shadow

Кризис не повод для лоббизма


shadow

krizis-kak-povod

Не секрет, что после введения российских контр-санкций, многие отечественные чиновники и бизнесмены оказались откровенно не у дел, так как руководство страны, защищая внутренний рынок и парируя западные санкции, по сути порушило множество лоббистских и «откатно-распильных» схем, существовавших в различных импортно-ориентированных отраслях. Даже партнер России по Таможенному союзу и евразийскому интеграционному процессу – Белоруссия фактически прямым текстом заявила о желании поспекулировать и нажиться на системе импортных ограничений, введенных Россией. За что и огребла по полной программе – путем введения запрета на сквозной транзит (который на самом деле был завуалированной формой реэкспорта санкционных европейских товаров в Россию) и ужесточения фитосанитарного контроля. Однако помимо внешних игроков, в этой сфере есть и целый ряд российских субъектов, желающих половить в мутной воде разговоров об экономическом кризисе свою не вполне честную рыбку. На днях в роли такого теневого лоббиста-ловца, вольно (или невольно) выступил заместитель министра связи России Алексей Волин, заявивший, что на фоне девальвации рубля цены на печатные СМИ могут вырасти до 50% и половина изданий вообще этот период не переживет и закроется. Давайте же разберемся на чем основан такой пессимистический прогноз и не попахивает ли это преднамеренным алармизмом.


Во-первых, господин Волин, припугнув профессиональное сообщество угрозой массового банкротства СМИ взял как говорится с места в карьер и предложил довольно экстравагантный метод выхода из затруднительного положения – разрешить вновь рекламу алкоголя и табака. И тут следует напомнить, что законопроект, запрещающий рекламу алкоголя в печатных СМИ и Интернете, был принят летом 2012 года. Крепкие напитки сразу исчезли из Сети, а печатным изданиям дали срок до января следующего года. По итогам первого квартала 2013 года стало понятно, что закон довольно сильно сократил рынок рекламы алкоголя и табака: доходы от рекламы в печати сократились на 5%, до 8,3 млрд руб., хотя ранее всегда наблюдался рост.

И вот на фоне заявлений господина Волина довольно незамеченной прошла новость, свидетельствующая об определенном успехе алкогольных лоббистов – правительство предложило, а Госдума одобрила частичную отмену запрета на рекламу алкоголя по ТВ, теперь можно будет рекламировать вина и пивную продукцию, правда с ограничениями по времени с 11 вечера по 7 часов утра.

Однако помимо собственно рекламного рынка в печатных и электронных СМИ, высказывания господина Волина поднимают куда более важную проблему отраслевого лоббизма и спекулятивных затруднений, которые особенно пышным цветом расцветают в период экономических проблем в государстве. Наиболее ярким примером такого рода отраслевого лоббизма, который в итоге крайне негативно сказывается на кармане потребителя, стало завышение рядом отечественных производителей цен на внутрироссийскую продукцию. В лидерах необоснованного повышения пресловутая гречка – и это при том, что Россия крупнейший мировой производитель гречихи, она растет исключительно на нашей территории, и при ее переработке используется также в основном отечественное оборудование. И при всем этом цены на гречку взлетели на волне спекулятивного ажиотажа от 20% до 55% в зависимости от региона.

Не менее активны и лоббисты из крупных торговых сетей, в особенности те, кто злоупотреблял своим монопольным положением на рынке и мог диктовать неприемлемые во многом «входные условия» для местных производителей. Так по данным Минсельхоза в результате контрсанкций РФ «выпало» почти 850 тысяч тонн импортного мяса из стран, которые попали под эмбарго (в расчете на год). И несмотря на то, что в прошлом году был достигнут дополнительный прирост более 350 тысяч мяса, и, прежде всего, по свинине и мясу птицы, крупные торговые сети не спешат перестраиваться и ищут обходные пути для завоза санкционного продовольствия в Россию.

