокой инфляции с положительным ростом ВВП. Но во всех этих случаях устойчивый рост экономики был невысоким, даже незначительным…

— Вы согласны с тезисом, что снижение налогового бремени на бизнес и особое внимание к проектам в микроэкономике могут сегодня многое дать для роста экономической активности в России?

— До некоторой степени этот тезис имеет право на существование. Здесь важен разумный баланс. Но в целом я не считаю, что малый бизнес правительство должно поддерживать деньгами – предприниматели сами «вырулят». Во многом неэффективность предпринимательства в России связана с его негативным имиджем в обществе. Очень многие россияне не считают бизнесменов достойными уважения. В чем виноваты сами коммерсанты. Их методы ведения бизнеса, отношение к потребителям…

Определенные организационные, нематериальные усилия со стороны государства могли бы стимулировать активность предпринимателей. Но не стоит ждать от этого какого-то судьбоносного эффекта.

Источник

По теме:

1 комментарий

Павел Ларионов 01.02.2015 at 11:38

балабол. где хваленые дешевые ё-мобили?

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.