В качестве довольно курьезного примера такого рода позиции отечественных предпринимателей можно привести случай с «Мурманским рыбокомбинатом». ОАО «Мурманский рыбокомбинат» подал в Верховный суд иск к правительству России о признании незаконным части постановления №778 от 7 августа, запретившего поставки продовольствия из западных стран, применивших санкции против России. И хотя проблема поставок рыбопродукции для российских рыбокомбинатов уже решена – правительство скорректировало санкционный список и из под эмбарго выведена молодь рыбы, необходимая для разведения, проблема остается. И заключается она в том, что даже формально российское производство очень плотно завязано на поставки иностранного сырья, причем зачастую вылавливаемого в российских же территориальных водах.

Также отраслевой лоббизм производителей и продавцов алкогольной продукции привел к тому, что Минпромторг готов рассмотреть предложение Федеральной антимонопольной службы о возвращении алкоголя в малую розницу. Это, по сути, означает возвращение торговли пивом и иными бюджетными алкогольными напитками в ларьки и иные точки нестационарной торговли. Стоит отметить при этом и то, что основным лоббистом такого разворота выступает как ни странно ФАС – еще в октябре глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на заседании правительства РФ предложил вернуть пиво и сигареты в малую розницу. По его словам, «несколько сотен тысяч малых предприятий» были вынуждены уйти из торговли из-за запрета на продажу алкоголя и табака. Но и это еще не все достижения алкогольного лобби – аккурат накануне Нового года, 29 декабря 2014 года Росалкогольрегулирование выпустило приказ об установлении новой минимальной розничной цены на крепкий алкоголь (более 28% содержания спирта) с 1 февраля 2015 года: впервые в истории МРЦ эта цена будет не повышена, а, наоборот, снижена. Бутылку 40-градусной водки емкостью 0,5 л можно будет приобрести не за 220 руб., как сейчас, а за 185 руб. Снижение минимальных цен на водку не только повысит доступность дешевой водки, но и откроет дорогу теневым производителям, не уплачивающих акцизы.

Помимо удешевления водки и возвращения пива в ларьки многие местные и региональные власти откровенно «прогибаются» под давлением лоббистов и увеличивают временные коридоры для продажи спиртного. Так, к примеру, если ранее в Подмосковье можно было приобретать алкоголь только с 11 утра до 21:00 вечера, то теперь, согласно решению Мособлдумы разрешено продавать алкоголь на территории Московской области уже с 8:00 до 23:00. Не удивлюсь если областные парламентарии в других регионах последуют примеру своих коллег из Подмосковья и даже расширят эти временные рамки, попытавшись изменить уже федеральное законодательство.

Ползучие попытки продавить возвращение рекламы именно табака и алкоголя напоминают попытки спастись от мигрени путем отрубания головы. По мнению всех сколь бы то ни было объективных экспертов и наблюдателей алкогольные и табачные лоббисты сейчас предпринимают попытки под шумок разговоров о санкциях и кризисе вернуть утраченные в 2010-2012 годах позиции и вновь начать пропагандировать свою смертоносную продукцию. Жаль, что даже ряд чиновников Минкомсвязи подключилось к этой аморальной кампании. Если уж гвоорить о спасении медиа-рынка и в особенности регионального, то имеет смысл ввести для печатных издания некие налоговые льготы, вывести из-под налогообложения те или иные сектора доходов СМИ, связанных с региональной спецификой. Следует либерализовать рынок государственного заказа и субсидирования СМИ в регионах, где зачастую именно бюджет поддерживает на плаву многие печатные издания, в частности, районные и сельские «многотиражки». С целью оптимизации рекламных потоков можно также предложи ть принятие ведомственной программы повышения представительства печатных СМИ в интернете, где рекламные бюджеты стабильно растут. Вот только для этого нужно работать на местах, консультироваться с регионами и думать как повышать конверсию СМИ. Куда как проще предложить отменить запрет на рекламу алкоголя и табака.

Думается, что государству нужно максимально жестко пресекать такого рода инициативы чиновников и следить за тем, чтобы кризис в экономике не стал временем расцвета отраслевых лоббистов – будь то табачная индустрия, пищевая промышленность, экспортно-ориентированное машиностроение или алкогольный сектор.
Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: